Русская линия
Независимое военное обозрение Владимир Иванов,
Виктор Мясников
09.06.2006 

Избранные от ОПК обеспечили себе безбедную жизнь
Программа развития вооружений до 2015 года выстроена под интересы управленцев, а не насущные потребности армии

2 июня Военно-промышленная комиссия (ВПК) при правительстве России «в основном одобрила проект Государственной программы развития вооружений на 2007−2015 годы» (ГПВ-2015). Об этом информировал представителей российских СМИ заместитель председателя комиссии генерал-полковник Владислав Путилин. Он также сообщил, что окончательная редакция программы будет представлена президенту России Владимиру Путину в июле.

Новые акценты


Беглый взгляд позволяет судить, что новоиспеченная программа страдает вкусовщиной, привнесенной, собственно, членами самой военно-промышленной комиссии (см. материал «Главная инстанция финансирования обороны страны»). Как результат — важнейшие направления развития вооружений полностью проигнорированы, то есть запланировано отставание в ряде принципиально важных военно-технических областей.

Как объявил генерал, на финансирование программы в течение срока ее реализации будет выделено 4 трлн. 939 млрд. 400 млн. рублей. Почти две трети этих средств (63%) планируется израсходовать на закупки новых образцов ВВТ.

Утверждается, что впервые за весь период развития российских ВС разработан комплексный план, реально отражающий потребности армии в вооружениях. «В рамках Государственной программы вооружений предусматривается комплектное оснащение около 200 соединений и частей, планируется закупка более 3 тыс. и проведение модернизации и специального ремонта около 5 тыс. единиц вооружения, военной и специальной техники. К 2015 году в Силах общего назначения новыми и модернизированными образцами будут оснащены 45 танковых батальонов (1400 танков), 173 мотострелковых и парашютно-десантных батальонов (4109 БМП и БМД, 3008 БТР всех типов), пять ракетных бригад (60 ракетных комплексов „Искандер“), 9 зенитно-ракетных частей (18 дивизионов зенитно-ракетной системы С-400)», — рассказал Путилин.

ВВС должны получить более 1000 боевых комплексов фронтовой и армейской авиации, ВМФ — «несколько десятков кораблей, в том числе пять атомных стратегических подводных ракетоносцев».

По словам военного чиновника, не запланировано выделение средств на строительство авианосцев. Решение этого вопроса отложено на период после 2009 года. «Мы не будем повторять ошибки тех военачальников, которые хотели бы, чтобы у нас было пять или двенадцать авианосцев», — подвел черту под этим вопросом Путилин. Целесообразность строительства авианосного флота для России действительно пока не получила серьезного обоснования. Имеющийся тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» раз в год выходит в море на учения, по сути, просто размяться. Никаких серьезных задач не выполняет, потому что их нет и не предвидится.

Но если вдруг придет желание потратить сотню миллиардов на авианосцы, строить их будут непременно в Северодвинске на «Севмашпредприятии».

Кстати, Владимир Поспелов, курирующий в ВПК военно-морскую тематику, буквально пару недель назад еще был вице-президентом Государственного центра атомного судостроения, то есть «Севмашпредприятия».

Усушка топлива


Полностью отказано в финансировании работ по баллистическим межконтинентальным ракетам с жидкостными реактивными двигателями.

Все средства пойдут в Московский институт теплотехники (МИТ) на создание твердотопливных «Тополя» и «Булавы».

Поскольку директор МИТа Юрий Соломонов отвечает в Военно-промышленной комиссии за ракетное направление, это решение не могло иметь альтернативы.

Однако 80% находящихся на боевом дежурстве российских стратегических ракет — жидкостные. И утверждения, что они — «вчерашний день», стоят слишком дорого и морально устарели — весьма голословны. УР-100 УТТХ и Р-36М (М2) самые мощные и эффективные в мире среди ракет наземного базирования, способные нести до 10 головных частей. Ни «Тополь» с ними не сравнится. Что касается цены, то «Тополь» за последние три года подорожал минимум в два раза, сравнявшись стоимостью со 100-тонной УР-100 УТТХ. И продолжает дорожать.

Производство «Тополей» было вынужденной мерой после заключения с США договора об ограничении наступательных потенциалов СНВ-2. Но после выхода Вашингтона из договора по ПРО и фактического отказа от выполнения обязательств по СНВ-2 нет смысла уничтожать ракеты, способные нести разделяющиеся головные части, а вместо них ставить более слабые «Тополя».

Американцы сумели создать высокоэнергетическое твердое ракетное топливо. У нас ничего подобного нет и не предвидится, поскольку средства идут в основном на проектирование «железа», а не на исследования процессов горения. Поэтому сбрасывать со счетов жидкостные ракеты — опрометчиво, считают эксперты.

Не так давно министр обороны Сергей Иванов так прокомментировал этот факт журналистам: «До 2112 года вопрос о разработке новой тяжелой баллистической ракеты остро не стоит. В районе 2009 года мы рассмотрим перспективу до 2030 года и тогда решим, какие это должны быть ракеты». Но к тому времени технологии могут оказаться потеряны.

Летчиков щадить не будут


ВПК отказала также в разработке беспилотных авиационных комплексов. Это, по мнению ряда экспертов, позволит США, Франции и Израилю, где работы по созданию БПЛА ведутся полным ходом, уйти в большой отрыв от отечественных авиастроителей. Эксперты слишком оптимистичны, все эти страны давно ушли в большой отрыв, а в России БПЛА вообще не будет на вооружении. Созданный еще 15 лет назад многоцелевой реактивный беспилотник Ту-300 успешно похоронен отечественными конкурентами при поддержке высших чиновников, курирующих авиационную отрасль. Два фронтовых комплекса «Пчела-2», отметившись в Чечне и на выставках, куда-то исчезли.

Между тем во всем мире идет лихорадочная работа над созданием целого спектра БПЛА: от индивидуальных микро-аппаратов до тяжелых ударных комплексов. В России нет никому до них дела. ВВС признает самолет без пилота лишь в качестве летающей мишени, а у Сухопутных войск отсутствует желание отягощать себя непривычной военной техникой.

За БПЛА просто некому порадеть, нет у него лоббистов. Все средства на НИОКР в авиации съедает истребитель 5-го поколения, а в отсутствии беспилотника теряется смысл создавать наземный комплекс управления, связи и обработки данных. По этим же причинам — отсутствие внятной концепции применения и отказ в финансировании — никогда не будут созданы легкий штурмовик и антипартизанский самолет-шипган, которые весьма пригодились бы в горной Чечне. И не возродятся конвертопланы. В то время как в США 11 млрд. долларов выделено на программы создания транспортных и разведывательных дирижаблей, у нас и слова такого не знают.

ГПВ-2015 направлена на производство вооружений, разработанных еще в 1980-е годы. Срок их службы — 20−30 лет. Это значит, что в 2030—2040-е годы армия будет вооружена, как в прошлом веке. Если учесть, что сейчас не создаются перспективные вооружения и почти не ведутся научные исследования в военной сфере, принципиально новых видов вооружения не будет. Прибавим к этому отсталую элементную базу, прекращение разработок новых боеприпасов, взрывчатых смесей, твердого топлива.

Вооружения, которые подаются как новинки, сплошь и рядом всего лишь модификации старых добрых образцов. Так фронтовой бомбардировщик Су-34 — это модификация Су-27, впервые показанная на авиасалоне в Ле Бурже в 1995 году. Крылатая высокоточная ракета Х-555 создана на базе ракеты Х-55, состоящей на вооружении три десятилетия.

Конструкторы в загоне


Принятая программа развития вооружений не только их не развивает, она программирует застой и отставание не только от США, а от всех развитых стран.

Директор любого оборонного предприятия, любой начальник цеха, даже каждый слесарь-сборщик знает, что залог успеха — стабильность производства. Когда гонят серию годами, а все технологии вылизаны, поставки комплектующих налажены, рабочие операции доведены до автоматизма, тогда гарантирован и заработок, и премии, и награды. А переход на новое изделие — это трудиться без выходных, получать голый тариф, нести убытки от брака, а иметь одни проблемы. Поэтому производственники не дружат с конструкторами.

ГПВ-2015 принята, похоже, исключительно в интересах предприятий ОПК, а не в интересах Вооруженных сил РФ. 4 триллиона рублей за 10 лет — неплохой куш. Только удастся ли эту программу довести до конца? Прежние все провалились.

Судьбы программ ОПК


К 1995 году Российская армия практически перестала получать новые образцы вооружений. В ноябре 1996 года была утверждена первая Государственная программа вооружения на 1996−2005 годы (ГПВ-2005). Главная задача — обеспечить объединение показателей бюджетного планирования и долгосрочных планов военного строительства. Через четыре года эта программа была провалена полностью: уровень оснащенности ВС современными образцами ВВТ к 2000 году снизился до 20%. Объем пригодных для эксплуатации вооружений составлял 50−70%, следующая программа ГПВ-2010 не была профинансирована в необходимом объеме. Не удалось полностью остановить процесс деградации ОПК и, что самое главное, его кадрового ресурса. Особо негативно эти процессы отразились на предприятиях второго и третьего уровня кооперации, которые производят основную часть комплектующих изделий для отечественного оружия.

Точно так же провалились и все программы реформирования оборонно-промышленного комплекса. Последняя такая попытка — создание вертикально-интегрированных структур (холдингов) — тихо умирает. Предприятия сопротивляются слиянию, поскольку управляющие компании, кроме отъема доходов, ничего не гарантируют. Реформы в оборонной промышленности исчерпали себя. Действуют управленческие схемы, где первую скрипку играют бывшие и действующие директора предприятий, а также генералы Минобороны. Зная фамилии этих людей, можно легко определить, какие предприятия и отрасли получат львиную долю средств гособоронзаказа. Они больше в реформах не нуждаются, у них есть гарантированные заказы, как в старое доброе советское время. А остальные перепрофилируются или закроются.

http://nvo.ng.ru/wars/2006−06−09/1_life.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика