Русская линия
Независимое военное обозрение Игорь Плугатарев28.04.2006 

Все подлодки мира
От основ теории подводного плавания до суперсубмарины «Юрий Долгорукий»

Дизельные подводные лодки 1950−2005. Тарас А.Е. — М.: АСТ, Минск: Харвест, 2006. — 272 с., илл. (Серия «Библиотека военной истории»). Тираж 3000 экз.

Вышедшая книга о дизельных субмаринах завершает 6-томную энциклопедическую серию всеобщей истории подводных лодок, которую московское и минское издательства выпускали в течение четырех лет. Как и предыдущие тома, последний фолиант (формат страниц 29,5×22 см) богато иллюстрирован: помимо 510 черно-белых снимков в нем помещены 60 цветных фотографий на вкладках. Всего описано 115 типов дизель-электрических ПЛ и лодок с двигателями единого хода, созданных в разных странах во второй половине XX — начале XXI столетий. Рассказывается о них кратко, но содержательно и интересно.

Любопытна, например, история отечественных субмарин проекта 877 «Варшавянка» (имевших в классификации НАТО код «Kilo I»). Проектирование их было начато в 1974 году, и данные корабли объединенное командование вооруженных сил стран — участниц Варшавского договора намеревалось сделать единым типом для своих флотов (отсюда и условное название проекта). Первая лодка Б-248 была заложена в 1979 году на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. И всего за 13 лет, вплоть до 1992 года, там и на верфи «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород) построили 39 «Варшавянок». Однако собственно союзникам СССР «перепало» из них лишь… 2 — по одной было направлено на флоты Польши и Румынии. Если, конечно, не считать, что 18 остались в Советском Союзе. Остальные были проданы Индии (10 единиц), Китаю (4), Ирану (3), Алжиру (2). «Как видим, — говорится по этому поводу в книге, — почти все экспортные субмарины (19 из 21) приобрели не бывшие члены Варшавского блока, а „друзья“, обладавшие финансовыми средствами».

Вообще же советский подводный флот, как видно из всей шеститомной работы Анатолия Тараса, был самым мощным в мире. К началу Второй мировой войны ни одно государство, включая и гитлеровскую Германию, не имело столько субмарин, сколько имел СССР. А к 1970 году советских подлодок было больше, чем у всех стран на планете, вместе взятых! Сегодня, как известно, ситуация, увы, совершенно иная. Тем не менее в пятой книге — «Атомный подводный флот 1955−2005» — уже представлены современные российские суператомоходы, которые еще стоят на стапелях, в частности «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский».

По оценкам специалистов, завершенная энциклопедия по степени содержательности (описаны все ПЛ всех стран мира, не только когда-либо построенные и спущенные на воду, но и оставшиеся незавершенными) и обилию иллюстрационного материала не имеет не только отечественных, но и мировых аналогов. Начинается же эта книжная «подводная эпопея» с описания многочисленных попыток создания субмарин и оружия для них, предпринимавшихся в разных странах мира в течение трех веков. Рассказывается об опубликованном в 1578 году труде англичанина Уильяма Бэрна, в котором впервые были изложены основы теории подводного плавания (как выразился о нем один из современников, «Бэрн сразу изобрел все»)… И все это при том, что автор шеститомника — минчанин Анатолий Тарас — сам не подводник и вообще не флотский профессионал. Он — доктор психологических наук. Но, с другой стороны, он же — крупный «шиплавер» («ship lover» в переводе с английского означает «любитель кораблей»), посвятивший своему «любительству» всю жизнь и разбирающийся в подводных лодках не хуже иного специалиста.

На вопрос обозревателя «НВО», какими источниками пользовался автор при работе над томами, Анатолий Тарас ответил, что часть информации, скажем, для первых двух книг («История подводных лодок 1624−1904» и «Подводные лодки Великой войны 1914−1918») он получил из Музея подводных сил США в Гротоне и Музея Королевского подводного флота в Госпорте (Великобритания). Некоторые исторические экспонаты видел своими глазами: макет подводной лодки XIX века «Иктинео» в Барселоне, подводную лодку Бауэра в Дрездене, подводную лодку Джевецкого в Санкт-Петербурге, подводную лодку «Лембит» в Таллине… «Но основной источник информации, — сказал Анатолий Тарас, — а также иллюстративных материалов — справочники, монографии и статьи авторитетных авторов из разных стран. Через интернет использовал Библиотеку Конгресса США в Вашингтоне и некоторые другие книгохранилища. Сам я скопил неплохое собрание книг и журналов. У меня их не так уж много, но они тщательно подобраны и хорошо дополняют друг друга. Например, книг о подводных лодках на разных языках имею более сорока, не считая несколько десятков тех, где им уделена лишь часть содержания. Именно изучение этой литературы позволяет мне создавать свои тексты».

Остается добавить, что Анатолий Тарас свободно читает тексты на английском, французском и польском, а также на испанском и немецком языках.

Напомним, что кроме упомянутых выше фолиантов во всемирном описании субмарин вышли также тома «Подводные лодки Второй мировой войны 1939−1945» и «Сверхмалые подводные лодки 1914−2004». В общей сложности в шести изданиях 1992 страницы, более 3150 черно-белых и около 140 цветных иллюстраций. Тома не пронумерованы, ибо каждый из них имеет и самостоятельное значение, и хронологически исчерпывает определенную тему. Вместе же на одной полке они однозначно составляют уникальную серию, которая без преувеличения уже становится раритетной: отдельные книги (например, о первых субмаринах и про атомный подводный флот мира) буквально в течение нескольких дней исчезали из магазинов.

http://nvo.ng.ru/history/2006−04−28/4_submarine.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика