Независимое военное обозрение | Владимир Иванов | 19.05.2006 |
Как это может быть
Как сообщили местные СМИ, задача по отражению удара соединений коммунистического Китая не была решена вследствие потери тайваньским генштабом нитей управления. 6-я армия, защищающая северные районы острова, не получила своевременного уведомления о высадке противника и не смогла принять надлежащие меры. Сбои в системе связи тайбэйское Минобороны оценило как весьма серьезный недостаток и обратилось к правительству с просьбой выделения необходимых ассигнований на ее доработку.
Военно-морские силы Китайской Республики действовали довольно успешно: на третий день учений четыре эсминца класса «Кидд» смогли предотвратить продвижение 25% десантных кораблей ВМС Народно-освободительной армии Китая, пересекавших Тайванский пролив. Тем не менее подразделения НОАК с захваченного на острове плацдарма по скоростному шоссе Янзинь совершили бросок в сторону столицы и заняли Тайбэй, сломив сопротивление городского гарнизона, разгромленного численно превосходящими войсками противника при мощной поддержке с воздуха.
После этого Минобороны КР объявило о завершении учений. По его данным, результаты компьютерных игр свидетельствуют: в том случае если бы операция НОАК произошла в действительности, тайваньская армия потеряла бы около половины личного состава, а ВВС — почти 55% самолетного парка.
Планы Пекина
В середине марта прошлого года Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) — высший орган государственной власти Китайской Народной Республики — утвердило Закон «О противодействии расколу». За его принятие проголосовали почти все депутаты при двух воздержавшихся. Против не было подано ни одного голоса. В 10 статьях этого закона содержатся все основные юридические и политические нормы и принципы, которых Пекин намерен придерживаться в ходе решения вопроса о присоединении Тайваня. Однако в документе в несколько завуалированной форме декларируется также возможность применения КНР военной силы.
Закон провозглашает, что проблема Тайваня является внутренним делом Китая и ее решение не подлежит «никакому вмешательству со стороны внешних сил». В нем объявляется, что принятие принципа «единого Китая» является непременным условием проведения любых мероприятий по мирному урегулированию тайваньского вопроса. В то же время закон допускает существование на Тайване политической системы, отличной от действующей на территории континентального Китая.
Пекин заявляет, что он готов по целому ряду вопросов вести мирные переговоры с Тайванем на равноправной основе. Но КНР оставляет за собой право силового решения тайваньского вопроса том случае, если выступающие за независимость силы предпримут усилия по формальному отделению острова, который коммунистический Китай считает своей отделившейся провинцией, и будут исчерпаны все «возможности мирного воссоединения». При этом подчеркивается, что в ходе вооруженного конфликта КНР сделает «все возможное», чтобы сохранить жизни, собственность и обеспечить защиту законных прав населения Тайваня и граждан других национальностей, проживающих на острове.
В ходе последних десяти лет Пекин сформулировал ряд формальных обстоятельств, в случае возникновения которых он будет вынужден прибегнуть к силовым мерам воздействия на Тайбэй. Помимо провозглашения независимости Тайваня, речь идет об иностранном вмешательстве в его внутренние дела, остановке на неопределенный срок переговоров по взаимодействию в зоне Тайваньского пролива, появлении у сепаратистов ядерного оружия, а также возникновении внутренних беспорядков на острове. Хотя это никак не зафиксировано в официальных документах КНР, указанные обстоятельства фактически являются программными установками Пекина, оправдывающими возможное применения ВС.
В настоящее время соотношение сил в зоне Тайваньского пролива складывается явно не в пользу Тайбэя (см. таблицу 1). Правда, лидеры КНР, убеждены многие зарубежные эксперты, пока отдают предпочтение отдельным операциям в рамках информационной войны, высадке на Тайване подразделений сил специального назначения, а также нанесению ракетных и воздушных ударов по ключевым военным и политическим объектам острова. Хотя Пекин считает, что такие способы воздействия на политическое руководство и население Тайваня являются дополнением к мирным формам достижения примирения и не предполагают участия всех ВС Китая в боевых действиях, аналитики считают, что это, учитывая отношения США с Тайванем, может неизбежно привести к широкомасштабной войне.
Мнение Пентагона
При этом американская администрация, несомненно, в курсе выводов специалистов Пентагона, которые практически в один голос заявляют, что КНР модернизирует свои вооруженные силы значительно более быстрыми темпами, чем они предполагали. Выделение значительных ассигнований на данные цели обеспечивается стремительным развитием китайской экономики (на протяжении последних 10 лет ежегодные темпы роста составляют 10%). Согласно официальным пекинским источникам, в 2005 году военный бюджет КНР равнялся 28,9 млрд. долларов. Однако американские эксперты оценивают реальные расходы континентального Китая на оборонные нужды почти в 69 миллиардов.
Один из консультантов Пентагона Ричард Лоулесс сообщил журналистам, что качественный сдвиг в системе военного планирования Китая произошел в середине 1990-х годов. «Сейчас мы видим результаты этого сдвига в увеличении количества новых систем, вводимых в действие, в их усложнении и взаимодействии между собой, — отметил Лоулесс и подчеркнул: — Возможно, в Китае складывается настоящее фашистское общество по модели нацистской Германии, где источником ресурсов для армии является коммерческая, национально-ориентированная экономика, а военная промышленность, опираясь на эти ресурсы, способна значительно нарастить объемы производства».
В Минобороны США обращают внимание на то, что за последние два года в ВМС КНР поступил ряд соответствующих всем современным требованиям боевых кораблей, в том числе подводных лодок. НОАК теперь имеет на вооружении ракеты с маневрирующими боеголовками, которые способны преодолевать американские системы противоракетной обороны, которыми оснащена армия Тайваня. Регулярно проводятся военные учения, в ходе которых отрабатывается морской вариант высадки воинских подразделений на территорию острова. А ведь еще недавно некоторые эксперты Пентагона считали, что нападение КНР на Тайвань произойдет в форме «заплыва на миллион человек», поскольку Народно-освободительная армия Китая не располагает необходимым количеством десантных средств.
Кроме того, КНР обладает достаточным количеством ракетных вооружений ведет активные разработки такого оружия (см. таблицу 2). Тайвань находится в зоне действия стационарных и мобильных оперативно-тактических и тактических ракет Китая, которыми могут быть нанесены удары по военным объектам острова.
В декабре 2004 года китайское руководство в одном из своих официальных документов, касающихся проблемы Тайваня, охарактеризовало ситуацию в Тайваньском проливе определением «мрачная». Было также отмечено, что НОАК обладает достаточными силами для «сокрушения» отделившейся республики.
Закон «О противодействию расколу» еще больше обострил отношения Пекина с Тайбэем. Однако, как отмечают некоторые американские эксперты, КНР скорее всего в ближайшее время не прибегнет к силовому способу решения проблемы Тайваня, поскольку Пекин готовится принимать Олимпиаду-2008 и не захочет портить отношения с мировым сообществом.