Русская линия
Независимое военное обозрение Владимир Иванов29.04.2006 

Новые русские Русты
Министр обороны мобилизует на борьбу с воздушными нарушителями не формирования противовоздушной обороны, а правоохранительные органы

5 декабря прошлого года вертолет американского производства Bell-407 совершил посадку в аэропорту «Емельяново», расположенном в районе Красноярска. По данным Красноярского управления Госавианадзора, перегон машины с небольшого аэродрома в Истринском районе Подмосковья был выполнен экипажем с нарушением ряда требований Воздушного кодекса РФ. Также сообщилось, что «еще 20 сентября Московско-Смоленский транспортный прокурор возбудил уголовное дело по ст. 188 УК РФ (контрабанда) по факту незаконного ввоза одной из московских коммерческих фирм на территорию России 20 вертолетов Bell-407, изготовленных по американской лицензии в Канаде». Один из них был продан красноярской авиакомпании.

Сам по себе этот полет был бы мало кому интересен, если бы не одна деталь. Все дело заключается в том, что свой маршрут длиной около 3500 км аппарат неизвестной принадлежности пролетел, не имея никаких полетных документов и российских опознавательных знаков. И, что самое главное, на всем маршруте его ни разу не зафиксировали и не остановили ни средства ПВО, ни службы управления воздушным движением.

Невидимый полет Bellа


По какой трассе вели свой Bell-407 пилоты-нарушители всех и всяческих правил воздушного движения, на каких аэродромах производили дозаправку топливом и кто сподобился спросить их, куда и зачем они летят, пока неизвестно. Как, впрочем, неведомы имена асов, незаметно проследовавших в небе над Россией, и название фирмы, которой принадлежит этот геликоптер.

Тем не менее, если учитывать тот факт, что конечным пунктом назначения являлся город Красноярск, пилоты вертолета в условиях нормальной работы всех служб, отвечающих за безопасность российского воздушного пространства, никак не могли бы миновать радары системы ПВО в Московском, Приволжско-Уральском и Сибирском военных округах. Поскольку часть маршрута винтокрылой машины могла проходить и по небольшой территории на восточной оконечности Ленинградского ВО, то и здесь дежурные службы противовоздушной обороны должны были бы увидеть этот летательный аппарат.

Однако, как сообщил «НВО» председатель Союза ветеранов Радиотехнических войск ПВО и ВВС, генерал-лейтенант Григорий Дубров, «ничего удивительного в том, что какой-то вертолет бесконтрольно облетел пол-России, нет». «В настоящее время система ПВО находится в весьма плачевном состоянии. Остатки некогда мощного средства защиты российского неба теперь можно обнаружить только на небольших участках западной границы, на Северном Кавказе и на Дальнем Востоке. Все остальные дежурные зоны — слепы, и летать по ним можно сколько хочешь, тем более на вертолетах и самолетах малой авиации», — с горечью констатировал генерал.

Полет неопознанного вертолета без применения против него соответствующих санкций войсками ПВО — весьма показательное событие. Ведь экипаж Bellа фактически повторил хулиганский «подвиг» 19-летнего немецкого пилота Матиуса Руста, который 28 мая 1987 года, вечером, в День пограничника, приземлился на главную площадь СССР почти рядом с мавзолеем Ленина на небольшом спортивном самолете марки «Цессна-172». Тогда разразился грандиозный скандал, который привел к отставке министра обороны СССР Маршала Советского Союза Сергея Соколова, главкома Войск ПВО главного маршала авиации Александра Колдунова и многих крупных чинов противовоздушной обороны. Всего, по некоторым данным, пострадала карьера почти трехсот генералов и полковников. Но об этом чуть ниже.

Министр обороны Сергей Иванов, когда ему стал известен факт бездействия войск ПВО, обратился в прокуратуру для получения разъяснений о ЧП. Действительно, нигде не зарегистрированному вертолету удалось незаметно преодолеть три с лишним тысячи верст и обойти контрольные зоны всех ответственных за подобные действия служб. Министру было совсем не понятно, как подобное могло произойти. Но зато совершенно понятно благородное негодование главы военного ведомства по этому поводу. Хотя, видимо, ему самому надо было бы иногда спрашивать у своих подчиненных, в каком состоянии находится радиолокационный «зонт» над страной.

Это событие примечательно и тем, что в Красноярском крае, куда без особых трудов долетел американский вертолет, размещается федеральное хранилище делящихся материалов (ХДМ). За некоторое время до этого вояжа группа экспертов пришла к выводу, что создание в России подобного объекта противоречит принятой в державах — членах «атомного клуба» концепции об обязательном территориальном рассредоточении хранилищ боевых ядерных материалов, а анализ некоторых фактов подтверждает определенную уязвимость этого ХДМ. О чем в специальном письме было сообщено президенту Владимиру Путину. И в этом смысле перелет неизвестного вертолета не может не наводить на определенные размышления. Мало ли кто может еще пожаловать таким же образом в Красноярск?

Вспомним, как это было…


Полет Руста буквально по минутам расписал западногерманский журнал «Шпигель». Самолет юного немца прибыл из ФРГ в Норвегию, а оттуда в Хельсинки и здесь до отказа заправился горючим. Это вызвало определенное удивление служащих аэропорта, поскольку конечным пунктом своего маршрута летчик объявил Стокгольм, что отмечалось и в полетных документах, и было зафиксировано финской службой управления воздушным движением. Однако, несмотря на то что стояла совершенно ясная безветренная погода, примерно в полдень 28 мая 1987 года «Цессна» исчезла с сопровождающих ее финских радаров в районе побережья Балтийского моря. Финская береговая охрана была поднята по тревоге, но ей не удалось ничего обнаружить, кроме большого масляного пятна на морской поверхности, водолазы также не смогли отыскать обломки самолета. Тем не менее было объявлено, что пилот потерпел аварию и погиб.

Остальная часть маршрута Руста стала известна несколько позднее. После ухода из поля зрения финских радаров он пересек границу СССР недалеко от города Кохтла-Ярве. После обнаружения нарушителя РЛС в воздух поднялся истребитель Су-15, пилот которого передал на командный Ленинградской армии ПВО, что видит самолет типа российского Як-12, но другой раскраски. После этого он потерял Руста из вида, поскольку скорость перехватчика в 4 раза превышала скорость «Цессны».

Командующий Ленинградской армии ПВО генерал-майор Кромин сообщил оперативному дежурному Московского округа ПВО генерал-майору Резниченко о том, что «…в границах соединения находится неопознанная цель… выдаем ее уже давно… три раза наблюдали локационно, визуально наблюдали один раз. По докладу летчика похоже на Як-12, но это маловероятно… там большая облачность… В облаках он мало мог видеть, и поэтому мы сейчас решаем, что он видел… это не похоже на летательный аппарат…».

Командующий посчитал, что это — всего лишь какая-то птица. Тем более что Руст ушел на предельно низкую высоту над озером Ильмень, на которой РЛС просто не могли его видеть, и тем самым сымитировал посадку представителя пернатого племени на воду, поэтому никаких команд от генерала Кромина не последовало. Как объяснили источники, знакомые с подробностями этого случая, на экранах радаров ПВО самолет такого класса отображается всего лишь маленькой точкой, такой же, как и птицы.

После своего маневра немец взял курс на восток и, следуя над шоссе Ленинград-Москва, линиями электропередач, привязываясь к другим визуальным ориентирам, благополучно добрался до Красной площади.

Нельзя, конечно, не отметить следующий существенный момент: в ту пору начальство ПВО хорошо помнило, какими неприятностями обернулось решение об уничтожении в августе 1983 году в районе Сахалина южнокорейского «Боинга-747» с 300 пассажиров на борту, не отвечавшего на запросы с земли, никак не реагировавшего на предупредительные маневры советских истребителей. И пролетавшего при этом над районами, закрытыми даже для следования машин отечественной гражданской авиации.

Неудивительно, что в течение нескольких часов не было принято никакого решения об уничтожении машины Руста, который также не отвечал на радиозапросы. Более того, на трассе перелета немца в это время потерпели аварию два военных самолета, и поиском их занималась малая авиация. Еще одним фактором, помешавшим постоянно вести «Цессну», были полеты сельскохозяйственной авиации, которая часто просто не информировала войска ПВО о своих маршрутах. Это стечение обстоятельств, видимо, и спасло жизнь юному немцу.

http://nvo.ng.ru/wars/2006−04−28/2_new.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика