Красная звезда | Сергей Васильев | 31.05.2006 |
Сегодня Северный флот отмечает 73-ю годовщину со дня образования. Дату заполярные военные моряки встретили с честью: план в зимнем периоде обучения отработали на 98,5 процента. В целом североморцы провели более 650 мероприятий боевой подготовки, в том числе и на призы главнокомандующего ВМФ, выполнили около 480 упражнений с применением ракетного, торпедного, артиллерийского и других видов оружия, боевой техники.
Так, во время многодневного рейдового сбора, в котором участвовали тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» и эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков», боевая учеба североморцев началась с первых минут выхода отряда боевых кораблей в Баренцево море. Помимо отработки внутрикорабельной организации и тренировок по борьбе за живучесть, экипажи эсминца «Адмирал Ушаков» и РКР «Маршал Устинов» провели совместное учение по заправке топливом на ходу. Затем «Адмирал Ушаков» отстрелялся реактивными глубинными бомбами из РБУ. Вечером первого дня плавания, когда корабли стали на якорь, для моряков начался новый этап подготовки — «противоподводно-диверсионная оборона ОБК на незащищенном рейде». Североморцы выполнили практическое гранатометание, снарядили вооруженную вахту на верхнюю палубу. С наступлением темноты на кораблях прошли тренировки сигнальщиков и вахтенных офицеров. Утром ОБК направился в район выполнения артиллерийских стрельб. При переходе в полигон корабли отрабатывали совместное маневрирование и маскировку отряда в море, для чего ордер выставил неподвижные дымовые завесы.
В «артиллерийском» морском полигоне североморцы успешно провели стрельбы зенитно-ракетными комплексами, зенитной артиллерией и артиллерией универсального калибра. Только моряки БЧ-2 ракетного крейсера «Маршал Устинов» выполнили под руководством капитана 3 ранга Андрея Салошина четырнадцать боевых упражнений, включая стрельбу комплексом радиоэлектронной борьбы. Североморцы подавили береговые и уничтожили морские буксируемые цели. Эффективно применили корабельные зенитные установки при отражении воздушного нападения авиации условного противника. При выполнении упражнений отличились командир дивизиона самообороны капитан-лейтенант Александр Донцов, командиры зенитно-ракетных батарей капитан-лейтенант Евгений Кухарев и старший лейтенант Виталий Лучшев. А на ТАРКР «Петр Великий» высокое профессиональное мастерство в очередной раз продемонстрировал личный состав артиллерийской батареи универсального калибра, которой командует капитан-лейтенант Павел Иванов, делегат II Всеармейского совещания офицеров войскового звена.
Затем североморцы «охотились» за подводной лодкой условного противника. К поисковой операции привлекли противолодочную авиацию ВВС Северного флота: самолет Ил-38, выставив «барьер» из гидроакустических буев, снял с них информацию и передал на корабли. В итоге общими усилиями «неприятельскую» подлодку обнаружили и «уничтожили».
Практически одновременно с плаванием отряда ракетных кораблей в одном из морских полигонов боевой подготовки Северного флота прошло контрольно-тактическое учение дежурных сил поисково-спасательного обеспечения СФ. По «легенде», в Баренцевом море на борту атомной подводной лодки произошла авария. Атомоход всплыл в надводное положение, однако в прочном корпусе находились пострадавшие, а в одном из отсеков бушевал пожар. К месту аварии вышли поисково-спасательные силы флота. Спасатели вместе с экипажем субмарины эвакуировали с борта «пострадавших» подводников, подали на АПЛ средства пожаротушения, воздух высокого давления, электроэнергию, а после дезактивации подлодки отбуксировали ее в базу. По словам заместителя начальника штаба СФ контр-адмирала Михаила Ильиных, руководившего учением, его результат показал, что подводники, выполняющие боевые задачи в океане, могут быть уверены: флотские спасатели готовы прийти им на помощь.
С полной отдачей сил отработали в зимнем периоде обучения и береговые войска Северного флота, возглавляемые генерал-майором Алексеем Гордеевым. Так, в отдельной бригаде морской пехоты, которой командует полковник Александр Сорогин, успешно прошли батальонное тактическое учение без боевой стрельбы, три ротных тактических учения с боевой стрельбой, пятнадцать боевых стрельб взводов и тридцать три — отделений, четырнадцать стрельб из вооружения БТР и сто двадцать два — из стрелкового оружия. «Черные береты» совершили около полутысячи прыжков с парашютом, а на занятиях по морской десантной подготовке выполнили 148 заездов техники на большой десантный корабль. Артиллеристы морской пехоты провели два тактических учения батарей с боевой стрельбой и «закрыли» восемьдесят пять артиллерийских задач. Так что, по словам командира отдельного десантно-штурмового батальона бригады морской пехоты подполковника Радика Ласынова, ОДШБ — часть постоянной готовности, в соответствии с требованиями ФЦП перешедшая на контрактный принцип комплектования, — «готова к сдаче инспекции Министерства обороны по всем позициям. Уже сейчас можно говорить о качественном росте личного состава батальона как профессионального подразделения».
Кстати, перевод вслед за морскими пехотинцами на контракт военнослужащих из экипажей подлодок и надводных кораблей на Северном флоте стал, как подчеркнул в интервью «Красной звезде» командующий СФ вице-адмирал Владимир Высоцкий, не инициативным, а «нормальным плановым моментом».
— Мы сегодня пока не можем сказать, что решили эту задачу полностью, — отмечает Владимир Сергеевич, — так как планируется перевести на контракт не только экипажи подводных лодок, но и в конечном итоге экипажи надводных кораблей, авиационные подразделения. В абсолюте все флотские части постоянной готовности должны комплектоваться контрактным способом.
Сейчас на Северном флоте, помимо ОДШБ, есть целые соединения, которые в принципе на сто процентов укомплектованы военнослужащими, проходящими службу по контракту. Например, уже в июне прошлого года в экипажах бригады подводных лодок, которой командует капитан 1 ранга Олег Голубев, не осталось ни одного матроса срочной службы. Основная мотивация при заключении контракта: военная служба, по словам североморцев, дает им такие социальные гарантии, каких нет на «гражданке». Предоставляет статус, позволяющий парням комфортно себя чувствовать и в то же время требующий от них совершенствования профессиональных знаний.
— Сейчас к такому показателю подходят и некоторые дивизии атомных подводных лодок, — говорит вице-адмирал Владимир Высоцкий, — уровень их укомплектованности достигает девяноста и выше процентов. Конечно, есть определенные трудности в этом деле. Однако перед нами стоит и другая сложная задача — перевод на контрактную службу командиров отделений, то есть речь идет о младшем командном звене в надводной составляющей флота. Хочу подчеркнуть, что и в первом, и во втором случаях это выходит за рамки Федеральной целевой программы, то есть дополнительных финансовых средств на надводников и подплав не получаем. Но во время недавнего пребывания на Северном флоте заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны Сергей Борисович Иванов, акцентируя внимание на качестве выполнения работы по отбору контрактников, сказал, что в следующем году на правительственном уровне, очевидно, будет принято окончательное решение о финансовом обеспечении этого процесса.
Однако и без того контрактизация военнослужащих, проходивших службу по призыву, в частности на должностях младших командиров, на Северном флоте уже необратима. Так, экипаж тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на сто процентов (а это 247 человек!) укомплектован командирами отделений — контрактниками. Тот же результат в экипажах ТАРКР «Петр Великий» и РКР «Маршал Устинов»: соответственно 150 и 81 младших командиров, проходящих службу по контракту.
В целом, если брать итоги зимнего периода обучения, то неплохих, по оценке командующего Северным флотом, успехов достигла по многим позициям Кольская флотилия разнородных сил вице-адмирала Сергея Русакова. Несколько лучше по сравнению с прошлым годом командование СФ оценивает работу органов управления и воинских частей Военно-воздушных сил, возглавляемых генерал-майором Валерием Уваровым. В подплаве качественнее плановая подготовка организована в дивизии АПЛ, которой командует капитан 1 ранга Николай Марьясов.
— Хотя все непросто, — подчеркивает вице-адмирал Владимир Высоцкий. — Очень многое зависит от органов вооружения и эксплуатации, тылового снабжения, так как обеспечение создает условия для успешного решения флотом задач в море, воздухе и на берегу. «Давят» ли лимиты? Они «давят» всегда. Однако нам предельно ясно, да и министр обороны об этом говорил, что военное ведомство и так дает «флоту больше, чем любому другому виду Вооруженных Сил». Хотя, конечно, хотелось бы еще больше. Безусловно. Но явного «голода» североморцы не испытывают. А проблемы носят, скорее, рабочий характер. И в конечном итоге упираются в возможности государства. Наша же задача — каждую «крупицу», вложенную в нас страной, использовать наиболее рационально и правильно.
Таким вкратце был зимний период обучения на Северном флоте.
— Что касается нового периода обучения, — говорит Владимир Сергеевич, — я не назвал бы его однозначно летним, поскольку Северный флот сейчас находится в положении, когда, по сути дела, с конца февраля — начала марта североморцы втянулись в интенсивную боевую подготовку, которую завершат лишь в феврале будущего года. Много работы предстоит нашей подводной составляющей: в этом году планируются походы в Арктику — конкретнее сказать пока не могу, но такие задачи поставлены, подплав будет работать в операционной зоне флота, может, даже за ее пределами. Надводные корабли и авиация также пойдут за пределы дальней морской зоны ответственности Северного флота, то есть уже в океан. И североморцам предстоят не просто походы либо совместные учения: часть задач будем выполнять в интересах обеспечения безопасности России. Поэтому подготовка идет очень серьезная.
Однако, к сожалению, в силу известных объективных причин истребители-«палубники» ВВС Северного флота в крымские Саки, где находится единственный в мире тренажер «НИУТКА» (наземный имитирующий учебный тренажер корабельной авиации), в летной среде — «НИТКА», не полетят. По словам командующего флотом, это, конечно, не уменьшит значительно возможности заполярной палубной авиации. Но беда в ином: в Саках североморцы смогли бы подготовить очередных «молодых» летчиков к полетам с палубы авианосца. К сожалению, сейчас это будет невозможно. Хотя на уровне Министерства обороны в скором времени будет принято принципиальное решение о строительстве аналогичного наземного комплекса подготовки летчиков палубной авиации на территории России. И в ближайшее время, после подготовки необходимой инженерной документации и экспертных заключений, будет окончательно определено: в какие сроки и с каким объемом финансирования начнется строительство Центра подготовки отечественных «палубников».
— Сама идея — создание российского авиационного тренажера для корабельной авиации — получила одобрение и движется вперед, — рассказывает командующий Северным флотом, — потому что мы не можем в боевой учебе полагаться на такой зыбкий фактор, как политическая воля «соседей», рассуждающих: мол, «давать нам сегодня Саки или не давать?» Да и сейчас в принципе они говорят: «Пожалуйста!» Однако «цена вопроса» на порядок выше той суммы, которую наше государство традиционно платило до этого.
И здесь, безусловно, возникает некоторая тревога за использование тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в режиме, так сказать, полноценного авианосца. В марте на корабле, которым командует капитан 1 ранга Александр Шевченко, завершились плановые мероприятия, в том числе и ремонтные, характерные для зимнего периода обучения; была успешно принята организационная, первая курсовая, задача. Экипаж отработал комплекс необходимых предпоходовых мероприятий. После этого корабль, на борту которого находился командующий Северным флотом, вышел в Баренцево море для закрытия элементов второй курсовой задачи, включавшей в себя, в частности, проверку ходовых качеств ТАВКР и его маневренных элементов, доводку навигационных и радиотехнических комплексов. Кроме этого, североморцы выполнили стрельбы зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами, задачи радиоэлектронной борьбы и противолодочной защиты корабля с использованием вертолетов Ка-27ПЛ и многое другое.
— В целом я удовлетворен результатами выхода в море «Кузнецова», — говорит вице-адмирал В. Высоцкий. — Что касается подготовленности экипажа корабля, то, конечно, ему предстоит решить еще немало задач по профессиональной отработке моряков. Главное — не было никаких срывов в выполнении поставленных задач, поломок в материальной части корабля. Все работали так, как это и должно быть. А система учебы в экипаже организована правильно. Теперь основная цель — продолжить подготовку личного состава для решения перспективных задач, поставленных перед экипажем и авианосцем на конец года и связанных с запланированным дальним походом в средние широты.
К слову, сейчас ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проходит плановый (доковый) ремонт в плавдоке ПД-50 на Росляковском судоремонтном заводе Минобороны.
Также в начале июня на Северном флоте состоится специальное учение по формированию комплексной системы тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил РФ.
— На государственном уровне принято решение о формировании единой системы закупок и поставок, — рассказывает Владимир Сергеевич. — Это станет прерогативой специально созданного органа, который будет обеспечивать по конкретной номенклатуре всех силовиков независимо от того, к какому министерству, какой организации силовые структуры принадлежат. Например, возьмем автоматный патрон. Он же един на флоте, в Сухопутных войсках, МВД, у пограничников и так далее. Поэтому возникает закономерный вопрос: зачем плодить для всех этих структур «персональных» поставщиков автоматных патронов? Главное — правильно расставить акценты в проведении предстоящего учения, мы к нему серьезно готовимся, и выявить то положительное, что поможет скорректировать дальнейшую работу по стандартизации такого обеспечения. Ясно, есть специальные виды поставок, которые, собственно говоря, должны находиться в «своих» ведомствах. Это одно. Но подавляющее большинство вопросов должно носить объединенный характер, что сэкономит значительное количество материальных средств, сократит дублирующие управленческие структуры и поможет более прозрачно, а значит, подконтрольно проводить эту работу.
Около четырехсот человек, представителей различных министерств и ведомств, и не только силовых, приглашены на это специальное учение, что уже говорит о важности и масштабности мероприятия. Именно в кольском Заполярье на практике будут отрабатываться вопросы снабжения, которые в последующем либо примут за основу в дальнейшей работе, либо отвергнут по ряду причин как неподходящие для дальнейшей реализации. То есть, по словам командующего Северным флотом, «вначале пройдет обкатка того, что в последующем заложат в единую систему тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил».
Ну и главная задача, стоящая перед североморцами в летнем периоде обучения, — это успешное проведение инспекции Министерства обороны под руководством первого заместителя министра обороны РФ генерал-полковника Александра Белоусова, которая спланирована на август — сентябрь. Ее цель — оценить состояние Северного флота, его возможности выполнять задачи по своему предназначению.
— Боевой состав флота сегодня выдерживает нормы содержания, — резюмирует нашу беседу вице-адмирал Владимир Высоцкий. — Срывов в учебе нет. Есть мелкие недостатки, которые проявляются в рабочем порядке и сразу же устраняются. Но, безусловно, результаты инспекции покажут, на что в реальности мы способны. И эта оценка будет достаточно объективной.