Русская линия
Независимое военное обозрение Игорь Плугатарев09.06.2006 

Караул у трубопроводов может принять ОДКБ
В рамках Организации уже существует прецедент по охране железных дорог шести стран

Охрана нефте- и газопроводов в условиях нарастания террористических угроз может стать одной из задач Организации Договора о коллективной безопасности. Речь идет о «нитках», пролегающих по территориям стран — участниц ОДКБ: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.

Опыт есть


Причем прецедент на этот счет уже имеется, дал понять «НВО» советник секретариата Организации Договора о коллективной безопасности Александр Орлов. Он, в частности, сказал, что «в рамках ОДКБ в 2004 году принято Соглашение по прикрытию железнодорожных магистралей государств — участников Организации». И добавил, что лично у него отношение к идее участия ОДКБ в обеспечении безопасности газовых и нефтяных магистралей положительное.

При этом Александр Орлов пояснил, что тема охраны военными силами Организации газо- и нефтепроводов достаточно резонна, но сформулированной позиции руководства пока нет. В наметках же, как указал советник, речь может идти не о постоянной охране трубопроводов, а об особых периодах, которые могут возникнуть на территории любой страны. «Вот во время мероприятий по усиленному прикрытию трубопроводов вполне могли бы привлекаться коллективные силы быстрого развертывания, а также коллективные миротворческие силы, нормативная база для которых, как недавно сообщил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, в настоящее время создается», — отметил Орлов. Он также подчеркнул, что проблем здесь много, «нужна корреляция действий с основными транспортными компаниями, качающими газ и нефть».

«Если это действительно случится, — прокомментировал „НВО“ эти сведения руководитель Центра военного прогнозирования, профессор Академии военных наук полковник Анатолий Цыганок, — то можно предположить, что у Москвы, которая, как известно, доминирует в ОДКБ, есть определенные планы для усиления своего влияния в регионах Центральной Азии, на Кавказе и в Восточной Европе. Реальная охрана силами ОДКБ железнодорожных и энергетических магистралей вполне может этому способствовать».

Данное предположение отчасти подтверждается следующим фактом: как сообщили «НВО» в Антитеррористическом центре (АТЦ) СНГ, уже в сентябре этого года на территории Армении состоится антитеррористическое учение на реальной ядерной электростанции. Хотя оно пройдет под эгидой АТЦ и организуется в рамках СНГ, в нем будут задействованы и подразделения ОДКБ, расквартированные в Армении. Кроме того, в двадцатых числах июня на территории Белоруссии начнется крупное российско-белорусское учение с участием подразделений Организации.

Свидетельствует мировая практика


Позиция ОДКБ, пусть пока и прорабатываемая, не сформулированная официально, лежит в рамках тех подходов к охране энергетических магистралей, которые существуют в других странах. Например, безопасность запущенного в мае в эксплуатацию трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан возложена на военнослужащих США и воинские подразделения НАТО. Двусторонние договоренности об этом были достигнуты в прошлом году.

Помогает американцам и атлантистам Специальная государственная служба безопасности (СГСБ) Азербайджана, судя по ее собственной информации. С целью обеспечения защиты экспортных нефтепроводов на азербайджанской территории создано 8 региональных подразделений СГСБ общей численностью 800 военнослужащих. Из них 3 подразделения на севере страны — в Сумгаите, Сиязани и Хачмазе — для охраны трубопровода Баку-Новороссийск и 5 в западном направлении — в Сангачалах (Баку), а также в городах Уджар, Гаджигабул, Шамкир и Астафа — для охраны трубопровода Баку-Супса. Привлекаются они и для охраны будущего экспортного газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум.

На территории Грузии безопасность трубопроводов также контролируют американские военные вместе с прошедшими соответствующую подготовку местными воинскими контингентами численностью 400 человек. Проводятся регулярные совместные командно-штабные учения офицеров вооруженных сил Азербайджана, Грузии и Турции по обеспечению безопасности трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

В то же время тенденция в мире такова, что охрану стратегических объектов протяженностью от 500 до 3,5 тыс. км (а таковыми являются все основные трубопроводы) осуществляют частные военные организации (ЧВО) под пристальным контролем государств, в которых они действуют. При этом вооруженные силы непосредственно к обеспечению безопасности труб не привлекаются, но в охране напрямую участвуют не менее серьезные организации. Так, например, в США в рамках действующих «Правил безопасности трубопроводов США» Федеральная авиационная администрация готовит пакет нормативных актов, регулирующих использование более 8 тыс. беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В Северной Америке ЧВО также несут охрану стратегически важных объектов, и количество таких охранных организаций с каждым годом увеличивается.

Согласно разным данным, в Ираке находятся от 15 до 20 тыс. сотрудников ЧВО, оберегающих в том числе и трубопроводы. Для постоянного наблюдения за ними используются данные спутникового контроля, навигационная аппаратура и беспилотные летательные аппараты, вертолеты, автомашины. Для внутритрубной диагностики трубопровода применяются магнитные и ультразвуковые снаряды, сопровождаемые системой глобального позиционирования (GPS).

В Турции и Египте контролем за трубопроводами занимается специальная компания аэрокосмического гиганта Northrop Grumman, которая применяет для этого свои космические аппараты. Ряд частных компаний разрабатывает альтернативные государственным средствам системы выведения спутников на орбиту, в том числе и для наблюдения за трубопроводами (скажем, в июне 2004 года частный ракетоплан Cpace Ship One совершил суборбитальный полет на высоте 100 км).

… а в России — деды из ВОХРа


Что касается России, то в ней, как рассказал «НВО» руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, «за последние полтора десятка лет фундаментальные исследования в области обеспечения надежности функционирования трубопроводных систем практически не проводились» (в последнее время эксперт предметно занимался изучением этой проблемы).

Полковник Цыганок подчеркнул, что «специализированной охраны трубопроводных систем в России фактически нет». По его словам, «сотрудники Единой системы газоснабжения, в ведении которой находится 150 тыс. км газопроводов и 256 компрессорных станций, как и 30 лет назад при падении давления на одном из участков магистрали высылают аварийную бригаду, не зная, кто и что встретит ее на месте аварии». А созданная в 2002 году соответствующая служба ОАО «Спецтранснефтепродукт», как указал Цыганок, занимается только пресечением попыток вреза с целью хищения топлива.

«Военизированная охрана не в состоянии охватить все важные объекты (например, в Ставропольском крае из 400 объектов, подлежащих охране, только на 10 по распоряжению губернатора есть посты ВОХР). Вневедомственная охрана по старинке в некоторых случаях патрулирует тот или иной отрезок трубы», — пояснил руководитель Центра военпрогноза.

Но не все так плохо


В то время пока вохровцы гоняются за ворами-«сливщиками» из труб, российская компания «Газком» начинает создавать новую систему космического зондирования Земли и, по сведениям Цыганка, к 2007 году планирует вывести на орбиту два спутника серии «Стрелка» для наблюдения за транспортными системами.

Также в последнее время в РФ получила огласку идея о создании системы отечественных ЧВО для охраны трубопроводов по примеру западных. Пока она встречает ожесточенное сопротивление. «Так 15 лет назад также с порога отметалась идея о необходимости иметь в России частные охранные предприятия (ЧОПы), — сказал по этому поводу „НВО“ Анатолий Цыганок. — Как известно, теперь они нормально функционируют под патронажем МВД».

По словам эксперта, трубопроводные системы имеют оперативно-стратегическое значение для наших Вооруженных сил, поскольку существует определенная технология, когда заправка больших масс техники проводится прямо из магистральной трубы. Анатолий Цыганок привел пример: «В рамках ОАО «АК «Транснефтепродукт» действует система стратегической заправки топливом, которая фактически передала в распоряжение военных гигантскую АЗС протяженностью 20 тыс. км. Благодаря сотрудничеству с компанией Министерство обороны РФ за последние три года сократило свыше 20 собственных складов ГСМ и планирует ликвидировать еще 20. Эта фирма внесена в перечень акционерных обществ, имеющих важнейшее значение для национальной безопасности государства, и 100% ее акций находятся в федеральной собственности». «Было бы логичным, — считает эксперт, — чтобы куратором ЧВО стала именно эта компания. Причем в стране достаточно подготовленных специалистов, которые, уволившись из армии, вполне могли бы нести охрану в составе ЧВО».

http://nvo.ng.ru/wars/2006−06−09/2_odkb.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика