Красная звезда | Юрий Авдеев | 06.06.2006 |
Что же касается Федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса (ФЦП развития ОПК), то здесь ситуация несколько иная. «Эта программа еще не готова, но разрывать госпрограмму вооружений и ФЦП развития ОПК, конечно, нельзя, потому что одно без другого просто не будет работать», — сказал С. Иванов.
Заместитель председателя Правительства РФ сообщил, что дал поручение в течение месяца Минпромэнерго активно поработать с заинтересованными сторонами, в том числе с Минэкономразвития и Минфином, и поручил аппарату ВПК и министру Владиславу Путилину еженедельно заслушивать Минпромэнерго о ходе подготовки этой программы.
«Через месяц эта программа должна быть вынесена на заседание правительства», — сказал С. Иванов.
Ранее во вступительном слове на заседании ВПК Сергей Иванов обратил внимание собравшихся на ключевые моменты рассматриваемых программ. Представленный проект новой программы вооружения разработан Министерством обороны совместно с государственными заказчиками: МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, СВР, Федеральной службой исполнения наказаний, Госнаркоконтролем, Росатомом, Госспецстроем. Он согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: Минфином, Минэкономики, Минпромэнерго, Роспромом, Роскосмосом как по экономическим показателям, так и по возможностям реализации заданий программы на предприятиях ОПК. При формировании ГПВ 2007—2015 гг. учитывались показатели основ военно-технической политики России, а также параметры других документов. Конечно же он согласован с планом строительства Вооруженных Сил на 2006−2010 годы, который утвержден Верховным Главнокомандующим. В целом проект новой программы направлен на обеспечение решения задач современного этапа строительства Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
Проект ГПВ 2007—2015 гг. имеет весьма важную особенность. Как известно, в ныне действующей государственной программе вооружения приоритет отдан проведению НИОКР. Благодаря этому на сегодняшний день уже создан необходимый научно-технический задел, который позволяет приступить к плановому переоснащению армии и флота новыми и модернизированными образцами ВиВТ. Поэтому стратегия рассмотренного проекта ГПВ 2007—2015 гг. состоит в перераспределении объемов ассигнований в сторону значительного увеличения закупок вооружения и военной техники. В новой программе вооружения на серийные закупки предусматривается выделение 63 процентов средств от всего объема финансирования.
И все же, по мнению заместителя председателя Правительства РФ — министра обороны С. Иванова, принципиально важный момент определен другим решением — производить серийные закупки, при которых в войска на оснащение батальонов, эскадрилий, дивизионов поступят не отдельные образцы ВиВТ, а комплекты. Например, планируется осуществлять не просто поставку эскадрильи самолетов, а авиационных комплексов со средствами поражения, с необходимой базой обслуживания и обеспечения. Таким образом, впервые за все время развития российских Вооруженных Сил спланировано реальное комплектное оснащение подразделений и частей.
Как пояснил первый заместитель председателя военно-промышленной комиссии — министр РФ Владислав Путилин стратегические силы остаются самым главным приоритетом. Они будут развиваться и поддерживаться на уровне, достаточном для гарантированного ядерного сдерживания, в параметрах, не выходящих за границы установленные рамками договора с США о стратегических наступательных потенциалах.
Однако соотношение расходов на поддержание необходимого уровня оснащенности стратегических сил сдерживания и общего назначения обеспечивает установленное Президентом России состояние и перспективный облик наших стратегических ядерных сил.
В программу оснащения Вооруженных Сил включено более 200 соединений и частей. ВС получат около 3.000 образцов нового вооружения различного предназначения и более 5.000 модернизированного. В Сухопутных войсках и ВДВ будет перевооружено на новые и модернизированные комплексы более 300 батальонов, несколько ракетных бригад. В ВВС и ПВО поступят более 1.000 боевых комплексов фронтовой и армейской авиации. Военно-морской флот получит несколько десятков надводных и подводных кораблей, в том числе 5 стратегических ракетоносцев.
Владислав Путилин отметил, принимая ГПВ 2007—2015 гг., комиссия четко понимает, что программа решает лишь часть задач. Прирост боевой эффективности будет только на отдельных направлениях, которые выбраны для приоритетного финансирования. Даже после 2015 года остается очень много проблемных вопросов в техническом оснащении Вооруженных Сил. Поэтому принято решение, утвердив ГПВ 2007—2015 гг., не оставлять ее закрытым документом для наращивания. Будет продолжен поиск дополнительных ресурсов по наращиванию технических возможностей ВС, прежде всего в областях высокоточного оружия для ВВС и ВМФ, интегрированных систем боевого управления.
К тому же разработчики ГПВ 2007—2015 гг. постарались построить сбалансированную систему вооружений с учетом экономических возможностей государства по обеспечению обороны и безопасности. Минимизирован типаж ВиВТ. Определены приоритеты в развитии наиболее перспективных систем оружия. Для оптимизации затрат при производстве ВиВТ серьезное внимание уделено вопросам унификации, особенно по компонентной базе и сложным комплектующим изделиям.
На Военно-промышленной комиссии предложено выработать систему, которая обеспечила бы в дальнейшем более строгий, чем сейчас, контроль за выполнением Государственной программы вооружения, проект ГПВ на 2007−2015 годы в основном был одобрен, комиссия отвела на его доработку один месяц. После этого документ представят на утверждение Президенту России.
Кроме того, на заседании отмечалось, что на первый план сегодня выдвигаются вопросы, связанные с возможностью предприятий и организаций ОПК реализовать мероприятия, запланированные проектом ГПВ 2007—2015 гг. Создание и наращивание таких возможностей предполагается проводить в рамках ФЦП развития ОПК. Понятно, что создавать наукоемкое, современное вооружение на допотопном оборудовании невозможно.
Вот почему основной целью как раз и является обеспечение разработки в необходимых количествах перспективных образцов и комплексов вооружения военной и специальной техники в соответствии с заданиями госпрограммы. Как заявил заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны С. Иванов: «Решение этой задачи предполагается обеспечить за счет разработок и внедрения передовых промышленных технологий, необходимых для создания современных ВиВТ, проведения структурной перестройки производственно-технологических мощностей ОПК, и конечно же их технического переоснащения или перевооружения. В рамках данной программы будут предусматриваться мероприятия по сохранению и развитию прежде всего наукоемких и конкурентоспособных технологий на оборонных предприятиях, определятся ориентиры для их техперевооружения».
Однако разработка этой программы несколько затянулась. Комиссия разобралась в причинах, на заседании отмечалось, что будут приняты меры к завершению этой работы в самые сжатые сроки. Разрыва между ГПВ 2007—2015 гг. и ФЦП развития ОПК быть не должно, это не допустимо.
Конечно, сейчас проблема с финансированием не стоит так остро, как пять лет назад. Но нужно обеспечить эффективное использование огромного государственного ресурса. По мнению С. Иванова: «Мы не должны допустить ситуации, когда будем, что называется, „палить“ деньги впустую. Мы должны их тратить на закупку именно современных, наукоемких, высокотехнологичных образцов техники. Не гнаться за количеством, нас должно интересовать качество. Это непременное условие эффективности выполнения этих и других госпрограмм».
Объемы финансирования задачи в проекте колеблются от 250 до 400 млрд. рублей на весь период действия программы. Сумма очень большая, для сравнения достаточно вспомнить, что в 2006 году на такие цели по всем целевым федеральным программам выделено около 7 млрд. рублей.
Заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны С. Иванов выразил уверенность, что только совместными усилиями удастся найти оптимальное решение задачи оснащения ВС, других войск и органов при рациональном использовании финансовых ресурсов.