Красная звезда | Андрей Гаравский | 05.07.2006 |
-Не все помнят ту отлаженную систему военных представительств, которая действовала в советское время. Это была сбалансированная система военного контроля качества вооружения и ответственности за его состояние, которая позволяла военным получать вооружение самого современного уровня, с тактико-техническими характеристиками, не уступающими, а в ряде случаев превосходящими зарубежные аналоги. Оборонно-промышленный комплекс и система военных представительств представляли внушительную силу. На многих предприятиях ОПК объемы государственного оборонного заказа составляли 90−100 процентов объема их производства, и на многих из них дислоцировалось до 5 военных представительств.
За прошедшие 20 лет, как известно, многое изменилось. Причем эти изменения носили радикальный характер. Страна перешла на рыночную экономику, резко сократилось финансирование заказов и поставок вооружения и военной техники, перестала эффективно работать прежняя нормативная база. В системе военных представительств была проведена так называемая оптимизация, а сказать откровенно — глобальное сокращение численности личного состава. Мы потеряли много высокоподготовленных специалистов, особенно среднего звена.
Вместе с тем система заказов и поставок вооружения в этот переходный период продолжала функционировать и обеспечивать процесс разработки и производства вооружения. Задачи, решаемые военными представительствами, не сократились, а по ряду направлений деятельности даже возросли. Это прежде всего ценообразование, анализ хозяйственной деятельности предприятий промышленности, проверка документации участников конкурсов, а также контроль целевого использования исполнителями ГОЗ выданных авансов.
Основной целью проведенного совещания был детальный анализ организации работ по контролю качества и приемке вооружения, военной и специальной техники, поставляемых для ВС РФ, других войск и воинских формирований и органов в новых сложившихся в нашей стране реалиях.
Мы довели военпредам, какими сегодня видятся роль и место военных представительств при выполнении заданий государственного оборонного заказа, какие предприняты организационно-технические меры со стороны руководства Минобороны, чтобы в новых условиях обеспечить эффективный контроль качества вооружения и эффективное использование выделяемых государством на эти цели средств. Эта задача остро и жестко поставлена Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию России 10 мая этого года.
Несколько слов об изменившихся условиях, в которых приходится сегодня решать задачи обеспечения вооружением наших Вооруженных Сил. Период проведения сборов совпал со значительным ростом ГОЗ: 2006 год — 237 млрд. рублей, план 2007 года — 307 млрд. рублей, а ведь совсем недавно — в 2001 году — он составлял немногим более 50 млрд. рублей.
Сегодня мы разработали новую государственную программу вооружений (ГПВ-2015 г.), которая в этом месяце должна быть представлена Президенту Российской Федерации. В проекте ГПВ-2015 г. почти две трети денежных средств (63%) планируется израсходовать на закупку новых образцов ВВСТ.
Планируется организовать закупку ВВСТ с таким расчетом, чтобы не просто поставлять в войска определенное количество образцов ВВСТ, а перевооружать сразу целые части и подразделения.
Таким образом, поставки будут осуществляться комплектами на батальон, дивизию, эскадрилью. Во главу угла встает задача не просто количества ВВСТ, а его качества и интеллектуальной составляющей.
И тут свою позитивную роль в процессе перевооружения армии и флота призвана сыграть единая система заказов и поставок вооружения, военной и специальной техники.
Она создана во исполнение Директивы министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N Д-64 в Минобороны России. Ее главными задачами являются рациональное распределение и централизованное использование ассигнований, выделяемых на оснащение армии и флота с учетом важности стоящих перед ними задач.
Следует отметить, что, несмотря на короткий срок своего существования, эта система сумела на деле доказать свою результативность и эффективность. Исходя из этого, Президентом России принято решение о формировании на ее базе единой системы заказов, действующей в интересах всей военной организации государства.
Подчеркну, что военные представительства остаются в составе Министерства обороны, возврата к децентрализованной системе управления военными представительствами и перевода проходящих в них службу военнослужащих на гражданскую службу не планируется.
Проведенная централизация системы заказов позволила снизить влияние узковедомственных подходов и начать реализацию единых подходов в проведении технической и ценовой политики Минобороны России в ходе выполнения государственного оборонного заказа, обеспечить условия для проведения комплексного анализа организации и функционирования системы контроля качества и приемки продукции.
Также она помогла активизировать работу по совершенствованию нормативных правовых и методических документов, регламентирующих деятельность военных представительств, приступить к оптимизации количества, организационной структуры и штатной численности военных представительств, осуществлять единую кадровую политику.
В целом проведенная реорганизация позволила обеспечить реализацию возложенных на Минобороны России Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 функций по организации работ по оценке соответствия вооружения и военной техники, обеспечению проведения мероприятий по повышению их качества и надежности.
В то же время анализ результатов ГОЗ-2005 и хода исполнения ГОЗ-2006, а также прошедших проверок военных представительств показывает, что проведенных мероприятий оказалось недостаточно.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — нормативная база, определяющая порядок взаимодействия военных представительств с организациями промышленности, сформирована 10 и более лет назад, а порядок их формирования и закрепления за организациями — 20 лет назад. За это время неоднократно менялся порядок размещения заказов на поставку ВВСТ, сформировались новые конкурентные условия размещения государственного оборонного заказа, а совершенствование организационной структуры военных представительств до последнего времени сводилось лишь к сокращению их численности и переподчинению в соответствии с изменением видовой структуры Вооруженных Сил. Ряд военных представительств за последние 10 лет переподчинялись до 5 раз. Таким образом, нормативная база требует существенной корректировки и уточнения.
Второе — финансирование ГОЗ. В отличие от периода 90-х годов прошлого века в последние годы наблюдается тенденция не только роста объема финансирования государственного оборонного заказа, но и 100-процентное его обеспечение. В связи с этим значительно возрастает роль участников размещения и контроля исполнения ГОЗ, и прежде всего военных представительств, в обеспечении эффективного расходования бюджетных средств финансирования ГОЗ в полном объеме. В целях достижения указанного соответствия военные представительства своей деятельностью обязаны обеспечить баланс между объемом бюджетного финансирования, а также стоимостью и количеством закупаемого вооружения, военной и специальной техники.
Необходимо признать, что одним из факторов, препятствующих достижению такого баланса, является затратный механизм ценообразования, не стимулирующий предприятия промышленности к сокращению своих затрат. Вместе с тем военным представительствам в своей деятельности необходимо начать переход к широкомасштабному анализу цен на контролируемую продукцию, распространяющемуся от рассмотрения калькуляционных статей до изучения стоимости аналогичной продукции, представленной на рынке.
Третье — проблемы взаимодействия участников размещения и контроля исполнения ГОЗ. С 1 июня 2005 года военные представительства выведены из подчинения заказывающих управлений и подчинены Управлению военных представительств.
Созданное управление должно стать инициатором и проводником идеологии работы военных представительств. Эту идеологию необходимо строить на основе детального изучения и анализа всех сторон деятельности военных представительств, их взаимодействия со всеми участниками размещения и контроля исполнения ГОЗ, и прежде всего с заказывающими управлениями. За прошедший период наработан опыт взаимодействия Управления военных представительств с управлениями заказов и поставок ВВСТ, который закреплен Временным положением о взаимодействии, утвержденным моим приказом от 5 июня 2006 г.
Необходимо отметить, что идеологом и координатором указанного взаимодействия является Управление начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предстоит провести аналогичную работу по организации и налаживанию взаимодействия с видами (родами) Вооруженных Сил Российской Федерации, главными и центральными управлениями Минобороны России, а также подготовить предложения по внесению установленным порядком изменений в ряд нормативных правовых актов как Министерства обороны, так и Правительства Российской Федерации.
Четвертое — проблемы организационной структуры военных представительств. Управление военных представительств должно обеспечить более рациональное изменение организационной структуры. Давно назрела необходимость формирования порядка оперативного управления военными представительствами в промышленных регионах. Первый шаг в этом отношении сделан — определены обязанности старших военных начальников военных представительств и утвержден состав регионов. Необходимо идти дальше — укрупнение регионов и формирование региональных служб военных представительств. Целесообразно рассмотреть возможность использования прежнего опыта работы уполномоченных и районных инженеров — начальников военных представительств.
Военным представительствам при головных исполнителях гособоронзаказа в целях проведения единой технической и экономической политики и обеспечения соответствия их требованиям технической документации на образец (комплекс, систему) в целом необходимо усилить координацию деятельности военных представительств при организациях-соисполнителях. С этой целью военным представительствам при головных исполнителях ГОЗ Управлением военных представительств делегированы полномочия по подключению к исполнению ГОЗ военных представительств на предприятиях-соисполнителях.
Эта работа очень важна, так как значительно расширяется кооперация, а также создаются вертикально интегрированные структуры промышленных предприятий. Таким образом, в этих новых условиях начальник военного представительства при головном исполнителе ГОЗ фактически должен выполнять функции не только контролера, но и организатора работ, направленных на повышение оперативности контроля и исполнения ГОЗ, что ранее возлагалось на аппарат уполномоченных.
Головные военные представительства должны усилить требовательность как за закрепленными за ними организациями, так и за соисполнителями, а также военными представительствами при них.
Как глаза и уши заказчика на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, они обязаны своевременно информировать Управление военных представительств и управления заказов и поставок ВВСТ о ходе исполнения государственного оборонного заказа, возникновении проблем с его финансированием и завершением. Это одно из требований настоящего времени.
Пятое — проблемы качества ВВСТ. В 2005 году воинскими частями предъявлена предприятиям промышленности за поставку недоброкачественной техники 1.441 рекламация (в 2004 году — 1.605 рекламаций, в 2003 году — 1.783 рекламации). В целом количество рекламаций на одно изделие уменьшается. Показатели надежности ВВСТ в основном соответствуют заданным требованиям.
Однако снижение по отношению к 2004 году количества поступивших рекламаций на 9% обусловлено уменьшением числа образцов изделий ВВСТ, находящихся на гарантийном обслуживании.
При этом с начала 1990-х годов по настоящее время общее количество рекламационных актов снизилось более чем в 10 раз, что объективно связано с общим уменьшением объемов производства ВВСТ.
Необходимо особо отметить, что с 1 января 2006 г. единая система заказов и поставок ВВСТ работает в новых условиях, заданных Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (от 21 июля 2005 г.), а также другими нормативными и подзаконными актами, принятыми для обеспечения реализации указанного закона. Ими, в частности, предусматривается широкое внедрение торгов как основного способа размещения государственного заказа, и существенно снижаются возможности государственных заказчиков по предварительному отбору исполнителей.
Важным является и то, что установленная федеральным законом «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г.) добровольность применения стандартов предъявляет особые требования к качеству подготовки проектов государственных контрактов.
Эти нововведения существенно повышают значимость осуществления военными представительствами задачи по контролю качества ВВСТ.
ЗадаЧу повышения качества разрабатываемого и поставляемого в войска оружия никто не снимает и решать ее приходится, когда полномасштабного серийного производства, как было ранее, нет. Производство в основном мелкосерийное или единичное. Оборонно-промышленный комплекс находится в стадии реформирования. Значительно изношен парк технологического оборудования; система заказов также претерпевает кардинальную перестройку. Поэтому в настоящее время значительно возросла ответственность должностных лиц за качество разрабатываемых и поставляемых в войска оружия и техники.
Шестое — вопросы военно-технического сотрудничества. Сегодня ВТС — спасительная палочка-выручалочка сохранения оборонно-промышленного комплекса страны. Ресурсы, получаемые от продажи ВВСТ, крайне необходимы для поддержания уровня оборонной промышленности.
Необходимо отметить, что в настоящее время нормативными правовыми актами в достаточной степени детализированы вопросы организации выставок, осуществления рекламы образцов ВВСТ, заключения договоров на их поставку, но не определен порядок контроля качества и приемки продукции военного назначения, поставляемой на экспорт. Сложившееся положение приводит к возможности поставки образцов ВВСТ, не прошедших полного объема контрольных испытаний, их отказам и предъявлению претензий со стороны инозаказчика к качеству поставленных изделий.
Для упорядочивания работ в данном направлении Управлением военных представительств разработан и проходит согласование проект постановления Правительства РФ, утверждающий Положение о порядке контроля качества и приемки продукции военного назначения, поставляемой на экспорт, которое устанавливает порядок взаимодействия субъектов военно-технического сотрудничества и их функции при разработке и производстве продукции военного назначения.
Каковы основные задачи участников размещения и контроля исполнения ГОЗ?
В целях обеспечения заданного качества ВВСТ и эффективного расходования средств, выделяемых на их закупку, военные представительства должны обеспечить полную реализацию полномочий, установленных Положением о военных представительствах; усилить контроль за отработкой конструкторской документации в соответствии с требованиями тактико-технических заданий, нормативных документов; исключить случаи сокращения объемов испытаний опытных образцов и выдачи положительных заключений на незавершенные этапы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Также необходимо исключить случаи приемки серийной военной техники, качество которой не подтверждено положительными результатами испытаний, а также сокращения объемов испытаний серийных образцов; повысить требовательность к предприятиям промышленности по проведению анализа дефектов вооружения и военной техники и принятию эффективных мер по устранению причин их возникновения; добиваться сокращения финансовых и материальных затрат на всех стадиях жизненного цикла вооружения и военной техники; исключить учет в структуре цены изделий затрат, не относящихся к производству продукции по заказам; своей деятельностью обеспечить повышение эффективности использования денежных средств, выделяемых на разработку и производство военной продукции; своевременно и полно информировать органы военного управления планирования развития вооружений о возникших при выполнении государственного оборонного заказа проблемных вопросах.
Органам военного управления планирования развития вооружений необходимо принять конкретные меры для обеспечения эффективной работы по ценообразованию продукции, поставляемой по ГОЗ; активизировать работу по повышению уровня специальной подготовки военнослужащих органов военного управления планирования развития вооружений и военных представительств. А также организовать подготовку нормативных и методических документов по ценообразованию в отношении продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу; подготовить стандартизованные формы государственных контрактов, предусматривающих осуществление военными представительствами необходимых процедур в ходе контроля качества и приемки продукции, а также ее ценообразования.
Управлениям заказов и поставок вооружения, военной и специальной техники предписывается включать во вновь заключаемые государственные контракты, тактико-технические задания требования об обязательном исполнении головными исполнителями государственного оборонного заказа документов по стандартизации в соответствии с областью их распространения и сферой действия; предусматривать в государственных контрактах с организациями — головными исполнителями перевод ориентировочных цен в фиксированные. Принять меры по правомерному и рациональному использованию денежных средств, выделенных на закупки ВВСТ; усилить контроль, в том числе через военные представительства Министерства обороны, за использованием головным исполнителем финансовых средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа.
Управлению военных представительств Минобороны РФ необходимо усилить контроль деятельности подчиненных военных представительств, повысить ответственность начальников военных представительств за обеспечение качества принятого ВВСТ, законного и экономного использования денежных средств, выделенных на разработку, производство и ремонт вооружения и военной техники; разработать и представить на утверждение Концепцию совершенствования деятельности военных представительств.