Красная звезда | Александр Пинчук | 05.05.2006 |
Наша справка
…Одновременно с четверкой ракетоносцев, о которой шла речь выше, с аэродрома Украинка два самолета Ту-95МС ордена Красной Звезды тяжелого бомбардировочного авиационного полка и пара ракетоносцев дальнего радиуса действия Ту-22М3 орденов Кутузова и Александра Невского тяжелого бомбардировочного авиационного полка взлетели на отработку учебно-боевых задач в Японском море и над акваторией Тихого океана.
При пересечении нейтральных вод недалеко от Японии ракетоносцы Ту-95МС более двух часов сопровождались японскими истребителями. Экипажи отработали специфику длительного полета над океанской акваторией на значительном удалении от береговой черты с выполнением учебных задач боевого применения крылатых ракет. А на аэродром базы «95-е» вернулись немного раньше намеченного времени, так как попали в сильную «болтанку» вследствие грозового фронта. После выполнения полетов начальник связи эскадрильи бортовой оператор
Ту-95МС майор Роберт Лапко рассказал, что в воздухе — на высоте 8.500 метров — было, мягко говоря, несладко. Шел снег, из-за этого видимости — никакой. На радаре — крупные темные пятна. В такой ситуации из-за электрических атмосферных разрядов может отказать электрооборудование самолета. Когда штурман экипажа майор Николай Пашевкин увидел в блистере над собой грозовой фронт, было принято решение уходить в направлении авиабазы.
При сопровождении наших ракетоносцев японскими перехватчиками проводился радиообмен. Командир экипажа Ту-95МС майор Александр Шмитько сообщил, что с японцами они изъяснялись типовым набором фраз, принятых в этих случаях. «С нашей стороны никакой провокации не было, мы спокойно выполняли свою работу, а они — свою», — рассказал Шмитько. Впрочем, летчики не исключали, что среди сопровождавших истребителей находился и американец. Предположение основывалось на характерном почерке пилотирования: самолет иностранных ВВС очень близко подходил к нашему ракетоносцу — на расстояние примерно 15 метров!
Встречая один из экипажей, генерал Хворов предположил, что два японских самолета-перехватчика сопровождали наши ракетоносцы дольше двух часов, потому что на некотором удалении сзади шел их заправщик.
…Спустя трое суток четыре самолета Ту-95МС возвратились в Украинку. Ранее ракетоносцы взлетели с аэродрома Анадырь, выполнили полет вдоль побережья Аляски и Канады, над нейтральными водами моря Бофорта, произвели тактические пуски и совершили посадку на родной авиабазе. В это же время шесть самолетов Ту-22М3 гвардейского Брестского тяжелого бомбардировочного авиационного полка нанесли удар 500-килограммовыми бомбами на авиаполигоне Ноготай Иркутской области. Цели были поражены с минимальным отклонением. Оценка бомбометания — «отлично».
В тот же временной отрезок четыре Ту-22М3 нанесли точный удар на авиаполигоне Новосельское Приморского края боевыми бомбами ФАБ-250. Затем с авиабазы Энгельс взлетели два стратегических сверхзвуковых бомбардировщика Ту-160 и два самолета Ту-95МС Донбасской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии и, совершив многочасовой перелет, произвели пуски крылатых ракет на северном полигоне в едином боевом порядке с самолетами тбад генерала Афиногентова. Как сообщил генерал-лейтенант Игорь Хворов на подведении итогов КШУ, все поражения целей были проверены спецгруппой, вылетавшей в район мишеней. После этого выяснилось, что разрыв ракет на полигоне оказался в радиусе, который подтверждает отличный результат выполнения пусков в условиях сильного ветра и плохой видимости.
Примечательно, что полеты стратегических ракетоносцев совершались на полный радиус действия. По прибытии экипажи на земле встречал личный состав в строю с развернутыми боевыми знаменами, как это традиционно принято в дальней авиации.
Всего в ходе учения было выполнено 53 самолето-вылета, проведено четыре практических пуска крылатых ракет, 32 тактических пуска, десять бомбометаний. В транспортировке и перебазировании участвовали самолеты Ил-76 и Ан-12, а в обеспечении практических пусков были задействованы А-50 (самолет дальнего радиолокационного обнаружения) и воздушный командный пункт Ил-22. Также во время учений «дальники» активно взаимодействовали с дальневосточным объединением ВВС и ПВО, которое предоставило истребители Су-27 и МиГ-31.
«Авиационных инцидентов, предпосылок к нарушению мер безопасности в период КШУ отмечено не было, что говорит о хорошей подготовке наших военных специалистов и о профессиональном подходе к делу», — подчеркнул генерал Хворов после завершения КШУ и контрольной проверки.
Масштабность проведения учений в 37-й воздушной армии ВГК (СН) впечатляет. Стоит только взглянуть на карту воздушных маршрутов: самолеты дальней авиации этой весной бороздили воздушное пространство юго-восточной и северной части Тихого океана, северо-западной части Северного Ледовитого океана, проходили над Республикой Коми, над нашим Дальневосточным регионом, а также вблизи побережья Аляски и Канады.