Красная звезда | Ирина Павлюткина | 27.05.2006 |
Визитная карточка
— Виктор Трофимович, в нынешнем марте исполнилось три года с момента упразднения Федеральной пограничной службы и создания в составе ФСБ России Пограничной службы. Уже можно дать четкую оценку целесообразности подобного реформирования…
— Несомненно, это была своевременная мера. Работа еще не закончена, но уже ясно, что это непростое преобразование помогло сохранить и умножить оперативные возможности пограничных органов, придать им качественно новый облик. При наличии двух ведомств (как было раньше) надо постоянно работать над всевозможными планами взаимодействия, согласовывать массу вопросов, на что уходит время. Сейчас прекращено дублирование, благодаря слиянию ряда управлений оптимизировалась работа. Стало удобнее действовать чисто технически. Немаловажна и экономическая сторона. Благодаря реорганизации сокращен громадный управленческий аппарат, а это немалая экономия денег налогоплательщиков. К слову сказать, у директора ФПС было 9 заместителей!
— Давайте вернемся чуть назад. Принцип охраны границы прост: не дать проникнуть на территорию страны различного рода вредителям, но… Политические процессы, происходящие в государстве, не могут не влиять в том числе и на систему охраны границ. Как повлиял распад СССР на ваше ведомство?
— Граница — сложный живой организм, который претерпевает те же проблемы, что и страна. На протяженность государственной границы и площадь исключительной экономической зоны политические катаклизмы практически не повлияли. Но силы и средства, участвующие в их охране, значительно сократились. Не вдаваясь в детали многотрудного процесса тогдашних преобразований, отмечу, что к концу 1993-го — середине 1997 года были заложены основы развития ФПС России как силовой структуры. Проведено соответствующее законодательное и нормативное правовое обеспечение новой федеральной службы. Решены такие крупные задачи, как сохранение и восстановление российской части Пограничных войск, прикрытие новых участков границы России, обеспечение присутствия в районах, наиболее важных для интересов страны и государств — участников СНГ в деле обеспечения безопасности внешних границ. Основу системы охраны границы в тот период составлял войсковой способ охраны границы соответствующей пограничной инфраструктурой (военные городки, инженерно-технические заграждения и другое). Такая система соответствовала угрозам безопасности России на ее рубежах. Использовались и оперативные средства для выявления источников угроз и их своевременного пресечения. Но в общей совокупности сил и средств они не составляли решающего компонента. Данная система обеспечения безопасности российских границ была закреплена в ряде нормативных правовых актов. В частности, были разработаны «Основы пограничной политики Российской Федерации», Концепция охраны внешних границ государств — участников Содружества, Положение о ФПС России и другие правовые документы.
Организация любого органа исполнительной власти определяется тем кругом задач, которые он решает. Особое влияние на структуру пограничного ведомства оказывает характер угроз интересам и безопасности страны в пограничной сфере. Практика последних лет показывает, что на первый план сегодня выходят угрозы, являющиеся по сути своей невоенными: международный терроризм, трансграничная преступность, нелегальная миграция. С изменением реалий потребовалось осуществить поиск новых, более эффективных форм и способов защиты национальных интересов в пограничном с Россией пространстве.
— Охрана границы ассоциируется с привычным набором: застава с мрачными казармами, колючая проволока, служебная собака, КСП, пограничные столбы…
— Именно консервативность прежних установок и тормозит любые преобразования. Когда назревает необходимость реформирования устоявшейся десятилетиями хотя и устаревшей системы, нужны теоретическая ясность и точные ответы на все возникающие вопросы. На основании решения Совета Безопасности РФ от 30 сентября 2003 года «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере» была разработана соответствующая Концепция формирования системы обеспечения интересов государства в пограничной сфере. После всестороннего обсуждения ее проекта в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Федерации, а также в научных учреждениях страны, Концепция была утверждена решением Государственной пограничной комиссии. Она рассчитана на период до 2010 года и является основой для разработки планов и программ обустройства Государственной границы, подготовки предложений о внесении изменений в действующие планы и программы, планов развития федеральных органов государственной власти, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны Государственной границы, выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, касающихся пограничной сферы.
Сейчас основные усилия кадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности Пограничной службы направлены на поддержание полной укомплектованности офицерским составом, прапорщиками и мичманами подразделений, непосредственно охраняющих Государственную границу. Приняты необходимые меры по сокращению количества досрочных увольнений с военной службы, прежде всего выпускников пограничных образовательных учреждений Федеральной службы безопасности. Успеху этой деятельности в немалой степени способствуют совершенствование системы воспитательной работы с молодыми офицерами, моральное и материальное стимулирование их службы, забота и внимание к их быту, человеческое участие и помощь в адаптации к новым условиям жизни. Надо понимать, что к службе на границе в тех же горах, порой в сотнях километров от ближайшего населенного пункта, надо готовить особо. Важным направлением активизации человеческого ресурса являются аттестация офицеров, прапорщиков и мичманов и создание резерва кандидатов для выдвижения на высшие воинские должности и направление на учебу.
— Так что же конкретно стало меняться в последние годы в техническом и бытовом оснащении погранзастав?
— Когда Президент России поставил задачу создания нового комплекса охраны Государственной границы страны, то было понятно, что без соответствующего финансирования новый облик граница не приобретет. Оценка материальной базы пограничных органов на момент включения в ФСБ России выявила ее неудовлетворительное состояние. Практически не были обустроены и оборудованы в инженерном отношении участки Государственной границы с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Украиной и государствами Балтии. Постепенно приходила в упадок существующая пограничная инфраструктура на других участках границы. Вооружение, военная и специальная техника были поставлены в Пограничные войска чуть ли не два десятилетия назад. Почти треть застав были размещены в зданиях из сборно-щитовых конструкций, которые выслужили установленные сроки эксплуатации с лихвой. Приведу некоторые цифры из доклада первого заместителя директора — руководителя Пограничной службы ФСБ России генерала армии Владимира Егоровича Проничева на Всероссийском совещании руководящего состава ФСБ России 1 декабря 2004 года.
Более 7% пограничных застав построены в конце XIX — начале ХХ века. Самая древняя возведена аж в 1829 году. 9% застав — 50-х годов прошлого столетия. 70% построены в 1960—1980-е годы и давно уже не отвечают современным требованиям. Самая больная тема — жилье. В 2004 году количество нуждающихся в его получении составляло свыше 16,5 тысячи человек.
Техническое оснащение уже просто не соответствовало современным технологическим возможностям. Ясно, что самим пограничникам без активной поддержки общества и государства решить накопившиеся проблемы невозможно. 25 ноября 2003 года первоочередные меры по обустройству границ были обсуждены на Государственной пограничной комиссии. Мероприятия по обустройству Государственной границы решено было осуществлять дифференцированно, с учетом характера угроз безопасности, состояния конкретной пограничной инфраструктуры и финансово-экономических возможностей государства. На новых необустроенных участках Государственной границы основные усилия были сосредоточены на строительстве пограничных городков и объектов с применением новейших технологий и современного оборудования — тепловизоров, систем спутниковой связи. Особое внимание уделялось обустройству Государственной границы на Северном Кавказе и российско-казахстанском участке, где было запланировано строительство 72 городков непосредственно на границе, 9 управлений пограничных отрядов и учебного центра. Сейчас эта работа активно ведется. Что важно, предусмотрено внедрение современных технологий передачи информации от границы — мест непосредственного несения службы пограничными нарядами — до центра. Это возможно уже сейчас. В ситуационном центре мы можем связываться с дальними заставами в режиме он-лайн, что соответственно позволяет быстро принимать необходимые управленческие решения. Для решения жилищного вопроса у нас есть собственные программы, в частности, стоит задача создания сети общежитий семейного типа. Предусмотрена и кубриковая система. На новых пограничных заставах уже есть казармы, в которых живут по 2 — 4 человека в кубрике. Бытовые и технические условия там на высоте. Одну из таких застав посетил Владимир Владимирович Путин. На него она произвела хорошее впечатление. Следует отметить, что обустройство границы, в частности на Северном Кавказе, находится под пристальным вниманием Президента России.
Выступая на заседании Коллегии ФСБ России 7 февраля 2006 года, он подчеркнул, что обеспечение внутренней и внешней безопасности России невозможно без надежной охраны границ. Президент с удовлетворением отметил, что в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница» в 2005 году Пограничная служба ФСБ многое сделала для обустройства наших южных рубежей. Как результат, перекрыт ряд маршрутов проникновения на российскую территорию международных террористов, оружия и наркотиков. Как следствие, выросли и оперативные возможности пограничников на самом сложном направлении — Северо-Кавказском. Для нас, пограничников, эти слова — важная моральная поддержка.
Недавно по нашей инициативе состоялось крупное совещание с участием всех заинтересованных министерств и ведомств, по итогам которого Правительством РФ выделено 300 миллионов рублей на развитие системы безопасности авиационных пунктов пропуска, имеющих максимальную интенсивность движения лиц и транспортных средств.
— Что ж, отрадно, что с каждым годом безопасность Государственной границы повышается. Хотелось бы, чтобы вы привели какие-то конкретные цифры, свидетельствующие о результативности работы пограничников.
— К примеру, пограничными органами только на границе с Казахстаном в 2005 году было изъято более 1.850 кг афганских наркотиков (около половины — героин). На северо-западном направлении разоблачили группировку, торгующую людьми. Торговля осуществлялась практически легально путем использования подлинных документов, шенгенских виз, получаемых в посольствах западных стран. Граждане Грузии пересекали нашу границу с шенгенской визой. Мы обладали информацией, что их везут на Запад в качестве рабов в прямом смысле слова, но ничего не могли поделать — у людей на руках были действительные документы. Совместно с пограничной охраной Финляндии мы в итоге закрыли канал поставки живого товара.
По результатам оперативно-служебной деятельности в I квартале 2006 года на российско-казахстанском участке задержано около 100 нарушителей Государственной границы, контрабанды на сумму более 30 млн. рублей, значительное количество оружия и боеприпасов. Эта работа ведется совместно с казахстанскими коллегами, с которыми поддерживается самое тесное взаимодействие. Кроме того, в несколько раз увеличился объем задержанных наркотических веществ. Так, уже в текущем году пограничными органами было задержано более 1.000 кг наркотиков.
В этой связи на границе с Казахстаном у нас создаются современные пограничные органы, способные нейтрализовать деятельность трансграничных преступных группировок на стадии формирования их замыслов. Начиная с этого года мы развертываем на этом направлении около 400 различных подразделений, оснащенных самыми современными техническими средствами охраны границы.
— А как осуществляется сотрудничество с пограничными структурами ближнего и дальнего зарубежья?
— Это еще одно направление совершенствования пограничной деятельности. Поскольку граница охраняется с двух сторон, работа в постоянном контакте с коллегами позволяет повысить эффективность охраны границы при минимальных затратах. Тем более что большинство сопредельных стран не меньше нас заинтересовано в борьбе с международным терроризмом и трансграничной преступностью. Результатом всех проведенных мероприятий будет завершение перераспределения ресурсов в пользу подразделений границы, где сосредотачивается до 80% имеющихся сил и средств, в то время как на обеспечение и управление теперь отводится не более 20%. При этом мы исходим из того, что основу тесного сотрудничества с населением приграничных регионов составляют не только вопросы охраны границы, но и создание новых рабочих мест в рамках ее обустройства и обеспечения деятельности пограничных подразделений.
Таким образом, сокращение войскового компонента в сочетании с территориальным принципом управления, наращиванием оперативного потенциала, профессиональной системой комплектования, техническим переоснащением составляет основное содержание перехода от Пограничных войск к системе пограничных органов Федеральной службы безопасности.
— Виктор Трофимович, а как выполняется в пограничных органах Федеральная целевая программа по переводу ряда соединений и частей на контрактный способ комплектования? К тому же скоро служба по призыву ограничится одним годом. Полгода солдат будет учиться, потом полгода готовиться к увольнению в запас. С учетом особенностей несения службы на границе это вряд ли повысит боеготовность…
— Мы не могли сразу отказаться от призыва. Иначе бы рухнула налаженная система охраны границы. К тому же невозможно мгновенно перевести Погранвойска на профессиональную контрактную основу. Мы провели большую работу в этом направлении, и замечу, что в этом году у нас был предпоследний призыв. Со следующего года пограничные органы — полностью контрактные. Но главное в другом. Необходимо создать такие условия службы, чтобы люди заключали контракт не на два-три года, а выбрали границу своей судьбой.
— Здесь не обойтись без воспитательного фактора.
— У нас есть соответствующее управление воспитательной работы. Удалось сохранить институт офицеров-воспитателей, благодаря чему престижность службы на границе не упала. Ведется активная работа с семьями военнослужащих. И здесь неоценима помощь женщин. Общественная организация «Граница», которую возглавляет Лариса Алиевна Баранова, работает на опережение. Благодаря им мы владеем обстановкой в коллективах, в семьях, оперативно оказываем помощь при решении возникающих проблем. У нас активно действуют женсоветы. В конце года регулярно проводим сборы их актива.
Мы стараемся работать в тесном контакте со средствами массовой информации. У нас есть собственная сильная, скажем так, пропагандистская структура. Это книжно-журнальное издательство «Граница», система пограничных СМИ.
Конечно, еще мало хороших фильмов о пограничниках. В том числе и документальных. Особенно новых. Мы обязательно будем работать в этом направлении.