Русская линия
Красная звезда Александр Тихонов15.06.2006 

Объективность — превыше всего

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации — главный военный инспектор генерал-лейтенант Александр ЛУКИН.

Визитная карточка


Александр Павлович Лукин родился 17 ноября 1951 г. на хуторе Островском Суровикинского района Волгоградской области.
В 1973 г. с отличием окончил Ростовское высшее командно-инженерное училище. Служил в Ракетных войсках стратегического назначения командиром группы пуска, командиром ракетного дивизиона, заместителем командира ракетного полка. После окончания в 1984 г. Военной академии имени Петра Великого был назначен командиром полка ракет СС-18 «Воевода». С 1990 по 1993 г. командовал ракетной дивизией в Забайкалье. После окончания с отличием Военной академии Генерального штаба в 1995 г. был назначен в Главное оперативное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, где проходил службу заместителем начальника управления, а с 1997 г. — начальником управления. В июле 2002 г. назначен начальником Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации — главным военным инспектором.

— Александр Павлович, каков круг обязанностей и полномочия возглавляемой вами Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации?

— Деятельность Военной инспекции определена кругом задач, возложенных на нее министром обороны Российской Федерации. К числу основных из них относятся инспектирование (проверки) состояния центральных органов военного управления, видов и родов войск Вооруженных Сил, Тыла Вооруженных Сил, войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Мы осуществляем проверки выполнения ими мероприятий, предусмотренных планами их строительства и развития, а также иных вопросов, определяемых министром обороны РФ и Коллегией Министерства обороны. Военная инспекция проводит анализ реализации в Вооруженных Силах государственной политики в области обороны, выполнения плана строительства Вооруженных Сил, практики применения в войсках (силах) нормативных правовых актов в области обороны. В число наших задач входит и координация деятельности служб Министерства обороны, центральных органов военного управления и иных подразделений Минобороны по подготовке и проведению проверок органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил в целях сокращения общего количества проверок войск (сил).
Кроме того, нельзя не упомянуть и о задачах, которые возникают в порядке выполнения оперативных заданий руководства Минобороны России как в масштабе военного ведомства, так и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Таким образом, Военная инспекция занимается не только проверкой состояния войск (сил), но и изучением проблемных вопросов, возникающих в ходе реализации планов строительства Вооруженных Сил, на что тратится до 70% времени.
Что касается полномочий Военной инспекции, то их тоже довольно много. Перечислю только основные из них. Это формирование комиссий по проведению проверок, осуществляемых по решениям министра обороны Российской Федерации и его первых заместителей, руководство работой таких комиссий; подготовка и представление докладов министру обороны РФ, проектов приказов и директив министра обороны РФ по результатам инспектирования (проверок); контроль устранения недостатков, выявленных в ходе инспектирования (проверок).
Кроме того, Военная инспекция имеет право запрашивать необходимые документы и справочные материалы у органов военного управления Вооруженных Сил и должностных лиц Министерства обороны по вопросам, отнесенным к ведению Военной инспекции, а также для организации инспектирования.

— Сколько у вас подчиненных?

— Коллектив Военной инспекции достаточно небольшой — менее 30 офицеров. Но при этом задачи, которые стоят перед Военной инспекцией, офицеры и гражданский персонал решают в полном объеме и с высоким качеством.

— И как же вы успеваете с таким в общем-то небольшим числом инспекторов работать во всеармейском масштабе?

— Существуют, конечно же, и проблемы. В первую очередь это, как вы заметили, небольшой состав Военной инспекции. Круг обязанностей достаточно широк. Поэтому для решения всего комплекса задач, стоящих перед Военной инспекцией, в состав комиссии на период инспектирования войск, органов военного управления, войск (сил) и учреждений Министерства обороны привлекается необходимое количество специалистов из центральных органов военного управления и преподавателей вузов Минобороны. В целях подготовки привлекаемых в состав комиссий офицеров мы проводим с ними инструкторско-методические занятия, ставим им задачи на подготовку к проверке и непосредственно перед проверкой проводим контрольные занятия, на которых проверяем, на сколько каждый из офицеров знает методику и порядок оценки проверяемых им элементов.
Кроме того, довольно часто министр обороны РФ и его первые заместители ставят Военной инспекции задачи, возникающие в ходе реализации планов строительства Вооруженных Сил. Бывают отдельные случаи, когда коллектив Военной инспекции решает задачу подготовки к проверкам в течение нескольких дней, а то и нескольких часов.
Личному составу Военной инспекции в течение коротких отрезков времени между проведением инспекционных мероприятий приходится обрабатывать большие объемы информации. На помощь приходят современные информационные технологии, успешно применяемые личным составом в повседневной работе.

— Пожалуй, единственным бесспорным критерием боеспособности подразделения, части или соединения является победа в бою. В мирное время определить степень подготовленности того или иного воинского коллектива сложнее. Для избавления от предвзятости проверяющего нужны объективные критерии оценки. Александр Павлович, насколько существующие в настоящее время критерии позволяют выяснить истинное положение дел в воинских коллективах в ходе инспектирования?

— Оценочные критерии, по которым определяется боеспособность войск, установлены соответствующими приказами и директивами министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, главнокомандующих видами и командующих родами войск Вооруженных Сил России. Используемые критерии в полном объеме позволяют определить боевую готовность и боеспособность воинской части или соединения даже в условиях мирного времени.

— А кто разрабатывает эти критерии и чем при этом руководствуется? Почему, например, в тех же зенитных ракетных войсках отличная оценка ставится соединению в том случае, если командный пункт за управлением огнем и не менее 50% огневых подразделений за результаты боевых стрельб получают «отлично», а остальные части — не ниже, чем «хорошо». Почему именно 50%, а не 75% или не все 100% должны отстреляться на «отлично», чтобы соединение вышло в отличники?

— Порядок оценки воинского формирования разрабатывался центральными органами военного управления с участием видов и родов войск Вооруженных Сил на основе анализа элементов, определяющих способность войск (сил) осуществить перевод с мирного на военное время и выполнить задачи по предназначению. По сути дела, это система требований к состоянию войск. При этом использовались научные проработки, накопленный опыт оперативной и боевой подготовки, анализ войн и вооруженных конфликтов.
В ходе освоения действующей в настоящее время временной инструкции о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах РФ были практически проверены ее требования, изучены и учтены предложения войск, выработаны единые подходы оценки состояния воинских формирований, определены конкретные критерии оценки отдельных показателей.
Приведенный вами пример оценки боевого применения зенитного ракетного соединения основан на расчетах эффективности выполнения боевых задач войсками ПВО с учетом своих боевых возможностей. Опыт локальных войн показывает, что при нанесении неприемлемого ущерба воздушному противнику он отказывается от выполнения задач и меняет свои планы. Таким образом, полученная воинской частью оценка по результатам выполнения боевых стрельб позволяет сделать выводы об их способности сорвать, отразить или только ослабить удар средств воздушного нападения.

— Какие изменения готовятся в методику проверки состояния боеспособности частей, соединений и объединений?

— В настоящее время Военная инспекция завершает разработку инструкции о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах, в которой на основе предложений главных и центральных управлений Министерства обороны, видов и родов войск уточнены критерии оценки практически по всем направлениям деятельности органов военного управления, соединений и воинских частей.
Основные изменения коснулись таких элементов проверки, как состояние боевой и мобилизационной готовности, мобилизационной и боевой подготовки, состояние тыла и финансово-экономической деятельности и других.
Определены критерии оценки методической подготовки офицеров, что особенно актуально в условиях перехода на контрактный способ комплектования Вооруженных Сил и сокращения срока службы по призыву до одного года. Повышены требования оценки состояния защиты государственной тайны, состояния правопорядка и воинской дисциплины. Физическая подготовка личного состава Вооруженных Сил, прежде всего офицеров и прапорщиков, стала основным предметом обучения.
В основу уточнения критериев оценки положен принцип объективности. Оценка за элемент или показатель проверки должна не зависеть от субъективного мнения проверяющего.

— Понятно, что никому из командиров на инспекторской проверке не хочется ударить лицом в грязь. Большинство из них идут к результату нормальным путем — за счет оптимальной организации боевой подготовки в течение учебных периодов. Однако лихие беспредельные 1990-е годы некоторых должностных лиц, в том числе и в армии, приучили, так сказать, к «нетрадиционным» способам достижения цели (в данном случае — желанной оценки в ходе инспекции). Александр Павлович, скажите, вам или вашим подчиненным доводилось видеть попытки обмана, очковтирательства, а порой и предложения пойти на сговор, для того чтобы оценка устроила проверяемого?

— Естественно, что каждое должностное лицо стремится показать участок, за который несет ответственность, с лучшей стороны. При работе в войсках имели место случаи попыток обмана, очковтирательства.
Однако офицеры Военной инспекции, центральных органов военного управления, привлекаемые для проверки войск, имеют достаточный жизненный и служебный опыт и в полной мере способны оценить реальное положение в проверяемых органах военного управления и войсках. Кроме того, офицеры центральных органов военного управления тщательно подбираются исходя из имеющегося у них опыта и высоких морально-нравственных и деловых качеств.
Главная задача инспекторских проверок — это вскрыть и определить реальное состояние проверяемых воинских частей и оценить его в соответствии с требованиями нормативных документов. Офицеры Военной инспекции осознанно понимают свою задачу, особую роль доверия министра обороны Российской Федерации, и попытки отдельных командиров приукрашивать положение дел не влияют на объективность оценок.

— Кого и когда в Вооруженных Силах ждет следующая инспекторская проверка?

— В соответствии с планом, утвержденным министром обороны Российской Федерации, в Военной инспекции в настоящее время уже начата активная подготовка к проведению инспекторской проверки сил и войск Северного флота, которая спланирована в августе-сентябре.

— На что инспекторы в ходе работы на Северном флоте будут обращать наиболее пристальное внимание?

— Проведение инспекторских проверок в Вооруженных Силах РФ четко регламентировано руководящими документами Министерства обороны. При проведении инспекторских проверок проверяются и оцениваются все основные элементы деятельности командования и личного состава проверяемых объединений, соединений и воинских частей, а также основные вопросы строительства и развития флота. Вместе с тем в ходе работы на Северном флоте особое внимание будет уделено контролю за исполнением законодательства Российской Федерации, требований нормативных правовых актов Министерства обороны, определению реального состояния боевой и мобилизационной готовности сил и войск флота, их способности выполнить боевые задачи, а также проверке эффективности работы командования и штабов по поддержанию подчиненных органов управления, соединений и воинских частей в установленной степени боевой готовности, управлению воинскими частями в различных условиях обстановки и организации всех видов подготовки в соответствии с руководящими документами.

— И последний вопрос: как стать военным инспектором, каким образом осуществляется подбор и расстановка кадров Военной инспекции Минобороны России?

— В Военную инспекцию подбираются офицеры, имеющие богатый служебный опыт как в войсках, так и в органах военного управления, а также способные напряженно работать, ведь инспекторская проверка идет непрерывно, без пауз в течение двух недель, а продолжительность нахождения офицера Военной инспекции в командировках составляет более 150 суток в год. Военному инспектору предъявляются высокие требования к его профессиональной подготовке, практическим навыкам по управлению войсками. Это должны быть «профессора» военного дела. Ведь, чтобы иметь моральное право проверять, нужно знать предмет проверки глубже, чем знает его проверяемый. И конечно, военный инспектор должен быть исключительно честным и порядочным человеком, болеющим за интересы Вооруженных Сил и России.
Сегодняшний состав Военной инспекции — это офицеры, которые прошли службу в войсках (силах флота), имеют опыт службы в органах военного управления (в том числе и центральных). Они обладают широким кругозором и способностью не только проверить состояние войск, но и разобраться в проблемах строительства Вооруженных Сил и подготовить руководству Министерства обороны предложения по их решению.

http://www.redstar.ru/2006/06/1506/102.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика