Русская линия
Красная звезда Андрей Лунёв14.04.2006 

Почем опиум для народа?
За посещение псевдохристианских проповедей американец приплачивал российским офицерам

Когда несколько лет назад гражданин США миссионер Восс Джон Эдвард приехал в Россию, он не предполагал, что покидать эту страну будет в спешке в дни празднования 60-летия Великой Победы. На последнюю встречу со своими ближайшими сторонниками в один из московских ресторанов быстрого обслуживания Джон пришел в простой одежде — серой футболке, синих джинсах и с целлофановым пакетом в руках. Успокоив людей, что средства на идеологию обязательно придут и «священное» дело будет развиваться, он, традиционно расплатившись за обед, сказал: «Ну, а теперь фото на память», и… удалился в мужскую комнату. Оттуда иностранец вышел уже в безупречном белоснежном костюме с галстуком. Запечатлев себя во главе группы, он распрощался с адептами и через несколько часов улетел в Америку. Расчет был верен — компетентные органы, чтобы не омрачать торжеств, на которых присутствовали главы иностранных государств, не стали арестовывать горе-проповедника, дав ему возможность покинуть страну. Однако с этого времени въезд в Россию Эдварду заказан на неопределенный срок.
В середине 1990-х Россию захлестнуло нашествие представителей различных сект и культов — от псевдоиндуистских, таких как кришнаиты, до псевдобиблейских — «Церковь Христа» и т. д. Приехал в Москву и член американской военно-религиозной организации «Навигаторы» Восс Джон Эдвард. Обосновавшись на одной из частных квартир на Ленинском проспекте, бывший морской пехотинец и участник войны во Вьетнаме организовывает что-то вроде кружка с христианским уклоном. В него приглашаются в основном кадровые офицеры, а также слушатели и преподаватели, курсанты и студенты столичных высших учебных заведений. Встречи с «мессией» — именно так называет себя шестидесятилетний Джон Эдвард — проходят в просторной гостиной. Все рассаживаются за круглым столом, в углу телевизор, музыкальный центр. Лекция начинается, как правило, с того, как надо верно читать и понимать Библию. Затем обсуждается воинская служба. Причем трактуется она с точки зрения американского мышления — в армии США солдату даже на войне созданы все условия для нормальной службы: кондиционер в казарме, удобное обмундирование, ресторанный ассортимент питания и т. д. Затем беседа перетекает к обсуждению требований российских воинских уставов, конкретно к теме выполнения приказов начальника. - Если командир тебе прикажет стрелять, что ты сделаешь? — спрашивает Джон у курсанта. - Выполню приказ, — после недолгого колебания отвечает молодой человек. - Правильно. Но, прежде чем это сделать, подумай, не противоречит ли приказ божьим канонам, в которых сказано «не убий…». Выполнить приказ надо, но подумай, действительно ли надо стрелять, как ты после этого будешь жить дальше?.. Обсуждается проблема и так называемых «горячих точек». Война преподносится как страшная и бессмысленная затея. Задаются вопросами: а нужна ли война в Чечне? Почему мирный чеченский народ не имеет право жить спокойно? По окончании беседы, которая обычно длится пару часов, участников кормят вкусным обедом. Но с них не требуется никаких взносов и пожертвований. Напротив, каждому полагается вознаграждение за прослушанную проповедь — по семь долларов США. Деньги выдаются строго под роспись в конце месяца, исходя из числа посещений. Миссионеру не надо искать слушателей. Молва о щедром иностранце, который вкусно кормит да еще и щедро платит, быстро распространяется среди военнослужащих, особенно слушателей, курсантов и преподавателей военных академий. А взамен и делать-то ничего не надо — так, разговор о Боге да расспросы про службу, но ведь секреты-то не спрашивает. Поэтому число желающих посетить его просторную квартиру растет в геометрической прогрессии. Эдвард начинает собирать досье на тех, кто бывает у него дома. Каждому предлагается написать подробную автобиографию и анкету. Только так, зная о человеке все, по словам «мессии», он сможет вникнуть в его проблемы и подсказать пути решения, а также помочь обратиться к Богу. Кроме того, чтобы посещать щедро оплачиваемые собрания и в дальнейшем, военнослужащим надо принести фотографии в форме на своем рабочем месте (например, ракетчику — за пультом в кабине боевого управления), а также какую-либо ведомственную брошюру. В процессе бесед иностранец отсекает неинтересных ему людей, постепенно создавая группу постоянных собеседников. С 2003 года он общается только с проверенными «братьями». Их восемь. Все кадровые военные, преподаватели академий Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, Военного университета и Института военной истории. Теперь встречи происходят не только у иностранца дома, но и в различных американских закусочных. Платит за обеды и беседы по традиции миссионер. Он торжествует, в его окружении — довольно ценные для него представители Министерства обороны, к тому же имеющие доступ к секретным сведениям. Но в 2004 году ситуация меняется не в пользу проповедника. Прокуратура поручает Управлению ФСБ по Москве и Московской области организовать проверку деятельности любознательного миссионера. Узнав об этом, Эдвард, сославшись на болезнь внука, уезжает в США. Лекции прекращаются, но связь с «братьями» миссионер не теряет, продолжая переписываться с ними по электронной почте. В своих посланиях уверяет, что будет и дальше работать в Москве. И даже в начале мая приезжает в российскую столицу и встречается со своей группой. Встреча эта была последней, по крайней мере в России… Так кто же такой Восс Джон Эдвард? Человек, пытавшийся выведать государственные тайны или щедрый проповедник, желающий «привести» людей к Богу? Однозначного мнения на этот счет нет даже у спецслужб. Судить можно лишь по фактам. Помощь ветеранам войн и военных конфликтов — российским солдатам и офицерам (а ведь это одна из главных целей «Навигаторов») — Эдвард не оказывал, тратя, однако, колоссальные средства — порядка тысячи долларов в месяц — на выплаты за посещения проповедей и бесплатные трапезы. Не слишком ли расточительно для американца? Всем пришедшим на проповедь миссионер предлагал заполнить тесты и анкеты. Проанализировав их, специалисты в области психологии, рассматривавшие в свое время результаты деятельности известной секты «Аум Синрике», пришли к выводу, что «организация „Навигаторы“ является средством незаконного установления психологического контроля над младшим, средним и высшим командным составом российских Вооруженных Сил…». По словам представителя Московской Патриархии Дмитрия Смирнова, Русская Православная церковь усматривает в действиях миссионера элементы сатанинства. Например, один раз на Пасху, во время проповеди Эдвард вынес таз с водой и начал омывать собравшимся ноги, как делал Христос своим апостолам. Объяснить это логически невозможно. Либо иностранец возомнил себя Сыном Божьим, либо просто маскировался под религиозного фанатика, чтобы компетентные органы не воспринимали его всерьез. По мнению специалистов, деятельность миссионера очень напоминает деятельность нелегального разведчика. По крайней мере этот человек мог проходить обучение на курсах разведывательного управления минобороны США. А его деятельность в России как две капли воды похожа на работу так называемого агента влияния, формирующего проамериканское лобби и собирающего информацию для подготовки вербовочной базы. А что же стало с его адептами, с теми, кто прилежно ходил на проповеди, бесплатно столуясь и получая монеты? Да ничего особенного. Все эти люди, даже те, кто являлся гордостью иностранца — отобранные из общей массы профессиональные военные, — до сих пор служат и преподают в учебных заведениях. Во время бесед с представителями контрразведки в их глазах читалась растерянность. А что? Ведь они военных тайн не выдавали, а на лекции к американцу ходили для того, чтобы расслабиться после работы — уж очень вкусно кормил американец. При этом хотелось немного поправить материальное положение — зарплата-то маленькая. Богом, как окажется потом, из этих людей всерьез никто не интересовался…

http://www.redstar.ru/2006/04/1404/405.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика