Независимое военное обозрение | Игорь Плугатарев | 26.05.2006 |
Эта перепалка, как отмечают наблюдатели, стала знаковой в политических отношениях между Москвой и Киевом. Ватагин заявил, что российские моторостроители качественно и в срок реализуют недавно принятую программу по организации серийного производства на территории РФ вертолетных двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500, которые сегодня изготавливаются на Украине: «Задача такая поставлена, и она будет решена, в этом не надо сомневаться». Он указал, что «состояние российских моторостроительных предприятий таково, что нерешаемых задач для них сегодня нет». В ответ Богуслаев без обиняков назвал глупостью «решение, принятое наверху здесь, в России, о том, чтобы продукцию предприятий ВПК перетащить с Украины и делать в Москве» (он говорил преимущественно о вертолетных делах, но затронул проблему во всем ее масштабе). Гендиректор ОАО даже усилил сей подчеркнуто недипломатический акцент, сказав, что «большей глупости не придумывал никто со времен, наверное, 1917 года».
Кто пострадает больше?
Российская программа по переносу и организации на территории РФ массового производства вертолетных силовых установок ТВ3−117 и ВК-2500 реализуется в Санкт-Петербурге в рамках государственного контракта с Федеральным агентством по промышленности. В настоящее время конвейер этих двигателей, являющихся основными (95%) для всего вертолетного парка России, находится на Украине.
Обнародование вышеупомянутых планов случилось вскоре после того, как 5 декабря 2005 года вице-премьер — министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что Россию не могут не беспокоить намерения Киева стать полноправным членом НАТО. И четко дал понять, что «братание» Украины с атлантистами скажется прежде всего на разрыве с ней кооперационных связей в сфере оборонно-промышленного комплекса. Тогда же в качестве примера Сергей Иванов и привел ситуацию с военным вертолетостроением: «Сегодня все вертолеты строятся на территории России, а двигатели к ним производятся на Украине, в Запорожье». Хотя, по словам министра, этот разрыв будет болезненным как для Москвы, так и для Киева, оборонка у соседей пострадает куда больше, ибо «продукция, которую дают предприятия украинского ВПК, кроме как в России, никому не нужна». Иванов даже предрек тогда, что, в случае вступления Украины в НАТО эти предприятия «рано или поздно, извините, просто загнутся, со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Тогда же прозвучало и мнение военного авиаспециалиста, работающего ныне в оборонной сфере, — бывшего главкома ВВС РФ генерала армии Анатолия Корнукова. Он высказался в том смысле, что российский оборонно-промышленный комплекс в случае разрыва кооперационных связей с Украиной способен восполнить всю номенклатуру продукции для нужд национальных Вооруженных сил. Что касается производства двигателей для вертолетов армейской авиации ВВС России, то, по словам Корнукова, проблемы будут, но отечественным «моторостроителям по силам освоить выпуск этой продукции».
Так что политический подтекст данной вертолетной темы очевиден. Примечательно и другое: сколь оперативно (поспешно?) — в течение полутора месяцев — Москва приняла решение производить двигатели для винтокрылов семейств «Ми» и «Ка» в России. За этим явно видно определенного рода давление на Киев, противодействие курсу команды Виктора Ющенко на НАТО. А то, что Россия, в случае вступления Украины в альянс, разорвет с ней военно-промышленные контакты, Москва продемонстрировала на салоне «Двигатели-2006»: украинские представители могли воочию увидеть возможности российских заводов.
Это явно почувствовал генеральный директор «Мотор Сича» Богуслаев. Правда, о НАТО он не сказал ни слова. Глава украинских вертолетных двигателестроителей полагает, что политические процессы в двусторонних отношениях между Москвой и Киевом не должны оказывать столь большое влияние, как сейчас, на сложившуюся кооперацию оборонно-промышленных комплексов двух стран. «Такое впечатление, что кто-то обиделся на нашего президента Виктора Ющенко, но при чем здесь коллектив „Мотор Сича“ и еще 230 заводов, которые оформлены межправительственным соглашением как предприятия, необходимые для поддержания боевой готовности, безопасности полетов военной и гражданской авиации?» — вопрошал гость из Запорожья.
Кто о лаптях, кто — о нацбезопасности
Раздраженный гендиректор даже дошел до откровенных поучений: «Если у вас есть нефтедоллары, заложите их под двигатели пятого поколения, делайте новые двигатели, дайте деньги на НИОКР, но не делайте лапти тридцатилетней давности!»
Конечно, терять российский рынок вооружений украинские оборонщики не хотят. Оттого и нервничают. Непонятно только, зачем они делают вид, что не понимают: смена партнеров (с России на НАТО) не может не повлечь за собой соответствующих последствий, просчитать которые было нетрудно.