Русская линия
Красная звезда Владимир Кузарь04.07.2006 

Вооружения требуют контроля

Россия серьезно обеспокоена складывающейся в мире ситуацией в области контроля над вооружениями. Впервые это довольно четко прозвучало в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, где, говоря о задачах по поддержанию боеспособности российских Вооруженных Сил, Владимир Путин отметил, что вопросы контроля над вооружениями выпали из глобальной повестки. На прошлой неделе он вновь вернулся к этой теме, заявив на совещании в МИД РФ, что «нас беспокоит фактический застой в области разоружения». При этом российский лидер не ограничился констатацией факта, а предложил Соединенным Штатам приступить к консультациям о замене Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) новым соглашением в этой сфере. «Мы выступаем за возобновление диалога по важнейшим разоруженческим вопросам», — подчеркнул он при этом.

Доверие — это стабильность


Чем же продиктованы такая обеспокоенность России и ее настоятельный призыв к США вновь обратиться к проблеме контроля над вооружениями? Чтобы ответить на этот вопрос, следует возвратиться к временам «холодной войны». Именно в ее разгар Москва и Вашингтон пришли к выводу, что стратегическую стабильность можно обеспечивать не только развитием сил и средств ядерного сдерживания и некоторых других компонентов военной мощи, но и мерами по сокращению и ограничению вооружений и различными мерами доверия. Во второй половине прошлого столетия такие меры были выработаны, и они сыграли свою положительную роль в деле поддержания мира и стабильности на планете.
Одной из них, бесспорно, стал российско-американский Договор СНВ-1. Он был подписан после длительных и весьма мучительных переговоров в 1991 году и вступил в силу в 1994 году. Согласно ему стороны за 15 лет должны сократить суммарное число развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках до уровня не более 1.600 единиц. На этих носителях может быть не более 6.000 боезарядов. В справке, подготовленной недавно госдепартаментом США по поводу выполнения сторонами обязательств по Договору СНВ-1, отмечается, что Вашингтон и Москва продолжают сокращать свои арсеналы стратегических наступательных вооружений.
По состоянию на 1 января 2006 года, в соответствии с данными американского госдепа, Россия располагала 557 пусковыми установками баллистических ракет наземного базирования (СС-18, СС-19, СС-25, РС-12М), которые снабжены 2.183 боеголовками. Российские подводные лодки способны нести 292 баллистические ракеты и 1.592 боеголовки. Наша страна также имела на своем вооружении 78 стратегических бомбардировщиков (14 самолетов Ту-160 и 64 — Ту-95), которые способны нести 624 боеголовки. США обладали 500 пусковыми установками баллистических ракет наземного базирования «Минитмен-3» (всего 1.200 ракет) и 50 пусковыми установками ракет «Пискипер» (всего 500 ракет). Подводные ракетоносцы имели 432 пусковые шахты для ракет «Трайдент-1» и «Трайдент-2» (всего 3.168 боеголовок). В США развернуты 243 стратегических бомбардировщика (81 самолет B-1, 20 — B-2 и 142 — B-52), которые имеют на вооружении 1.098 боеголовок. Таким образом, у России 927 носителей ядерных вооружений и 4.399 ядерных боезарядов, а у США соответственно — 1.225 и 5.966. Однако по общему забрасываемому весу российские МБР и БРПЛ превосходят американские: соответственно 2.548 и 1.798 метрических тонн.
Выполнение Договора СНВ-1 обеспечивает разветвленная система контроля и мер доверия, в соответствии с которой Россия и США получают практически исчерпывающую информацию о состоянии стратегических ядерных вооружений сторон. По словам российского военного эксперта Владимира Дворкина, которые приводит Интерфакс, эта система включает в себя 16 типов инспекций по контролю боезарядов межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков, новых объектов, инспекций в связи с возникшими подозрениями, на переоборудованных объектах и др. Меры доверия содержат 152 вида различных уведомлений, объединенных в 10 групп.
Как логическое продолжение Договора СНВ-1 рассматривается Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Он подписан Россией и США в 2002 году и ограничивает количество оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1.700−2.200 единиц. Этих уровней они должны достичь к декабрю 2012 года. Однако в Договоре СНП не предусмотрен механизм контроля над стратегическими наступательными вооружениями. Боеголовки, хранящиеся на складах, не подлежат учету. А главное, стороны оставляют за собой право иметь тот состав и структуру стратегических наступательных вооружений, которые сочтут необходимыми. То есть практически они могут разместить все свои 2.200 боеголовок на том виде носителей, который считают наиболее надежным и эффективным, например на межконтинентальных баллистических ракетах стационарного (шахтного) базирования с многозарядной боевой частью. И тем самым получить преимущество над противоположной стороной.

Когда в отношениях тянет холодом


Уже один этот факт носит дестабилизирующий характер. Он еще более усугубляется тем, что с окончанием действия в 2009 году Договора СНВ-1 не будет и никаких мер контроля над вооружениями. Конечно, в условиях полного доверия между двумя державами можно, наверное, обойтись и без них, положившись на «джентльменское слово», как выразился президент Джордж Буш в ходе подготовки Договора СНП. Однако в большой политике, когда периоды потепления отношений прерываются очевидными похолоданиями, предпочтительнее видится поговорка «Доверяй, но проверяй», выученная и произносимая на русском языке другим американским президентом Рональдом Рейганом. Кстати, в таком состоянии, похоже, оказались нынешние отношения России и США, от которых вновь, как пишет «Вашингтон пост», потянуло холодом.
Причину тому следует искать, по мнению газеты, в неспособности Соединенных Штатов смириться с тем фактом, что «Россия больше не является рабским организмом 1990-х годов, когда она бесновалась, но в конечном счете всегда уступала, потому что была слабой». За океаном считают, что, если бы не окрепшая Россия, США уже провели бы через Совет Безопасности ООН жесткую антииранскую резолюцию, американские фирмы получили бы свободный доступ в российский энергетический сектор, что привело бы к увеличению предложения на мировом нефтегазовом рынке и соответственно к снижению цен. Да и по всему спектру международных проблем Россия проявляла бы больше готовности идти навстречу Вашингтону. Одним словом, наша страна мешает Америке вершить судьбу мира.
Оттого за океаном в адрес России и мечут гром и молнии (чего стоит одно лишь выступление в Литве вице-президента США Ричарда Чейни), обвиняя нас то в возрождении «неоимперских амбиций», то в «энергетическом шантаже», то в отходе от «демократических ценностей». Или взять применительно к рассматриваемой сегодня теме нашумевшую статью «Рост ядерного превосходства США», опубликованную в журнале «Форин афферс». Суть ее сводится к тому, что Америка должна жестче строить отношения с нашей страной, поскольку получила возможность уничтожить весь стратегический ядерный потенциал России первым же ударом. И хотя на Потомаке поспешили официально откреститься от этой статьи, появление ее в авторитетном для Америки издании может свидетельствовать лишь об одном: о стремлении Вашингтона показать, «кто в мировом доме хозяин», дать знать России, что ее ждет в случае дальнейшей несговорчивости по целому ряду международных проблем, касающихся интересов США.
И все это происходит на фоне развертывания Соединенными Штатами новой гонки вооружений, в том числе в области ядерного оружия. В частности, разрабатывается ядерная боеголовка, которая до момента подрыва могла бы проникать в грунт на глубину около 100 м. По словам главы национального управления ядерной безопасности при минэнерго США Линтона Брукса, перед конструкторами также поставлена задача сделать боезаряд модульным, для того чтобы его можно было приспособить к различным средствам доставки: баллистическим ракетам наземного базирования, подводным лодкам, стратегическим бомбардировщикам. Ведутся в Пентагоне и разговоры о необходимости глубокой модернизации носителей ядерного оружия, в первую очередь баллистических ракет. Полным ходом идут работы по созданию системы национальной противоракетной обороны, принимаются планы по милитаризации космоса.
США также демонстрируют свою решимость размещать свои вооруженные силы, военные объекты, системы вооружений вблизи границ России, полностью игнорируя возражения с нашей стороны. Например, Пентагон намерен в рамках создания системы ПРО разместить межконтинентальные баллистические ракеты в ряде стран Восточной Европы, что представляет для России определенную опасность. По словам начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Юрия Балуевского, «сам факт размещения показывает, что этот передовой район ПРО (Восточная Европа) однозначно предназначен для нивелирования стратегического потенциала России».
Конечно же Россия вынуждена соответствующим образом на это реагировать, в том числе и укреплять свой стратегический потенциал. Это строительство атомных подводных лодок, постановка на боевое дежурство ракетных комплексов «Тополь-М», испытание нового ракетного комплекса морского базирования «Булава», другие адекватные и асимметричные решения. Эти меры не направлены на поддержание, как это было в годы «холодной войны», военно-стратегического паритета (в традиционном понимании этого термина, близкого к понятию «примерное равенство») с США и Западом в целом. На то нет средств, да и нет необходимости. Достаточно быть уверенным в том, что имеющиеся в наличии силы и средства обеспечат России гарантированное выполнение задачи стратегического сдерживания.

Предложение России


Необходимо также особо подчеркнуть, что стремление Америки закрепить за собой статус единственной сверхдержавы и с этих позиций решать свои задачи вынуждает и многие другие страны принимать повышенные меры по обеспечению своей безопасности, в том числе и за счет создания потенциала ядерного сдерживания. Сегодня, помимо пяти официальных членов ядерного клуба — России, США, Великобритании, Франции и Китая — возможностями для создания ядерного оружия обладают еще около 20 стран. В это число не входят Индия, Пакистан и Израиль, не признанные в качестве ядерных держав, но обладающие ядерным оружием, и Северная Корея, заявившая о создании атомной бомбы. Эти данные привел заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны РФ Сергей Иванов в пятницу на презентации «Белой книги», подготовленной Правительством России и посвященной проблемам нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Растет и число стран, обладающих средствами доставки ядерного оружия на большие расстояния. Если три десятилетия назад всего 9 государств мира обладали баллистическими ракетами, то ныне этот вид вооружений есть в арсенале почти 30 стран, а 18 государств имеют ракеты собственного производства. Так, у всех на слуху планируемое испытание северокорейской баллистической ракеты «Тэпходон-2», дальность действия которой, как полагают, может достигать 6 тыс. километров и даже более. Совсем недавно продемонстрировал свою новую ракету Иран. Наращивают потенциал стратегических наступательных вооружений Индия и Пакистан. Объявлена модернизация ядерного арсенала Китая.
Одним словом, гонка вооружений все больше приобретает многосторонний характер, что делает ее куда менее предсказуемой и куда более опасной, чем в период советско-американской конфронтации. Тем более что ведется эта гонка без всяких правил, без каких-либо ограничителей. Да и в России с США дело идет к потере контроля над вооружениями: уже погибли Договор по ПРО и Договор СНВ-2, скоро, как уже шла речь выше, кончится СНВ-1, а еще через несколько лет — и Договор о стратегических наступательных потенциалах. Даже Договор по обычным вооруженным силам в Европе в том виде, как он есть, утратил какой-либо смысл. Это создает крайне сложную ситуацию в сфере международной безопасности и стабильности. Особенно если учесть, что конфликтный потенциал в мире, несмотря на все предпринимаемые усилия, продолжает возрастать. «Если позволить действовать инерции прежних подходов, то мир будет вновь обречен на бесплодное противостояние. Нужно переломить эти опасные тенденции», — заявил Владимир Путин, предлагая Соединенным Штатам вновь заняться вопросами контроля над вооружениями.
Не приходится сомневаться, что новая модель взаимодействия России и США в области стратегических наступательных вооружений могла бы сыграть стабилизирующую роль в международных отношениях. Она укрепила бы доверие не только между Москвой и Вашингтоном, но и с другими странами. Ведь многие государства, которые стремятся обрести эти вооружения, постоянно указывают на то, что ведущие страны делают недостаточно для сокращения своих ядерных арсеналов. Поэтому новый договор по СНВ мог бы стать первым шагом на пути вовлечения Великобритании, Франции и КНР в режим контроля над ядерными вооружениями, распространения его на страны, которые фактически обладают ядерным оружием, снижения мотивации неядерных государств к обладанию ядерным оружием.
В этой связи возникает, естественно, вопрос: а как ответят на предложение России американцы? Еще подготовка Договора СНП показала, что в условиях, когда нет перспективы симметричной угрозы, Соединенные Штаты не желают себя ограничивать. Они хотят держать руки свободными, избегать каких-либо обязательств, которые мешали бы американцам делать то, что они хотят. Кроме того, в Вашингтоне считают, о чем, в частности, свидетельствует уже упоминавшаяся статья в журнале «Форин афферс», что Россия уже не способна поддерживать высокий уровень своего сдерживающего ядерного потенциала, в то время как другие потенциальные конкуренты США, и прежде всего Китай, наращивают усилия в области стратегических вооружений, не сдерживая себя ограничениями. А посему контроль над вооружениями стал ненужным Вашингтону.
Однако ситуация меняется: США столкнулись с угрозой перенапряжения сил в Ираке, государственный бюджет трещит по швам из-за огромного дефицита, американское общество не готово к продолжению гонки вооружений, а главное — растет понимание, что одной Америке не под силу справиться с новыми вызовами и угрозами, в том числе и с распространением оружия массового уничтожения. Например, в США буквально запаниковали, не зная, что делать с северокорейской «Тэпходон-2», которая по своей дальности действия захватывает и американскую территорию.
Поэтому надо полагать, что Соединенные Штаты все же пойдут на двусторонние и даже многосторонние договоренности. Во всяком случае, Россия и США, как заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Кисляк, уже приступили к переговорам по дипломатическим каналам о договорах по стратегическим наступательным потенциалам и стратегическим наступательным вооружениям.

http://www.redstar.ru/2006/07/0407/305.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика