Русская линия
Красная звезда Мария Гришина07.07.2006 

Братья шагают в ногу

Недавно состоялось российско-белорусское командно-штабное учение «Щит Союза-2006», в ходе которого региональная группировка продемонстрировала свою готовность по обеспечению безопасности Союзного государства, двух братских народов. Это событие стало важнейшим элементом военного и военно-технического сотрудничества России и Белоруссии в рамках создания Союзного государства. А по каким еще направлениям развивается наше взаимодействие в этой сфере? Что здесь уже достигнуто и какие есть проблемы? По этим и другим вопросам наш корреспондент вела беседу, которая состоялась при содействии национального пресс-центра Республики Беларусь, с заместителем начальника админиcтративного департамента и руководителем отдела военного и оборонного сотрудничества Постоянного Комитета Союзного государства контр-адмиралом Константином КУДРЯШОВЫМ.

Визитная карточка


Кудряшов Константин Иванович родился 8 декабря 1946 года в деревне Неглово Александровского района Владимирской области. В 1969 году окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С.Попова, в 1981 году — Военно-морскую академию, в 1997 году — Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. С 1969 по 2002 год проходил службу на Военно-морском флоте. Прошел путь от командира боевой части до начальника штаба флотилии — первого заместителя командующего флотилией атомных подводных лодок. В 1995 — 2002 гг. — начальник управления заказов и поставок Военно-морского флота Минобороны РФ. С 2002 г. по настоящее время — заместитель начальника админиcтративного департамента, руководитель отдела военного и оборонного сотрудничества Постоянного Комитета Союзного государства. Профессор, действующий член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ.

— Итак, региональная группировка показала свою состоятельность. Налицо убедительный успех в деле военного и военно-технического сотрудничества России и Белоруссии…

— Действительно, учение «Щит Союза-2006» прошло весьма и весьма успешно. И региональная группировка войск (сил), которая включает в себя фактически Московский военный округ и все вооруженные силы Республики Беларусь, бесспорно, продемонстрировала успехи на пути строительства и развития вооруженных сил в рамках Союзного государства. Вместе с тем здесь еще есть ряд нерешенных проблем. И главной из них, на мой взгляд, является то, что, ввиду отсутствия необходимой законодательной базы и откладывания принятия конституции Союзного государства, остаются нереализованными многие решения, которые были подтверждены на заседаниях Совета министров Союзного государства, прошедших еще несколько лет назад. Это, например, вопросы о едином оборонном заказе, совместной программе вооружения, о совершенствовании объектов военной инфраструктуры. Если бы эти проблемы были решены, то, развивая совместные программы вооружения, их можно было бы планировать на пять и на десять лет вперед, другими словами, объединенные вооруженные силы строились бы по единому плану и единому замыслу. Пока, ввиду отсутствия основного законодательного акта, эту задачу весьма сложно реализовать.
Есть и другие проблемы, ключевые с точки зрения военно-технического сотрудничества наших стран. Например, это вопросы военно-технического обеспечения войск, тылового обеспечения, взаимодействия в рамках военно-промышленного комплекса по ряду проектов. К тыловому и военно-техническому обеспечению относится, в частности, осуществление ремонта вооружений и техники. Так вот здесь, к сожалению, тоже остается много белых пятен в законодательстве. Если бы этого не было, то, предположим, российскую технику в значительных объемах можно было бы ремонтировать на белорусских заводах и наоборот. Пока такие вопросы решаются с трудом — путем подписания отдельных соглашений, привлечения госкомпании и т. д. То есть фактически этим занимаются не напрямую военные, а различные посредничающие структуры. Нет, например, такого, чтобы вопрос о поставках или закупках вооружений решали бы напрямую министры обороны или начальники генерального штаба двух стран. Всегда нужен долгий процесс согласований.

— И тем не менее, сколько в настоящее время насчитывается действующих соглашений по военно-техническому сотрудничеству России и Белоруссии? В течение какого срока они были подписаны и введены в действие?

— Россия и Белоруссия входят в единое Союзное государство. И у нас уже очень много сделано в плане совместного взаимодействия и политической и экономической интеграции. У нас принято много соглашений о сотрудничестве в самых различных областях, например соглашение о едином медицинском обеспечении. Согласно ему любой белорус, прибывая в Российскую Федерацию, имеет право на оказание бесплатной медицинской помощи в России, так же как и россиянам в свою очередь могут быть оказаны бесплатные медицинские услуги в Белоруссии. Такие нормы не действуют в отношении никаких других двух стран на территории бывшего Советского Союза.
В военно-технической сфере в настоящее время между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действуют в общей сложности 19 соглашений о сотрудничестве. Напомню некоторые факты об истории их принятия. 8 декабря 1999 года, как известно, был подписан договор о создании Союзного государства. В развитие этого договора тогда же была подписана программа по его реализации — своеобразный протокол о намерениях. В нем отмечалось, что должны сделать вступившие в союз государства в рамках реализации положений договора.
Возьмем, например, такую проблему, как совершенствование объектов военной инфраструктуры. Соответствующая задача была поставлена еще в 2001 году постановлением Совета министров Союзного государства, в котором было принято решение разработать программу совершенствования объектов военной инфраструктуры, находящихся в распоряжении региональной группировки войск (сил). Что это значит? К примеру, имеются объекты военной инфраструктуры Республики Беларусь и есть объекты военной инфраструктуры Российской Федерации, приграничные, так сказать, к Белоруссии: аэродромы, военные склады, командные пункты управления войсками, полигоны и т. д. Это фактически те объекты, которые будут нужны, если потребует обстановка, для размещения войск Российской Федерации на территории Республики Беларусь и наоборот. На протяжении последних пяти лет в рамках Союзного государства проведена инвентаризация объектов военной инфраструктуры Белоруссии и приграничных с ней российских областей: Псковской, Новгородской, Смоленской, Брянской и др. Этим занималась специально созданная комиссия, которая отметила, в какой стадии находятся объекты инфраструктуры, какие из них нужно в первую очередь модернизировать и финансировать и т. д. Комиссия, о которой идет речь, была сформирована решением совместной коллегии министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации.
Совместные российско-белорусские предложения по развитию объектов военной инфраструктуры, сформулированные по итогам этих проверок, были направлены в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ, Министерство экономики республики Беларусь, а также министерства финансов двух стран. Но, к сожалению, у этих ведомств не нашли понимания наши инициативы: здесь считают, что объекты военной инфраструктуры необходимо развивать через национальные бюджеты. Но чиновники, к сожалению, забывают о том, что для достижения единого формата формирования вооруженных сил Союзного государства и совместной борьбы с существующими угрозами безопасности необходимо, чтобы и инфраструктурные параметры развития военного комплекса были едиными. Приведу примеры. Допустим, Российская Федерация примет решение о размещении в Белоруссии своих самолетов, и им понадобится длина разбега при взлете 2,5 км, а у находящегося в Белоруссии аэродрома она будет составлять на пятьсот метров меньше. Такие вещи, на наш взгляд, необходимо предусматривать заранее, не дожидаясь каких-либо нештатных ситуаций.

— Насколько мне известно, на содержание региональной группировки войск (сил) ежегодно выделяются средства из союзного бюджета. Могут ли все эти проблемы быть решены в этом формате?

— Все дело в том, что программа по совершенствованию объектов военной инфраструктуры требует очень больших вложений. Так, в настоящий момент подсчитано, сколько потребуется средств для модернизации 40 таких объектов: двадцати одного на территории Белоруссии и девятнадцати на территории России. Получилась такая картина: чтобы поднять эти объекты до нужного уровня, нужно 5 млрд. российских рублей. Это довольно большая сумма, рассчитанная не на один год, и она выходит за рамки финансирования региональной группировки войск. В то же время у нас на руках есть постановление Совета министров Союзного государства, указывающее, что такую программу необходимо предусмотреть, соответствующим образом оформить и реализовать. Но, к сожалению, уже пять лет прошло, а она до сих пор не выполняется.
Я скажу больше. Мы в дальнейшем планируем совместно с Министерством обороны Российской Федерации настаивать на создании согласительной комиссии из представителей Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов и Постоянного Комитета Союзного государства под эгидой Правительства РФ, которая бы обсудила все указанные вопросы и способствовала выходу из возникшего правового и управленческого тупика. Но есть и второй путь. Можно провести юридическую экспертизу тех документов, которые поступали к нам из Министерства финансов и МЭРТ РФ. Мы хотим, в частности, поставить вопрос, почему эти два ведомства выступают фактически вразрез с решением Совета министров Союзного государства.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о системе расходов бюджета Союзного государства. Какие ключевые программы получают необходимое финансирование?

— Хочу напомнить, что в 1998 году бюджет Союзного государства составлял 585 млн. рублей, тогда как в настоящее время он составляет 3,1 млрд. рублей. Как он расходуется? Основной упор делается на развитие совместных научно-технических и научно-производственных программ. Это направление «забирает» ежегодно около 40 проц. средств союзного бюджета. У России и Белоруссии таких специальных программ очень много — это и оптическое станкостроение, и спецхимволокна, и разработка новой сельхозтехники, и создание интегральных микросхем. Все эти программы очень важны, в первую очередь для расширения наших торговых и экономических связей и производственной кооперации, и поэтому они занимают первую строку в расходах бюджета Союзного государства.
Второй по значимости блок расходов — это реализация программ государственно-образующего характера, включая развитие военной сферы, систем обороны и безопасности, укрепление границ, таможенное регулирование и т. д. Он составляет порядка 25 проц. расходов бюджета Союза. В рамках этого направления в прошлом году на развитие вооруженных сил Союзного государства от Российской Федерации поступило 252,4 млн. рублей, и от Белоруссии — 60 млн. рублей, всего 312,4 млн. рублей было израсходовано на содержание региональной группировки войск (сил).
Хочу упомянуть еще об одной важной программе, которая была реализована в этой сфере — это программа укрепления внешних границ Союзного государства со странами Прибалтики (Литвой, Латвией), Украиной и Польшей. В настоящее время, например, на приграничных контрольно-пропускных пунктах вводятся в действие тепловизионные устройства на инфракрасном излучении, с помощью которых прослеживается вся полоса наблюдения и которые позволяют предотвратить любое незаконное пресечение границы.
Если далее рассматривать систему расходов Союзного государства, то еще одним важнейшим блоком является осуществление различных социальных мероприятий и программ. Речь идет об оказании помощи инвалидам и гражданам, пострадавшим во время чернобыльской аварии, льготном предоставлении путевок в дома отдыха и т. д. Расходы в этой части составляют около 13 проц. Кроме того, на содержание органов власти Союзного государства, заседания Совета министров, Высшего Государственного Совета Союзного государства уходит около 7 проц. от общих средств. Прочие расходы составляют около 12 проц. При формировании бюджета повышенное внимание уделяется прежде всего научно-техническому сотрудничеству наших стран, а также вопросам государственной безопасности.

— Наконец заключительный вопрос. Военно-техническое сотрудничество активно развивается, как известно, и в рамках СНГ, и в рамках ОДКБ. Чем, на ваш взгляд, оно отличается от принципов взаимодействия в военно-технической сфере в рамках Союзного государства России и Белоруссии?

— Если рассматривать военно-техническое сотрудничество в рамках ОДКБ и СНГ, то оно в этих организациях ведется в основном на основе межправительственных соглашений, причем в значительной мере — по каким-либо разовым мероприятиям. У нас же в Союзном государстве существуют программы развития такого сотрудничества, действует единый бюджет. То есть принципы и механизмы взаимодействия в военной сфере оказываются в корне различными. Об этом, кстати, неоднократно говорил и государственный секретарь Союзного государства Павел Павлович Бородин. Если внимательно посмотреть, то на финансирование ОДКБ из российского бюджета ежегодно уходит несколько сот миллионов рублей, тогда как бюджетные расходы Союзного государства составляют 3,1 млрд. рублей. Но дело даже не в этом. В рамках Союза Белоруссии и России действует много программ по военно-техническому сотрудничеству, обучению и воспитанию личного состава, достигнуты весомые успехи в области совместного строительства и развития вооруженных сил, развивается военно-экономическая составляющая. Есть много вопросов, решения по которым приняты и выполняются совместно Россией и Белоруссией.

http://www.redstar.ru/2006/07/0707/304.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика