Независимое военное обозрение | Петр Дейнекин, Валентин Рог | 29.04.2006 |
Первостепенной важности задачей для российских мобильных частей и подразделений следует считать борьбу с терроризмом. Это обуславливается громадными размерами нашей страны, сверхпротяженностью российских государственных границ (61 тыс. км). Вместе с тем нельзя забывать и об устойчивой тенденции расширения диапазона использования военной силы на планете.
Особая ответственность при проведении операций мобильных сил (МС), бесспорно, ляжет на ВВС (включая дальнюю, военно-транспортную, армейскую авиацию). Им придется для обеспечения эффективного применения МС вести воздушную разведку, перебрасывать в районы ведения боевых действий соединения, части и подразделения МС, оказывать им авиационную поддержку МС, прикрывать их от ударов авиации противника, осуществлять завоевание и удержание господства в воздухе в районах ведения боевых действий, участвовать в мероприятиях, направленных на эффективное подавление радиоэлектронных средств противника (радиоэлектронная борьба), доставлять по воздуху все необходимое для мобильных частей и подразделений из районов их сосредоточения (базирования) в район (районы) боевых действий.
Содержание изложенных задач требует привлечения к их выполнению авиачастей различных видов (ФА, ДА, ВТА, АА) и родов военной авиации (РА, ИБА, ИА, ФБА), тщательного планирования применения ВВС, организации всестороннего взаимодействия и централизованного управления. Таким образом приоритет воздушного компонента мобильных сил очевиден. Однако это, в свою очередь, одна из причин, обусловливающая настоятельную рекомендацию — общее руководство боевыми действиями мобильных сил должно быть возложено на Генеральный штаб ВС России.
Вместе с тем нельзя обратить внимание на ряд следующих ключевых моментов. Своевременная и эффективная воздушная разведка — одно из важнейших мероприятий обеспечения успеха выполнения поставленных задач мобильными силами. Воздушная разведка в интересах МС должна вестись самолетами, подразделениями разведывательной авиации. Однако, к сожалению, их боевой состав, уровень подготовки экипажей, боевые возможности, мягко говоря, оставляют желать лучшего.
Но если даже воздушная разведка своевременно обнаружит группировку войск противника, способную сорвать разработанный план ведения боевых действий МС, мобильным силам потребуется оказать эффективную авиационную поддержку для ее разгрома. Однако это не всегда может быть достигнуто из-за ограничений по глубине боевых действий основного (в современных условиях) типа самолета АП — Су-25.
Содержание основных задач, возлагаемых на ВВС в интересах мобильных сил, требует заблаговременной отработки в мирное время в ходе маневров. Опыт их выполнения должен быть обобщен и доведен до строевых частей ВВС. Однако, к великому сожалению, у нас этого пока нет. И этим надо заниматься в процессе формирования МС и проведения после их создания соответствующих учений.
Одним из определяющих условий в решении этой проблемы является среднегодовой налет на летчика. Как известно, в отечественных ВВС он недостаточен и пока достигает только нескольких десятков часов. В то же время, по сведениям из открытых источников, в ВВС США в 2006—2007 годах планируется иметь средний налет 280−285 часов на самолет, находящийся в строю…