Каких законов не хватает ОПК? На этот вопрос в подмосковном Красноармейске пытались ответить члены Совета Федерации, руководители и представители более ста оборонных предприятий. Выездное заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности состоялось на базе Государственного научно-производственного предприятия «Базальт». Открывая его работу, спикер верхней палаты Сергей Миронов заявил: «Оборонные предприятия по самой своей сущности должны иметь иной правовой статус, нежели предприятия других отраслей. Государство не может отпустить их в свободное плавание под лозунгом «Обогащайтесь!»
Цель заседания — в комплексе проанализировать проблемы правового и административного регулирования производства и научной деятельности предприятий ОПК и четко определить приоритеты в законодательных нормах поддержки и эффективного развития предприятий, научно-производственных и исследовательских организаций, мобилизационных мощностей ОПК. Ее также сформулировал Сергей Миронов. И тут же выразил уверенность, что теперь, с созданием Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, многие проблемы ОПК будут разрешены.
Проблема управления «оборонкой» долгие годы была тем булыжником, о который при желании можно сломать даже самое закаленное лезвие. Система управления данной сферой за минувшие полтора десятилетия в России пересматривалась семь раз. В результате был период, когда уровень ее курирования снизился с заместителя председателя Правительства РФ до руководителя департамента в Минпромэнерго. Соответственно оказалась не скоординированной деятельность многих структур, занимающихся разработкой различных видов военной продукции. Одновременно с этим не финансировался гособоронзаказ (так, в 1996 году ГОЗ был профинансирован на 54 процента, в 1997-м — на 21 процент), покидали предприятия инженеры и рабочие (по разным оценкам, отток квалифицированных кадров из ОПК составил от 1,5 до 2 миллионов человек), сокращался типаж выпускаемых вооружения и военной техники и т. д. Конверсия ОПК практически была провалена из-за ряда стратегических ошибок при планировании и реализации ее программы, отмечают эксперты Совета Федерации. Основной урок, вынесенный из 1990-х, печален: так реформировать ОПК было нельзя.
Ситуация и сегодня остается тяжелой, отмечают в верхней палате парламента. Но уже есть сдвиги. В прошлом году производство в этой сфере увеличилось на 10 процентов. Прогноз на 2006 год также благоприятный: прирост ожидается на уровне 11 процентов. Оживает ОПК во многом за счет гособоронзаказа.
Впервые (!) ГОЗ 2005 года был своевременно утвержден. Кроме того, он действительно растет. Так, по линии Минобороны в 2003 году на него получено 113 млрд. рублей, в 2004-м — 148, в 2005-м — 187. На 2006 год запланировано выделить около 237 млрд. рублей.
Однако нынешние успехи предприятий ОПК достигаются во многом за счет резервов, накопленных в прошлые десятилетия, — научных, производственных, кадровых. «О нормальном воспроизводстве этого потенциала пока говорить сложно», — считает Сергей Миронов.
Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что нужно создать благоприятный правовой, налоговый, ценовой режим. «Нужны условия, чтобы привлекать и удерживать квалифицированных специалистов», — заявил Виктор Озеров.
О налогах вспоминали многие участники мероприятия. Так, выступивший на заседании советник Президента РФ Александр Бурутин в качестве примера привел ситуацию на нижнетагильском «Уралвагонзаводе». После изменения процедуры взимания земельного налога каждый производимый данным предприятием танк подорожал на 4 миллиона рублей.
Земельный, на имущество и другие виды налогов стали сегодня одними из тормозов реформирования ОПК. Одна из главных проблем — НДС на аванс. Государство авансирует производство вооружения. Но продукция еще не произведена, еще не включены станки, а уже надо платить. Еще нелепее то, отметил один из участников заседания, что НДС на аванс берется внутри производственных интегрированных структур — промышленных объединений. Взять те же предприятия по выпуску боеприпасов. Один завод делает корпус снаряда, другой — взрывчатку, третий — взрыватели и так далее. По существующему законодательству, вернее по его трактованию, при получении аванса каждое предприятие платит НДС. В результате половина денег уже ушла в бюджет, а к созданию добавочной стоимости еще никто и не приступал. Уже много лет руководители оборонных предприятий добиваются отмены налога на добавленную стоимость с авансовых платежей, которые ведутся по контрактам в рамках ГОЗа. Пока безрезультатно.
Кстати, симптоматично, что одним из первых выступал конкурсный управляющий ФГУП «Омсктрансмаш» Борис Говоров. Данное предприятие в 2002 году было признано банкротом. Банкротство автоматически лишило Федеральное государственное унитарное предприятие права на получение контрактов в рамках гособоронзаказа. То есть возможности зарабатывать, чтобы расплатиться с долгами, у предприятия сильно ограничены. При этом, как сообщил Говоров, 60 процентов долга ФГУПа-банкрота — это его задолженность государству.
О других аспектах банкротства, а также недружественных поглощениях говорил председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. По его мнению, необходимо выделить те объекты, которые нельзя уступать ни в коем случае. А в качестве примера Васильев привел Ржев, где одно из предприятий ОПК в результате именно такой процедуры могут вскоре «перепрофилировать» под разлив напитков.
«Вопрос государственной поддержки предприятий ОПК постоянно обсуждается, но сама поддержка пока носит фрагментарный характер. Нам постоянно внушают, что предприятия ОПК — такие же хозяйствующие субъекты, как и все остальные, и должны функционировать по общим правилам. С одной стороны, это так, но ведь функционирование гражданских и военных секторов промышленности отличается существенно», — отметил в своем выступлении начальник вооружения Вооруженных Сил РФ — заместитель министра обороны генерал армии Алексей Московский.
«Действующее законодательство и нормативные правовые акты сегодня за редким исключением не делают разницы между швейной фабрикой и ракетным центром. Это влечет за собой одинаковые санкции со стороны налоговых, судебных и других органов, но с различными последствиями для государства», — подчеркнул замминистра обороны.
После окончания заседания его участникам на полигоне «Базальта» были наглядно продемонстрированы возможности продукции этого предприятия — гранатометов РПГ-7ВГ, РПГ-28, РПГ-29 и некоторых других. Многие образцы вооружения этого завода не имеют аналогов в мире. Как считают создатели оружия, еще в течение ряда десятилетий от многих видов вооружения «Базальта» не будет адекватной защиты.
А вот создадут ли надежную защиту для предприятий ОПК, станут ли они локомотивом российской промышленности, зависит от того, как быстро и насколько полно правительство и законодатели реализуют рекомендации, заложенные в предложениях выездного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
http://www.redstar.ru/2006/04/2104/106.html