Красная звезда | Анатолий Антипов | 28.04.2006 |
Вот какая тревожная статистика была оглашена с трибуны конференции. В состав российского ОПК входит 948 стратегических предприятий и организаций, в отношении которых применяются специальные правила банкротства, предусмотренные параграфом 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В отношении 44 из них возбуждены процедуры банкротства. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС) России, 198 стратегических предприятий и организаций имеют признаки банкротства, при этом 170 из них входят в состав ОПК. Более того, в отношении 150 налоговыми органами вынесены постановления о взыскании задолженности за счет их имущества, которые направлены на исполнение судебным приставам. В результате под угрозой банкротства находится около трети (!) стратегических предприятий и организаций.
Положение дел в «оборонке», конечно же, требует от руководства страны принятия мер по совершенствованию государственного управления стратегическими предприятиями и организациями. И такие шаги предпринимаются. Например, завершается реализация программных мероприятий федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 — 2006 годы)». За период ее реализации прирост объема выпуска продукции организаций ОПК составил 39,1 процента, загрузка занятых в производстве продукции военного назначения мощностей увеличилась на 35 — 40 процентов, создано 75 тыс. дополнительных рабочих мест, оказана финансовая поддержка 190 организациям. В ОПК созданы 24 интегрированные структуры, и работа по их формированию продолжается. Однако этих мер, как показывает опыт, недостаточно.
В настоящее время в Правительстве РФ находится на рассмотрении проект постановления «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций», которым, в частности, предусматривается образование специальной правительственной комиссии, которая бы сосредоточила внимание исключительно на данной проблеме. И этот шаг более чем необходим, ведь создали же военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ под руководством вице-премьера — министра обороны РФ Сергея Иванова. Ее высокий статус и полномочия, безусловно, позволят гораздо эффективнее решать проблемы оборонного комплекса.
Сегодня также подготовлены и находятся на согласовании проекты правительственных постановлений, регламентирующих предоставление государственных гарантий и средств в рамках досудебной санации стратегическим предприятиям и организациям ОПК — исполнителям государственного оборонного заказа. Проводится работа и по реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом стратегических предприятий. И это не эпизодические меры по профилактике «болезни», сваливающей некогда дееспособные субъекты «оборонки». Однако в связи с переходом российской экономики от административных методов регулирования к рыночным большинство стратегических предприятий и организаций столкнулось с серьезными социально-экономическими проблемами. И участники конференции подвергли серьезному анализу причины их возникновения.
Основная из них — неудовлетворительное финансово-экономическое состояние предприятий ОПК, ориентированных на выполнение государственного оборонного заказа (ГОЗ). Уровень загрузки производственных мощностей составляет около 40 процентов, а те, которые предназначены для выполнения ГОЗ, и вовсе недозагружены: по отдельным отраслям оборонной промышленности этот показатель составляет от 9 до 30 процентов.
Напомним, что ОПК — особая отрасль, где длительность производственного цикла ГОЗ несоизмерима с «гражданским». А взимание НДС с авансовых платежей, получаемых в рамках ГОЗ, и вовсе приводит к дефициту оборотных средств. Также значительные финансовые трудности вызывает недофинансирование работ по поддержанию мобилизационных мощностей — эту проблему наша газета уже не раз поднимала на своих страницах.
Но если бы только этим исчислялись проблемы «оборонки"… Есть еще немало правовых и организационных узких мест в предупреждении банкротства стратегических предприятий. Например, нескоординированность действий органов исполнительной власти в этой области, что зачастую обусловлено отсутствием необходимых полномочий. Нормы налогового и таможенного законодательства фактически не учитывают специфику деятельности стратегических предприятий и не предусматривают предоставление льгот, направленных на развитие и сохранение значимых производств и критических технологий.
Или взять такой вот правовой «пассаж»: действующее законодательство обязывает руководителей ГУПов направлять доходы от аренды высвобожденных площадей и от продажи непрофильных объектов недвижимости в федеральный бюджет. Между тем указанные средства вполне могут быть направлены как на развитие производства, так и на повышение уровня заработной платы сотрудников.
Еще один казус: проведение реструктуризации задолженности стратегических предприятий и организаций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 октября 2005 г. не осуществляется по состоянию на дату подачи заявления и требует обязательной уплаты текущих налоговых платежей, что значительно затрудняет обычную хозяйственную деятельность.
Отсутствие утвержденного порядка реализации механизма досудебной санации и предоставления государственных гарантий по обязательствам стратегических предприятий не позволяет использовать указанные меры для финансового оздоровления предприятий ОПК.
Налицо дисбаланс интересов Российской Федерации как кредитора стратегических предприятий и организаций и как собственника имущества. И это возникает в первую очередь из-за отсутствия нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию мер по предупреждению банкротства. Защита соответствующих интересов государства в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» практически не нашла своего отражения.
Следует отдать должное участникам конференции, которые сделали акцент не на «бичевании» правовых пороков, а на разработке конкретных мер, способствующих оздоровлению «оборонки». В первую очередь, апеллируя к Правительству РФ (представителей которого, заметим, в зале было достаточно), предложено завершить в максимально сжатые сроки разработку и принятие постановлений «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций»; «О досудебной санации стратегических предприятий и организаций ОПК-исполнителей госзаказа»; «О государственных гарантиях РФ по обязательствам стратегических предприятий и организаций ОПК-исполнителей ГОЗ» и других.
На законодательном уровне должна быть решена и проблема предоставления льгот по уплате налога на прибыль, получаемую от выполнения ГОЗ и направляемую на перевооружение производственных мощностей. Необходимо предусмотреть создание самостоятельных структурных подразделений федеральных органов для ведения постоянного мониторинга финансово-экономического состояния стратегических предприятий и выработки мер по предупреждению их банкротства.
Интересным было выступление на конференции председателя арбитражного суда Москвы Олега Свириденко. Он отметил, что в настоящее время в производстве арбитражного суда Москвы находятся дела о банкротстве более 10 стратегических предприятий. В то же время в 2002 году таких дел было всего 2−3. В связи с пассивной позицией некоторых государственных органов дела о банкротстве ряда стратегических предприятий возбуждаются неоднократно. Глава суда предложил объединить работающие в федеральных округах советы по контролю за банкротством стратегических предприятий в один координационный совет при Президенте РФ. Он также выступил за принятие отдельного закона, касающегося банкротства стратегических предприятий.
Словом, деловых предложений прозвучало немало. Главное, чтобы их услышали в Правительстве РФ. Иначе ржа банкротства очень скоро разъест «оборонку», и тогда ее некогда прочный остов превратится в труху. Со всеми вытекающими для национальной обороны последствиями.