Красная звезда | Алексей Лященко | 22.04.2006 |
Сергей Иванов на встрече с генералом Джеймсом Джонсом заявил, что Россия и НАТО запланировали «конкретные совместные мероприятия боевой подготовки на российской территории, в том числе учения спецназа и ряда других родов войск». «Мы стараемся строить свое сотрудничество с НАТО во все более практической плоскости по согласованным программам в тех областях, которые представляют взаимный интерес», — цитирует Сергея Иванова ИТАР-ТАСС. В качестве конкретных примеров такого взаимодействия заместитель председателя правительства — министр обороны РФ отметил участие России в натовской операции «Активные усилия» в Средиземном море.
Кстати, в начале мая сторожевой корабль Черноморского флота «Пытливый», как заявил Интерфаксу-АВН главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Масорин, выйдет из Севастополя и возьмет курс на Средиземное море. Это будет короткий пробный выход в море для согласования различных деталей, установления контактов, установления системы связи с кораблями НАТО. Более длительный этап учений российского корабля состоится в августе. В настоящее время офицеры Черноморского флота, которые будут задействованы в операции «Активные усилия», по словам главкома, проходят усиленную языковую подготовку. По специальной программе готовятся досмотровые группы, которые в случае необходимости будут высаживаться на подозрительные суда, находящиеся в Средиземном море.
Основными задачами операции НАТО в Средиземноморье, проводящейся с 26 октября 2001 года, являются предотвращение террористических вылазок, недопущение распространения ОМП и его компонентов, которые могут провозиться морским путем в страны Европы, а также недопущение нелегальной миграции, контрабандных грузов и наркотиков. В связи с этим группировка кораблей НАТО постоянно находится в Восточном Средиземноморье, где осуществляет наблюдение и проведение досмотра подозрительных кораблей и судов в международных водах.
Одним из вопросов практического и реального сотрудничества РФ и НАТО сегодня стала аренда российских транспортных самолетов для переброски грузов в интересах альянса (не секрет, что НАТО и ЕС испытывают острую нехватку в тяжелых транспортных самолетах, необходимых для проведения военных и гуманитарных операций на больших расстояниях). Так, в марте вступило в силу соглашение 16 государств-членов альянса с российско-украинской транспортной компанией «Волга-Днепр» об аренде самолетов Ан-124−100. По условиям соглашения, два таких самолета, способных перевозить до 120 тонн, будут постоянно базироваться в аэропорту Лейпцига (Германия) в 72-часовой готовности. Еще четыре самолета, базирующиеся в России и на Украине, будут готовы к вылету через 6 и 9 дней после поступления заявки.
Применение российских транспортных самолетов для переброски сил и грузов НАТО является свидетельством того, что «у нас с Россией общие задачи и перед нами стоят общие угрозы», считает Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе генерал Джеймс Джонс. Он также не исключил создания совместных подразделений сил быстрого реагирования России и НАТО. Правда, напомнил представитель альянса, для этого необходима оперативная совместимость войск, которая потребует времени, поскольку должна быть общая тренировка, методология и терминология. Москва и НАТО, как известно, над этим работают. Верховный главком ОВС НАТО в Европе считает, что уже сегодня Вооруженные Силы России и альянса «сумели достичь определенного и такого уровня оперативной совместимости, которого в недалеком прошлом нельзя было даже представить».
На встречах в Москве затрагивались и проблемы в отношениях РФ и НАТО, в частности ситуация вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе, усиление военной активности НАТО у российских границ, объявленное стремление США развернуть в Европе базы в рамках создающейся системы ПРО. Обращают в России внимание и на заявления руководства НАТО о том, что оно не считает целесообразным ограничивать зону ответственности альянса и намерено в дальнейшем «отражать угрозы безопасности мировому сообществу в любом уголке мира».