Красная звезда | Виталий Денисов | 03.06.2006 |
В самом Приднестровье, впрочем, оценки звучат диаметрально противоположные. Власти в Тирасполе по-прежнему выступают против новых правил на украинско-молдавской границе и утверждают, что их введение обернулось реальным экономическим удушением непризнанной республики. Как бы ни оценивали ситуацию в Европе, факты убедительно это подтверждают. Так, министр экономики ПМР Елена Черненко, подводя итоги трех блокадных месяцев, сообщила, что общие потери от блокадных мер Кишинева и Киева составили 185 млн. долларов. Объем ВВП в республике упал до 52,6%.
За счет чего выживают приднестровцы? Как отметила Елена Черненко, несмотря на то что бюджет недополучил по налогам 32 млн. долларов, уровень зарплат и пенсий удалось сохранить в заданных рамках благодаря помощи россиян. «Да, мы сегодня не выполняем многие социально важные статьи, такие, как приобретение медикаментов, продуктов питания, но зарплаты, финансирование пенсий, детских домов проводится в полном объеме, и мы благодарны за это России», — сказала министр экономики. Пособия по безработице тоже практически полностью обеспечиваются российскими траншами. Всего, по ее словам, Приднестровье получило от РФ 270 млн. рублей.
Интересно, если бы этих поступлений не было и в регионе произошла гуманитарная катастрофа, что сказал бы по этому поводу Запад?..
Теперь о российской позиции. Ее в начале нынешней недели озвучил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам, «странно было наблюдать, как большинство западных политиков приветствовали решение Кишинева о перекрытии границ для поступления грузов в Приднестровье».
Глава российского внешнеполитического ведомства не стал скрывать, что усматривает двойной стандарт в политике Евросоюза по отношению к Приднестровью, с одной стороны, и к Косово и Северному Кипру, с другой. На заседании Бюро и Постоянной комиссии ПАСЕ в Москве Сергей Лавров отметил, что Россия не может поддержать действия по блокированию границ Приднестровья.
Он также привел аналогию, что в Европе вряд ли согласились бы с тем, чтобы Косово выстраивало свою торговую деятельность с внешним миром по правилам Сербии. Да и Евросоюз, по его мнению, активно поддерживает таможенную открытость Северного Кипра.
Говоря о ситуации в целом, Сергей Лавров заявил, что разрешению ситуации вокруг Приднестровской Молдавской Республики препятствует позиция Кишинева. «Пока этот вопрос будет рассматриваться исключительно в рамках унитарного государства Молдова, не думаю, что его можно будет урегулировать», — сказал он, отвечая на вопросы депутатов ПАСЕ.
Министр иностранных дел РФ напомнил, что подписать соглашение об автономном статусе Приднестровья официальному Кишиневу «не разрешили те, кто, как принято говорить, к западу от Вены». И сегодня, по его словам, власти Молдовы демонстрируют отказ от тех принципов, которые были достигнуты некоторое время назад между Кишиневом и Тирасполем по урегулированию конфликта.
Отвечая на вопрос, когда будут выведены российские войска из Приднестровья, глава МИД отметил, что там сейчас находятся, так же, как в Абхазии и Южной Осетии, только российские миротворческие силы. Кроме того, отметил Лавров, в Приднестровье, «помимо миротворцев, находятся еще 500−600 военнослужащих, охраняющих склады боеприпасов». Их вывод был приостановлен в 2003 году. По мнению Лаврова, это произошло из-за того, что «Молдове не дали подписать» план урегулирования, предложенный российской стороной.
«Приднестровье воспринимает навязанный извне таможенный режим как политически мотивированную блокаду. Такое впечатление усиливает позиция молдавской стороны, которая игнорирует законные озабоченности Тирасполя и наотрез отказывается обсуждать в многостороннем формате таможенно-пограничную проблематику, относя это к двусторонней компетенции Молдавии и Украины».
Постоянный представитель РФ в Совете ОБСЕ
А. БОРОДАВКИН .
То, что российская сторона намерена твердо и последовательно отстаивать свою позицию, подтверждает и подписание на прошлой неделе в Москве Российско-Приднестровского протокола, подпись под которым поставили вице-премьер Правительства России Александр Жуков и президент ПМР Игорь Смирнов.
«Это соглашение дает возможность прямого взаимодействия между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами наших стран», — сказал лидер непризнанной республики. По его словам, подписанный документ открывает перспективу включения хозяйственного комплекса Приднестровья в экономический комплекс Российской Федерации. «Это не значит, что мы не будем работать и с другими странами, например с Европейским Союзом, но общую политику в энергетической, газовой сфере, других экономических областях, образовании, науке и культуре мы будем проводить с Россией», — отметил он, добавив, что подписанное соглашение значительно упростит решение самого широкого комплекса вопросов в отношениях между различными ведомствами РФ и ПМР.
Что значит этот документ для официального Тирасполя, разъяснил и глава МИД ПМР Валерий Лицкай: «Наш приоритет — не Европа, а Россия и пространство СНГ. В Европе нам ничего не светит. Все „евронаправленцы“ вроде Воронина — это спекулянты наподобие строителей коммунизма».
Политические и дипломатические усилия Москвы придают уверенности приднестровцам. Не случайно президент ПМР Игорь Смирнов на днях выразил мнение, что твердая позиция России как страны-гаранта позволит снять экономическую блокаду Приднестровья. «Россия приложит все усилия для того, чтобы обеспечить выполнение ранее достигнутых договоренностей, и прежде всего Меморандума-97, всеми участниками переговорного процесса, в том числе Украиной и Молдовой», — сказал он, выразив благодарность россиянам за ту гуманитарную помощь, которую они продолжают оказывать Приднестровью.
Оценивая позицию Кишинева и Киева, Смирнов с сожалением отметил, что политическое влияние США на Украину оказалось превыше ее национальных интересов: «Иначе чем можно объяснить то, что Украина, теряя от блокады миллион гривен ежедневно, продолжает блокадные меры?» Говоря о влиянии Запада на процесс урегулирования, Игорь Смирнов заметил, что США сегодня не скрывают, что именно их вмешательство в 2003 году сорвало подписание меморандума, который открывал возможность для разрешения конфликта на Днестре.
А оценивая новую российскую политику на пространстве СНГ, приднестровский лидер отметил, что «с возрастанием своей экономической мощи Россия стала адекватно отвечать на все вызовы». «Россия сегодня ведет последовательную политику по защите своих соотечественников за рубежом», — отметил Игорь Смирнов.
Свою позицию наша страна обозначает не только на словах. Так, Москва направила на рассмотрение участникам молдово-приднестровского урегулирования проект транзитного протокола, который позволит приднестровским агентам осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В основу этого документа легли положения Меморандума 1997 года. Этот проект был предложен Российской Федерацией 19 апреля на встрече стран-гарантов, посредников и наблюдателей. Его доработанная версия была вручена участникам урегулирования 25 мая на встрече в Брюсселе.
Если протокол будет подписан, будет решена не только таможенно-пограничная проблема. Главное, может возобновиться переговорный процесс по приднестровскому урегулированию.
Правда, тот же Запад может всерьез этому помешать. Помощник государственного секретаря США по вопросам контроля за вооружением Паула де Сюттер недавно заявила, что США настаивают на выводе российских войск из Молдовы и «будут добиваться выполнения Россией в полном объеме обязательств, взятых на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году». Позиция Вашингтона была озвучена в ходе ее встречи с президентом Республики Молдова Владимиром Ворониным в Кишиневе.
«Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) не будет ратифицирован США, пока одна из сторон — Россия — не выполняет основополагающего условия: держит войска в стране без согласия ее руководства», — сообщила помощник госсекретаря.
Официальный Кишинев расценил это по-своему. Не случайно Воронин поспешил заявить, что «твердая и последовательная поддержка, которую США оказывают Молдавии в таких стратегических областях, как территориальная интеграция, продвижение демократических преобразований, приближение к ЕС, является источником оптимизма для руководства и населения республики».
Все вышесказанное говорит о том, что приднестровский узел политических, экономических и других противоречий развяжется не скоро. При этом становится все более очевидным: судьба непризнанной автономии решается сегодня не в Тирасполе или Кишиневе, а совсем в других столицах.
В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС
В парламенте Молдавии зарегистрирована инициатива депутатов Валериу Косарчука и Виталия Павличенко о денонсации Меморандума об основах нормализации отношений между Молдавией и Приднестровьем. Депутаты от альянса «Наша Молдова» считают, что «в результате подписания Меморандума под давлением со стороны России предусматривалось обеспечение политических, геостратегических и экономических интересов тираспольского сепаратистского режима и Российской Федерации».
Как заявил руководитель Российско-приднестровского информационно-аналитического центра Алексей Мартынов, «эта инициатива молдавских депутатов, которая, насколько я понимаю, в ближайшие дни будет вынесена на обсуждение парламента Молдавии, отражает стремление части молдавской элиты решить вопрос с Приднестровьем силовым путем».
По его словам, обвинения в адрес приднестровской стороны в том, что якобы Приднестровье давно и неоднократно нарушило этот меморандум, — ложь и лукавство. До 2001 года условия меморандума выполнялись в полном объеме, а позже он был фактически заморожен молдавской стороной. Приднестровье было лишено возможности заниматься свободной внешнеэкономической деятельностью, право на которую было закреплено в меморандуме вплоть до определения статуса Приднестровья. Молдавия в одностороннем порядке грубо нарушила и продолжала нарушать все это время условия меморандума. То же самое можно сказать и об обвинениях, содержащихся в «Пояснительной записке» к проекту постановления о денонсации Соглашения 1992 года, в адрес России в том, что она нарушила условия соглашения и из гаранта урегулирования превратилась в сторону конфликта. За все время осуществления Россией миротворческой операции в регионе по обе стороны конфликта не погиб ни один человек. «Демилитаризация приднестровского региона, т. е. освобождение его от российских вооруженных и миротворческих сил, приднестровских вооруженных сил и военизированных формирований», о которой говорится в «Пояснительной записке» к проекту постановления о денонсации Соглашения 1992 года, на практике означает возобновление войны между Молдавией и Приднестровьем. Вооруженный конфликт спровоцирует Молдавия и постарается привлечь к этому войска НАТО. Но при этом следует помнить, что в 1992 году приднестровский народ уже завоевал право на самостоятельное существование и собственный путь развития. Поэтому теперь приднестровцы будут отстаивать это полученное ценой крови право на самостоятельность до последнего солдата. Более того, ПМР имеет для этого вполне боеспособную армию. Приднестровская армия, конечно, не сможет противостоять войскам НАТО, но, я думаю, США и Евросоюз не пойдут на ввод воинского контингента в этот регион, так как не захотят спровоцировать открытый конфликт с Россией. Это не нужно ни России, ни Западу", — заявил Алексей Мартынов.
Между тем в самом Приднестровье ориентированы на проведение референдума о полной независимости республики. Эти настроения усилились после проведения подобного плебисцита в Черногории. В российском внешнеполитическом ведомстве считают такой подход оправданным. Как заявил посол по особым поручениям МИД РФ по вопросам политического урегулирования приднестровской проблемы Валерий Нестерушкин, референдум о независимости ПМР послужит ориентиром для руководства этой непризнанной республики при проведении своей политики.
По его словам, Тирасполь будет использовать итоги референдума для того, чтобы «показать, что у него есть своя позиция, с которой многие в последнее время не хотят считаться».
Говоря о политическом урегулировании приднестровского конфликта, он отметил, что в данном случае необходимо выбирать такие подходы, которые учитывают позиции всех сторон, в том числе и Приднестровья. «Ни одна модель политического урегулирования без поддержки населения не может претендовать на жизнеспособность», — подчеркнул дипломат.