Победа.Ru | 05.05.2006 |
Традиции прославлять победы страны была заложена Петром I. При формировании нового облика дворцовых ансамблей, русский царь всегда учитывал символическую наполненность их интерьеров и внешнего вида. Одно из первых зданий Петербурга — Летний дворец — украшено барельефами, выполненными архитектором А. Шлютером, аллегорически прославляющими победы России. Весь комплекс Летнего сада, дворца и окружающие их каналы призваны напоминать посетителям о том, что именно Петр сделал Россию великой морской державой.
Так же и Петергоф, построенный по личному замыслу императора, продолжает тему морского величия России. Знаменитый Большой каскад Петергофа составляет единое целое с Большим дворцом, силуэт которого завершает перспективу Морского канала от залива. Каскад имеет три водопадные лестницы, объединенные гротом, фасад которого прорезан пятью высокими арками. По обеим сторонам от него расположены боковые каскадные лестницы. Каждая из семи ступеней лестниц украшена барельефами и кронштейнами, а над ними бьют по два водомета. По сторонам ступеней на гранитных пьедесталах установлены статуи и вазы. Перед гротом на площадке бьет фонтан «Корзинка». Вода «Корзинки» сливается по центральному каскаду в глубокий полукруглый ковш. На его степах, облицованных гранитом, установлены фонтаны «Сирены» и «Наяды». В ковше у туфовых стен, пенятся воды фонтанов «Волхов» и «Нева», возведенных в память о том, как в начале XVIII века Петру I сооружением Ладожского канала удалось «… российской могущей рукою Потоки Волхова соединить с Невою».
Посреди бассейна высится богатырская фигура Самсона, разрывающего пасть льва. Этот монументальный фонтан был сооружен в 1735 году скульптором К.Б. Растрелли в ознаменование двадцатипятилетия Полтавской битвы (позже М. И. Козловский изваял новую статую). Славу героям поют обитатели морей сирены, наяды, тритоны. Их песни, превращенные в серебристые струи, вылетают из морских раковин и падают в Самсониевский бассейн. Таким образом, все посетители прекрасного Петергофа начинают свой осмотр с симфонии фонтанов, прославляющих русский флот.
Не оборвалась традиция
придавать особое значение военной истории и в царствование Екатерины Великой. В годы ее правления, ознаменовавшиеся многими победами, строились дворцы, посвященные победам России. Первым таким зданием стал Петровский путевой дворец в Москве, построенный архитектором М. Казаковым; вторым — Чесменский дворец в Cанкт-Петербурге.
Ансамбль, включающий дворец, служебные постройки и Чесменскую церковь был построен в 1774−80 гг. архитектором Ю. М. Фельтеном. В 1780 г. он был назван Чесменским в честь победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря (1770).
В честь этой же победы в 1775 году в
Гатчине был установлен Чесменский обелиск, а в 1778 году в Царском Селе — Чесменская колонна.
Особое значение для архитектуры русских дворцов имела война 1812 года. Многие здания были разрушены и после полностью восстановлены из руин. Наиболее показательным является Петровский путевой дворец. Помимо возвращения ему прежнего облика, центральный зал дворца украсили композиции из военных доспехов, прославляющие победу русской армии. Вышеупомянутая галерея 1812 года появилась в Зимнем дворец в знак признательности монархии подданным, спасшим страну от нашествия неприятеля.
Время правления Николая I ознаменовалось передачей императорских дворцов под нужды военных ведомств. Начал эту традицию еще Павел I, передавший в 1796 г. Екатериненский дворец в Лефортово под казармы. А в 1824 г. во дворец вселяется кадетский корпус. В 1835 году из казны в Военное ведомство передали Лефортовский дворец. Сначала в нем размещался 2-й Московский кадетский корпус, потом Лефортовский военный архив. В 1830-х гг. эта же участь постигла и Чесменский дворец. Он был перестроен под военную богадельню (инвалидный дом) для ветеранов Отечественной войны 1812 (архитектор А. Е. Штауберт), пристроены три тождественных по архитектуре флигеля.
Во время первой мировой войны во многих дворцах были размещены госпитали — они находились в Зимнем, Большом Кремлевском, Петровском дворцах (для подвозки раненых сюда подвели трамвайные пути).
После 1917 г. традиция передачи русских дворцов под военные заведения продолжилась. В Екатерининском дворце остается военно-учебное заведение — Бронетанковая академия, преобразованная в 1998 г. в общевойсковую академию вооруженных сил Российской Федерации. Лефортовский дворец так и остался местом хранения документов Российского военно-исторического архива. В 1925 году сюда перевели все крупнейшие военные архивы старой России: Лефортовский, Военно-ученый, Московский военно-окружной и Архив документов первой мировой войны. Так был создан Центральный государственный военно-исторический архив СССР, позже — Российский государственный военно-исторический архив.
В июле 1920 г. Петровский дворец был передан в пользование Главному управлению военно-воздушного флота. В 1923 г. здесь разместилась Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского, а 30 ноября 1923 г. здание было переименовано во «Дворец Красной авиации». В 1941 г. дворец использовался под штабы авиации дальнего действия и войск ПВО.
В послевоенные годы в нем снова разместились учебные аудитории академии, выезжавшей в эвакуацию — и именно здесь учился первый космонавт Юрий Гагарин. Долгое время академии принадлежал и Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный недалеко от дворца. 25 сентября 1991 г. Военно-воздушная академия освободила здание храма и передала его Русской Православной Церкви — приходу Святителя Митрофана Воронежского (настоятель протоиерей Димитрий Смирнов).
Российские императоры понимали значение армии для величия страны. И это нашло свое отражение в интерьерах прекрасных русских дворцов.