Литературная газета | Олег Михайлов | 05.07.2006 |
Страница за страницей воссоздаёт Сергей Карпенко подробную летопись жизни и борьбы Врангеля. Мысли и переживания генерала и тех, с кем его сталкивала судьба, живые диалоги, яркие и достоверные описания боёв, колоритные сцены тыловой жизни — всё это не просто опирается на прочную фактическую основу, но и органично переплетено с авторским художественным домыслом. Автор глубоко погружает читателя в сложный внутренний мир главного героя. И читатель будто бы вместе с Врангелем участвует в тяжёлых боях его конницы, делит с ним победы и неудачи, находится рядом во время пребывания в тылу, где, увы, царили не подвиг и самопожертвование, а жажда власти и наживы, конфликты честолюбий и интриги.
Врангель суров и непреклонен, когда сталкивается с мародёрством, которое быстро распространялось и разлагало части. Мародёров карал виселицей. А пленных? Матросов и большевиков расстреливал беспощадно. А самих кубанских казаков? Сдались молодые казаки, «мобилизованные вчера красными и насильно уведённые из станицы» и даже не сделавшие ни одного выстрела в сторону белых. Однако генерал непреклонен: «Расстрелять!» Подчинённые не сразу, не без протестов и недовольства, страшный и, по их понятиям, несправедливый приказ выполнили, хотя, как сами признались, руки «дуже тряслысь"…
Но тем и замечателен Врангель: умел быстро применяться к менявшейся обстановке и отбрасывать убеждения и навыки, оказавшиеся негодными в непривычных условиях войны Гражданской. И очень скоро, прежде Деникина, он осознал: сегодняшний пленный, оказавшийся в рядах красных по воле случая или по принуждению, уже завтра может стать надёжным бойцом Добровольческой армии. И он стал ставить в строй сначала попавших в плен кубанских казаков, а потом и ставропольских крестьян.
Выпукло и художественно достоверно нарисованы портреты известных деятелей антибольшевистского лагеря — «гетмана Украинской державы» П.П. Скоропадского, командующего Добровольческой армией А.И. Деникина и начальника его штаба И.П. Романовского, генералов A.M. Драгомирова и М.Г. Дроздовского, крупного политического деятеля и писателя В.В. Шульгина. И многих, многих других — вплоть до верного адъютанта Гаркуши. Кратки, но выразительны образы рядовых казаков и местных жителей.
Очень интересно, в деталях прослежен психологический перелом в сознании кубанских казаков, оказавшихся под началом барона, «немца» (хотя Врангель — потомок обрусевших шведов). Не черкеской и кавказскими мягкими чувяками без шпор, традиционными атрибутами формы горских казаков, но прежде всего личной храбростью и умелым командованием завоёвывает он авторитет у подчинённых.
Красные имели 5−10-кратное превосходство в силах, но Врангель безудержно вёл свои конные части от победы к победе. Тяжелейших потерь стоили эти победы: каждые два-три месяца выбывал из строя почти весь личный состав, а на место убитых, раненых и заболевших приходили новые бойцы. Кровью оплачивались и патроны со снарядами: снабжения почти не было и их приходилось захватывать у противника. Но нарастали его противоречия с Деникиным, отказавшимся от наступления на Царицын с целью соединения с войсками адмирала Колчака. Разваливался тыл, где своекорыстие торговцев породило вакханалию спекуляции, а чиновная братия «работала исключительно на себя, заботилась только об обеспечении собственного материального благополучия путём казнокрадства и мздоимства» (об этом — «Очерки истории Белого движения на юге России»). Не могло быть у добровольцев и лада с донским и кубанским казачеством, боровшимся пуще всего за сохранение своего добра и защиту от красных своих самостийных границ, а отнюдь не за спасение от большевизма всей России.
В 1918—1919 годах Врангелю не единожды удалось вырваться из лап смерти. Судьба словно хранила его для защиты Крыма — единственного клочка Русской земли, оставшегося от огромного пространства деникинского юга к весне 1920-го, — и для спасения жизней полутора сотен тысяч людей, не примирившихся с большевизмом. Последние страницы романа-хроники — будто бы приуготовление к этому заключительному акту трагедии Белого движения: одолев беспощадный тиф, он возвращается в строй, преисполненный неуёмной жажды борьбы и светлой веры в победу…
Сегодня, когда появляются стада псевдоисторических и «историко-фантастических» произведений, поверхностных и малохудожественных, особенно отраден факт выхода этой незаурядной книги. Можно упрекнуть автора в чересчур подробном, почти дневниковом характере «боевых» глав, но это второстепенный упрёк. Яркий и человечный образ Петра Николаевича Врангеля, этого рыцаря белой идеи, в бурном кровавом потоке Гражданской войны — успех историка-писателя.
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg272006/Polosy/151.htm