Русская линия
Независимое военное обозрение Виталий Струговец23.06.2006 

Неспокойный юг Содружества
В борьбе с экстремизмом и терроризмом Бишкек рассчитывает на помощь ОДКБ, Москвы и. Вашингтона

В Киргизии и в Центрально-Азиатском регионе есть силы, главная задача которых — создание исламского халифата в сердце Евразийского материка, считает Мирослав Ниязов, секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики.

— Господин Ниязов, Киргизия является членом Организации Договора о коллективной безопасности. Как вы оцениваете роль ОДКБ и для своей страны, и для Центрально-Азиатского региона в целом?

— После развала СССР эволюция развития новых государственных образований на постсоветском пространстве востребовала создания целого ряда международных организаций. Особое место среди них занимает Организация Договора о коллективной безопасности. Как вы знаете, в будущем году Договору о коллективной безопасности исполнится уже 15 лет. За это время ОДКБ из военно-политического блока превратилась в более универсальную, многофункциональную организацию, которая адекватно реагирует на вызовы и угрозы современности.

Я уверен в том, что у ОДКБ большое будущее. Почему? Во-первых, это достаточно полезная и продуктивная организация. Во-вторых, новые угрозы — терроризм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков, массовая миграция — носят транснациональный, трансграничный характер. И для противодействия им, совершенно очевидно, нужно объединить усилия. В формате ОДКБ это удается.

ОДКБ интересна и характерна еще и тем, что это достаточно гибкая организация, которая может аккумулировать как коллективный разум, так и оказывать содействие отдельно взятой стране в зоне своей ответственности.

— Возможно ли появление новой российской военной базы — в формате ОДКБ или ШОС — в Киргизии? Называют даже город, где планируется размещение такой базы, — Ош…

— Вопрос о размещении дополнительных сил на юге нашей страны никогда не стоял. И такой необходимости в настоящее время нет. Вопрос может рассматриваться в плане противодействия террористической угрозе, экстремистским силам. Можно, скажем так, поработать в этом направлении с точки зрения анализа самой ситуации. Но размещать дополнительные силы, повторюсь, необходимости сейчас нет.

— Как проходят переговоры по американской базе «Ганси» на территории Киргизии? Какая сумма аренды за базу устроит Бишкек?

— Должен сказать, что с момента дислокации авиабазы «Ганси» на территории Кыргызстана она существовала на исключительно льготных условиях. И сегодня вполне правомерно кыргызская сторона поставила вопрос об изменении условий пребывания антитеррористических коалиционных сил на территории республики. Нужно сказать, что американская сторона с пониманием подошла к нашим пожеланиям. В настоящее время идет переговорный процесс, который находится на решающей, завершающей стадии. Мы должны прийти к какому-то разумному соглашению. О размере же арендной платы, на мой взгляд, пока говорить преждевременно.

— В формате ОДКБ уже долгое время идет работа над общим списком террористических и экстремистских организаций. Какие организации внесла в этот список Киргизия?

— Решением Верховного суда республики признаны незаконными четыре организации. Они и внесены в упомянутый вами список. К экстремистским мы отнесли «Хизб ут-Тахрир». К террористическим — «Исламское движение Туркестана», «Организацию освобождения Туркестана» и «Восточно-туркестанскую партию». Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы включить в этот список «Аль-Каиду», как террористическую организацию.

— Насколько активно сторонники «Хизб ут-Тахрир» ведут себя в вашей стране? И какие угрозы существуют для Киргизии и Центрально-Азиатского региона в целом?

— Нужно признать объективно, что как в Кыргызстане, так и в других центральноазиатских республиках существуют организации, определенные силы, люди, которые исповедуют насилие как инструмент для достижения своих политических целей. Не секрет и то, что эти террористические и экстремистские организации ставят перед собой задачу создания Исламского халифата на территории всего Центрально-Азиатского региона. К достижению этой цели они готовы идти не только мирным, но и вооруженным путем. Оперативные и официальные материалы, поступающие к нам, говорят о динамизме и активизации этих достаточно опасных сил. Опасных, подчеркну, не только для Кыргызстана, но и для других республик. Не считаться с такой угрозой было бы очень легкомысленно. И в плане противодействия этой угрозе ОДКБ, конечно, имеет первостепенное значение.

Что же касается других угроз, то они связаны прежде всего с социально-экономическим положением стран региона. Это водо-земельные споры, нерешенность пограничных вопросов.

Есть и внутренние проблемы. Но пока они отдельные, их можно преодолеть. Если же обретут системообразующий характер, то могут превратиться в более серьезные.

— Ваша оценка событий на таджикско-киргизской границе 12 мая? И в этом контексте каков уровень сотрудничества с таджикскими коллегами?

— С таджикскими коллегами у нас очень плотное сотрудничество, довольно содержательное и конструктивное. Инцидент, произошедший на кыргызско-таджикской границе 12 мая, несмотря на то что были жертвы и со стороны правительственных сил, в целом показал, что у наших солдат и офицеров есть и воля и мужество защищать интересы государства. Относительно расследования событий 12 мая могу добавить, что мы продолжаем сейчас сотрудничать в этом вопросе. Спецслужбы обмениваются информацией. Сообщу, что дополнительно, кроме двух человек, задержанных в тот день, сейчас задержано еще четверо. Идут следственные действия.

— Какова сегодня ситуация на юге республики?

— Юг республики вызывает определенное беспокойство. Все инциденты, произошедшие в последние годы, связаны именно с югом: Ош, Баткен… Поэтому регион достоин особого внимания. Думаю, сегодня государство адекватно реагирует на существующие там проблемы.

Что же касается деструктивных сил, сил, которые хотят дестабилизировать обстановку, то скажу честно, что они на юге республики имеются. Однако сегодняшнему руководству Кыргызстана удалось пересмотреть составляющую наших силовых, правоохранительных органов и провести их передислокацию с тем, чтобы в рамках разумной достаточности обеспечить безопасность в регионе.

— В формате ОДКБ действует Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Что вы можете рассказать о его последних решениях?

— Работа Комитета секретарей советов безопасности весьма продуктивна. Как и, повторюсь, ОДКБ в целом. Что касается последних решений… По инициативе Кыргызстана 26 апреля состоялась встреча секретарей советов безопасности в рамках ОДКБ. Принял в этой встрече участие и Узбекистан. Нам удалось, не доводя дело до более высоких кругов, уже в рамках КССБ снять целый ряд проблем. А их, к сожалению, достаточно. Это и незавершенность делимитации границ, и внутриземельные споры, есть очаги конфликтов, которые могут стихийно возникать. Поэтому подобные встречи очень полезны и необходимы. И я считаю, что исходя из реальности новых угроз и вызовов, о которых говорил ранее, Комитет секретарей советов безопасности в рамках ОДКБ должен занимать доминирующее положение.

Имеются, конечно, и сложности. Например, на последнем заседании КССБ поднимался вопрос о том, что у нас еще не налажен обмен информацией. А в противодействии терроризму, экстремизму, наркотрафику, массовой незаконной миграции, как вы понимаете, весьма важно своевременно обмениваться различными сведениями. Вот почему государствам — членам ОДКБ нужно дойти до таких договоренностей, чтобы поставить обмен информацией на более качественно высокий уровень.

— В последнее время много говорится о попытках криминалитета прорваться во власть в Киргизии…

— Такие явления, как криминализация общества, коррупция в переходный период, носят в принципе закономерный характер. Это характерно не только для Кыргызстана, но и для других постсоветских государств. Но если взять статистические данные, то на 100 тысяч человек населения в России совершается порядка 1500 преступлений, в Белоруссии примерно столько же, в Украине — больше тысячи. В Кыргызстане на 100 тысяч человек совершается порядка 700 преступлений. Исходя из этого я бы не сказал, что криминализация общества в Кыргызстане носит исключительный характер. Не думаю, что сегодня преступность настолько сильно влияет на общественно-политическую ситуацию в стране, как некоторые это представляют. Но и говорить, что проблемы не существует, тоже неправильно. Проблема есть, и для ее решения необходимо, чтобы политическая власть проявила волю, а силовые ведомства — профессионализм и мастерство. Сегодня реально власть контролирует ситуацию.

— Как бы вы прокомментировали звучащие обвинения Киргизии в торговле людьми?

— Торговля людьми — это тоже одна из характерных бед на территории всего постсоветского пространства. Она является бедой и для Кыргызстана. Это, как вы понимаете, связано прежде всего с социально-экономическим положением страны. Кыргызстанские институты власти работают над этой проблемой. Ее разрешение потребует принятия нормативно-правовых документов, соглашений с другими государствами. То есть ситуация такова, что только силовыми методами или проведением какой-то компании ее однозначно решить просто невозможно.

Из досье «НВО»


Мирослав Ниязов родился 8 сентября 1951 года в селе Ак-Суу Московского района Чуйской области Киргизской ССР. После окончания в 1974 году Фрунзенского политехнического института (специальность инженер-механик)

работал на машиностроительном заводе им. Ленина (г. Фрунзе). С 1976 года — в органах госбезопасности. В 1991—1996 годах заместитель председателя КГБ Киргизской Республики. В 1996—1997 годах заместитель министра национальной безопасности КР. В 1998—2000 годах эксперт Жогорку Кенеша (парламента Киргизии). В 2000—2001 годах заместитель министра национальной безопасности. С 2001 года чрезвычайный и полномочный посол Киргизской Республики в Таджикистане. С апреля 2005 года и.о. секретаря, секретарь Совета безопасности КР.

http://nvo.ng.ru/concepts/2006−06−23/1_sodruzhestvo.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика