Независимое военное обозрение | Виктор Мясников | 19.05.2006 |
Наиболее коррупционноемкими остаются статьи военного бюджета, где крутятся «живые деньги»: закупки вооружений, продовольствия, прочих материальных ресурсов. А также сфера обеспечения выплат денежного довольствия, социальных пособий, выдача и реализация государственных жилищных сертификатов. Только по выявленным фактам нарушений в социальной сфере органами военной прокуратуры возбуждено 98 уголовных дел. Всего в 2005 году по итогам проверок Счетной палаты 45 материалов были направлены в Главную военную прокуратуру, в отношении военнослужащих и гражданского персонала Минобороны РФ возбуждено 127 уголовных дел.
По данным СП, за прошлый год квартиры получили только 1100 семей военнослужащих из 164,7 тыс., нуждающихся в жилье. При огромных нецелевых расходах чиновники Минобороны порой не спешат отдавать причитающиеся деньги ни физическим лицам (в основном при погонах), ни лицам юридическим. В результате в 2005 году по решениям судов военному ведомству пришлось из бюджетных средств выплатить по исполнительным листам 4,5 млрд. рублей.
Структура финансовых нарушений Минобороны РФ за прошлый год складывается весьма своеобразно. Нецелевое использование составляет 59,4 млн. рублей; материальный ущерб (потери имущества) — всего 1,02 млн. рублей; утрата, избыточные и безрезультатные расходы — 30,38 млн. рублей; недополучено средств в бюджет РФ — 8,75 млн. рублей. Иные финансовые нарушения, проще говоря, украдено — 1 млрд. 792,7 млн. рублей.
Примечательно, что одна и та же картина предстает перед глазами аудиторов СП на протяжении уже целого ряда лет. В отчете Счетной палаты за 2000 год финансовые нарушения в сфере национальной обороны составили почти 1,5 млрд. рублей; за 2002 год — 2 млрд. 382,9 млн. рублей. А всего за период с 1999-го по 2004 год, отметил в январе 2004 года глава СП Сергей Степашин на брифинге в Санкт-Петербурге, в ходе проверок в силовых структурах России были выявлены финансовые нарушения на общую сумму свыше 14 млрд. рублей. Летом 2004 года Степашин подвел итоги очередной проверки Минобороны: нецелевым образом использовано 1,4 млрд. рублей. В августе 2005 года представитель Счетной палаты РФ Александр Ноздрачев сообщил, что при закупках различной продукции нарушения составили 1,8 млрд. рублей.
Коллегия Счетной палаты, как и в прежние годы, направила десять представлений в различные структуры исполнительной власти, чтобы искоренить причины, способствующие хищениям и разбазариванию бюджетных средств. Семь из них — в Министерство обороны РФ. Для сравнения: одно представление ушло в Федеральное агентство по атомной энергии и еще два адресовались Минфину. Кроме того, одиннадцать информационных писем, касающихся наиболее серьезных финансовых нарушений и проблем контроля за бюджетными расходами, СП послал в высшие органы власти: три — президенту РФ, пять — председателю правительства, одно — руководителю администрации президента РФ, два — министру обороны Сергею Иванову.
Военное ведомство остается чемпионом по финансовым нарушениям. Аудитор Счетной палаты Александр Пискунов, курирующий сектор национальной безопасности и готовивший «оборонную» часть отчета Степашина, не устает повторять, что «существующая бюджетная квалификация оборонных расходов имеет низкий уровень прозрачности». Засекречены даже коммунальные расходы и отчисления на обязательное социальное страхование. При такой затененности государственный контроль за расходами Минобороны и эффективностью проводимых там реформ, мягко говоря, затруднен.
Но ведь проверяет МО не только Счетная палата. Главная военная прокуратура этим тоже занимается. Да и органы военной контрразведки иногда тоже снисходят до изобличения воров в погонах. Но структуры Минобороны столь обширны и разветвлены, что всех не проверишь. А условия для хищений там созданы идеальные: полная закрытость, отсутствие действенного гражданского контроля, архаичная система отчета, безнадзорность. Зачастую какие-либо оправдательные документы на расходование средств и списание материальных ценностей попросту отсутствуют. В любом другом учреждении нечто подобное стало бы поводом для уголовного дела, но в Минобороны свои законы, там это в порядке вещей.
На уровне военного округа еще можно проследить судьбу финансов, однако дальше все следы теряются и проверить почти ничего уже нельзя. Шестая часть бюджета России утекает в эту военную «черную дыру». Каждый год ведомство Сергея Иванова получает бюджетную прибавку в 20%, но при этом закупки вооружений остаются из года в год практически на прежнем уровне. Про уровень жизни офицеров и контрактников даже и говорить нечего.