Мировые информагентства обошло сообщение со ссылкой на источники в Форин офисе, что в случае нападения на Иран Лондон не будет оказывать военную поддержку Вашингтону, даже если все мировое сообщество будет на стороне США. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр, заявили в МИД страны, в вопросе разрешения ядерной проблемы Ирана будет руководствоваться исключительно дипломатическими методами, в частности полностью поддерживает возможное введение Советом безопасности ООН санкций против Ирана. В Лондоне также подчеркнули, что эта позиция полностью соответствует стратегии королевства в сфере международных отношений и внешнеполитических приоритетов на ближайшие 10 лет, которая была недавно представлена главой МИД Великобритании Джеком Стро и которая получила название «Активная дипломатия для меняющегося мира».
Девять приоритетов
В основе британских внешнеполитических приоритетов, как указывается в представленном документе, находится понимание того, что в одиночку Соединенное Королевство не добьется реализации своих целей. Поэтому для усиления влияния Великобритании необходима совместная работа с другими странами.
«Европа и США по-прежнему выполняют очень важную роль в обеспечении наших — да и для мира в целом — безопасности и процветания, — считает руководитель британского МИД. — Вот почему мы так много инвестируем в наши отношения как с США, так и с Европой». Великобритании в ближайшие годы также «необходимо будет продолжить строительство стратегических отношений с Китаем, Индией, Японией, Россией и другими» государствами, говорится в «Белой книге» британского внешнеполитического ведомства. «Отношения между этими крупными и развивающимися субъектами будут оказывать влияние на международную систему в предстоящем десятилетии и после и создадут контекст, в котором мы будем обеспечивать продвижение наших интересов и ценностей», — указывается в этом документе.
Значительное влияние, как отмечено в «Белой книге», будет оказывать и неопределенность в сфере обеспечения безопасности, основной угрозой для которой глава Форин офис считает терроризм. Активизирует свои усилия Великобритания, по словам Джека Стро, и в отношении международных институтов, прежде всего ООН и ее специализированных агентств и организаций. Эта работа, отметил он, в ближайшие годы будет наращиваться, и не только внешнеполитическим ведомством, но и другими британскими министерствами во взаимодействии с дипломатами. Причина этого, пояснил он, в том, что проводимая Соединенным Королевством внешняя политика оказывает самое непосредственное влияние на возможности правительства в решении внутренних проблем. В качестве примера Стро привел Афганистан, демократическое и экономическое становление которого влечет за собой сокращение поставок наркотиков из этой страны на Британские острова, а стабильность в государствах Африканского континента ослабляет для Великобритании проблему незаконной иммиграции.
Исходя из этих и многих других факторов, британское внешнеполитическое ведомство определило для Соединенного Королевства девять стратегических международных приоритетов на предстоящие 10 лет:
— содействие обеспечению большей безопасности мира от глобального терроризма и оружия массового поражения;
— снижение ущерба, причиняемого Великобритании международной преступностью, включая контрабанду людей и наркотиков, а также «отмывание» денег;
— предотвращение и урегулирование конфликтов с помощью сильной международной системы;
— строительство эффективного и конкурентоспособного в глобальном масштабе Евросоюза в безопасном соседстве с другими странами;
— оказание поддержки британским экономике и бизнесу через открытую и расширяющуюся глобальную экономику, науку, новаторство и гарантированные энергопоставки;
— содействие устойчивому развитию и сокращению бедности, усугубляемой нарушениями прав человека; демократии, хорошему управлению и защите окружающей среды;
— управление миграцией и противодействие незаконной иммиграции;
— оказание высококачественной поддержки британцам за границей в обычное время и в условиях кризисов;
— обеспечение безопасности и хорошего управления в заморских территориях Великобритании.
Уроки Ирака учтены?
Приоритеты озвучены, понятны и, в общем, не претерпели изменений по сравнению с главными задачами британской дипломатии, обнародованными в предыдущей редакции «Белой книги» в декабре 2003 года. Впрочем, очевидны существенные отличия, например во внешнеполитическом фоне на презентацию стратегического документа. Конечно, состоялась вторая волна расширения НАТО на Восток, поглотившая бывшие прибалтийские республики СССР и бывшие страны соцблока, еще не зарубцевался кризис в ЕС, вызванный евроконституцией, и ЕС в общем не помогло и сравнительно удачное председательство Великобритании во второй половине 2005 года, имели место другие крупные события мирового и регионального масштаба. Но в первую очередь это, наверное, касается ситуации в Ираке, которая по сравнению с декабрем 2003 года отличается, в общем, разительно. И дело не столько в проведенных Лондоном и Вашингтоном выборов в иракский парламент и оптимистичных рапортах о сотнях тысячах «подготовленных военнослужащих и сотрудников сил безопасности Ирака», сколько в очевидной неспособности Великобритании и США за годы погасить волну насилия не только в отношении своих солдат, но и гражданского населения Ирака.
Впрочем, не секрет, что сейчас Лондон и Вашингтон, видимо, больше обеспокоены тем, как бы выйти из Ирака с минимальными для себя потерями. А получить сегодня результат на иракском поле им очень непросто. Недавний совместный визит в Ирак главы МИД Великобритании Джека Стро и госсекретаря США Кондолизы Райс запомнился наблюдателям обнародованием забавной и пикантной с точки зрения дипломатического этикета сцены предоставления единственного «койкоместа» в самолете американки британскому министру — сама Райс переночевала на полу. А ведь эта поездка имела и совершенно ясные цели. Но никаких сообщений об ускорении процесса создания полноценного правительства в Ираке — а консультации об этом и были главной озвученной задачей визита руководителей англо-американской дипломатии — по-прежнему нет. Зато видеокадров о новых терактах и похищениях людей, информации о нападениях на военнослужащих коалиции и очередных обнаруженных телах гражданских «со следами пыток и насильственной смерти» и сообщений, что в Ираке «идет гражданская война», — в избытке.
Премьер-министр Великобритании Тони Блэр «хлебнул» с Ираком по полной. Эксперты напоминают, что своими действиями он значительно ухудшил электоральные перспективы собственной партии, был на грани потери своего поста, спровоцировал невиданные демонстрации протеста в Лондоне, раскол парламентской фракции лейбористов и отставку министра иностранных дел. А чего стоили убийственное признание несостоятельности досье по ОМП, которое и стало одним из поводов к военной кампании, и смерть советника Дэвида Келли… Теряют веру в правильность ближневосточной политики своего правительства и сами британцы. Согласно данным последних опросов, приводимых информагентствами, только 30 процентов жителей страны поддерживают пребывание частей британской армии в Ираке, а более 54 процентов хотели бы вывести войска оттуда «немедленно» или «в течение года». А без официальной «новоиракской» власти нельзя выводить войска…
К Ираку добавился и весьма стремительный рост напряженности вокруг Ирана и его ядерной программы. США, регулярно не исключающие «любых вариантов развития ситуации», в том числе, видимо, и военного, традиционно видят Лондон своим непосредственным союзником и в этой возможной операции. Но вот сама Британия, похоже, в решении ядерной проблемы Ирана не готова повторить ошибки Ирака. Тем более что премьер-министр Тони Блэр, чей рейтинг, так же как и у Джорджа Буша, колеблется на рекордно низкой отметке — около 30 процентов, не может не нервничать, понимая, что поставлен перед крайне серьезным выбором. Либо он пойдет до конца и предоставит американцам британские аэродромы и инфраструктуру для поддержки действий союзных бомбардировщиков, но при этом полностью потеряет поддержку населения, либо откажет в помощи США и тем самым развалит коалицию. Ситуация осложняется еще и тем, что на юге Ирака — в Басре — дислоцирован многотысячный британский контингент, который станет первой мишенью для иранской контратаки в случае войны — вспомним «40 тысяч шахидов» Ирана, марширующих со взрывчаткой на поясе и детонаторами в руках на параде в Тегеране.
Двоевластие и армейские будни
На этом фоне еще одним фактором, которым в том числе сегодня живет Британия, если не брать в данном случае во внимание теракты в Лондоне в июне 2005 года и «закручивание гаек» после них в том числе и путем становящейся все более реальной системы тотального контроля за каждым человеком, остается некая внутриполитическая неопределенность. И связана она с дальнейшими перспективами Тони Блэра на посту премьер-министра.
Агентство Франс Пресс сообщило, что Тони Блэр, ставший премьером 2 мая 1997 года, вошел в десятку британских руководителей, дольше всех занимавших этот пост. Сегодня он служит уже третий срок в должности главы кабинета (сообщается, что за последние 100 лет дольше него у власти находилась только Маргарет Тэтчер). При этом сегодня в британской политике фактически двоевластие. Объявив полтора года назад о своем нежелании оставаться премьером на четвертый срок, Тони Блэр тем самым сказал то самое «а», за которым обязательно следует произнести пресловутое «б». В итоге действующий глава правительства был вынужден в качестве будущего премьер-министра назвать министра финансов Гордона Брауна.
С этого момента, как отмечают наблюдатели, весь управленческий аппарат британской политики оказался в щекотливой ситуации: вопрос, кому присягать в лояльности — Тони Блэру или Гордону Брауну, — оказался далеко не праздным. Известно, что по ряду вопросов между премьером и министром финансов существуют значительные разногласия, а иногда и открытые конфликты. А Тони Блэр тем временем лишь подлил масла в огонь, сообщив в ходе недавнего австралийского турне, что его прежнее заявление с отказом от четвертого срока на посту главы правительства, видимо, было «ошибкой».
Впрочем, на армейских буднях разногласия в правительстве, похоже, особо не сказываются — вооруженные силы живут по принятым и утвержденным планам. Вот пришло время королевской морской авиации попрощаться с истребителями вертикального взлета и посадки «Си Харриер» — попрощались. Последние шесть машин этого типа, внесшего значительный вклад в события вокруг Фолклендских островов 24 года назад, сняты с вооружения и списаны.
На очереди — британские авианосцы. Еще в декабре 2005 года британское правительство одобрило программу строительства новых кораблей этого класса. А недавно министерство обороны, завершив проектирование, утвердило предварительные планы строительства. Общая стоимость контракта составит 3,5 млрд. фунтов стерлингов (свыше 6 млрд. долларов). Новые авианосцы должны будут сменить стоящие на вооружении королевского флота «Инвинсибл», «Арк Ройал» и «Илластриус». Про сам проект известно мало. Водоизмещение составит примерно 65 тысяч тонн. Авианосцы нового проекта будут больше, чем нынешние корабли класса «Инвинсибл», однако меньше, чем американские «Нимицы». Длина корабля составит 280 метров, ширина — 70 метров. Каждый корабль будет нести 40 летательных аппаратов различного назначения.
Напомним также, что сегодня вооруженные силы Великобритании проходят период самых крупных реформ после окончания Второй мировой войны. Цель — создание «армии XXI века, которая освободится от доктрин времен „холодной войны“ и будет ориентирована на противодействие террористическим организациям, а также на участие в миротворческих операциях».
Стабильный партнер
В том числе и по этим направлениям Лондон намерен развивать сотрудничество с Россией, которая также входит в число приоритетов британской внешней политики. Отношения двух стран не лишены интриг и периодического недовольства — чего стоят только шпионские скандалы и политические убежища беглым олигархам, призывающим к «революционной смене власти» в России, и пособникам чеченских боевиков. Но в целом, по оценке лидеров России и Великобритании, которых к тому же, по их собственным словам, связывает «крепкая дружба», «мелкие инциденты» фундаментально «не влияют на российско-британское партнерство».
Сегодня Британия в отличие от США не призывает бойкотировать председательство России в «большой восьмерке». Не слышно и особых сомнений в способности России обеспечить энергобезопасность Британии. На прошлой неделе российский «Газпром» осуществил первую поставку сжиженного природного газа на терминал в Великобритании, тем самым открыв новый этап в энергетическом сотрудничестве России и Великобритании (ранее Россия поставляла в Британию другие энергоносители — нефть, нефтепродукты и уголь). Тони Блэр, в частности, заявил, что «высоко ценит роль России как надежного, стабильного партнера в определении нашей энергетической политики на будущее». Растет товарооборот двух государств и в других сферах — несырьевых.
Крепнет и сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом, в частности по линии спецслужб. Растет количество контактов и между российскими и британскими военными — причем как в рамках отношений России и НАТО и соответственно по всем направлениям сотрудничества Москвы и альянса, так и на двусторонней основе. Впрочем, скептики могут справедливо напомнить и о полярных тенденциях отношений России с той же НАТО, где роль Британии остается одной из ключевых. Например, очевидна негативная роль Лондона в состоянии ситуации вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе, и в потенциальном росте напряженности на континенте в связи с готовностью Великобритании предоставить свою территорию для элементов системы противоракетной обороны США, и в увеличивающемся количестве военных учений и росте военного присутствия Великобритании, в том числе и у российских границ.
http://www.redstar.ru/2006/04/1804/303.html