Красная звезда | Константин Ращепкин | 14.04.2006 |
— Первый вопрос, Владимир Анатольевич, хотелось бы задать о вашей новой работе. - Моя новая должность — советник министра обороны. По существу, у меня те же обязанности, которые я исполнял в аппарате председателя российского правительства, а изменения продиктованы тем, что на Министерство обороны, как на головного исполнителя, теперь возложены обязанности по выработке анализа и государственных подходов к социальной защите военнослужащих. Причем не только Вооруженных Сил, но и других силовых структур. Отрадно, что первый серьезный шаг в этом направлении уже сделан — 28 марта на заседании коллегии Министерства обороны Главным управлением воспитательной работы был представлен доклад «О результатах ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей». В этом выполненном на высоком профессиональном социологическом уровне докладе приводился анализ того, как монетизация льгот и другие законодательные акты повлияли на моральный климат в воинских коллективах. Профессионально и с высокой точностью поставленный диагноз оказался, прямо скажем, неутешительным. 66 процентов респондентов признали, что принятие 122-го закона не только не сохранило их социальную защищенность на прежнем уровне, но и значительно ее ухудшило. Значит, необходим поиск мер по стимулированию воинского труда, и прежде всего, в финансовом отношении, необходимо принятие государственных решений, которые бы существенно изменили ситуацию уже в ближайшее время. А теперь о положительном и самом главном. Раз об этих проблемах сказано на самом высоком уровне, значит, считаю, можно не сомневаться, что ситуация обязательно изменится к лучшему. Выступая на этой коллегии, министр обороны Сергей Борисович Иванов потребовал от своих заместителей, руководителей ведущих управлений и служб, главнокомандующих видов ВС и командующих родов войск продолжить анализ этого мониторинга и общими усилиями выработать необходимые решения, чтобы потом через аппарат правительства представить их в Государственную Думу и Совет Федерации. Координацией этой работы по предложению министра обороны я и буду заниматься в ближайшее время.
— Какие вопросы поднимались на заседании Центрального совета Минобороны по делам ветеранов? - Во-первых, напомню, что под эгидой Минобороны по поручению Президента России Владимира Путина объединены ветеранские организации не только Вооруженных Сил, но и всех силовых структур. Да и тот факт, что Центральный совет Минобороны РФ по делам ветеранов возглавляет заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны Сергей Иванов, думаю, уже сам по себе говорит об уровне проблем, решаемых этой организацией. На прошедшем заседании обсуждался ряд очень важных вопросов, выступали начальник Тыла Вооруженных Сил РФ — заместитель министра обороны генерал армии Владимир Исаков и начальник Службы экономики и финансов Минобороны Любовь Куделина, руководители ветеранских организаций. Словом, шел откровенный разговор по предусмотренным повесткой вопросам, а именно — о социальной защищенности ветеранов войн, боевых действий и военной службы. Причем, говоря о ветеранах боевых действий, поднимались проблемы не только военных пенсионеров, но и действующих военнослужащих.
— На чем вы остановились в своем выступлении? Какие из обозначенных на совете проблем, на ваш взгляд, требуют первоочередного решения? - Во-первых, я затронул вопросы, касающиеся Героев Советского Союза и России, полных кавалеров орденов Славы. В частности, сказал о том, что сегодня мы имеем массу сигналов и жалоб от Героев о примерах такого толкования федеральных законов, которые приводят к ухудшению их социального положения. Так, например, согласно постановлению Правительства РФ N 788 от 21 декабря 2005 г. и разъяснениям Минздравсоцразвития РФ ежемесячная денежная выплата Героям устанавливается и осуществляется независимо от предоставления ежемесячных денежных выплат в соответствии с другими законами и нормативными актами. Однако финансовые органы Минобороны и МВД в указаниях своим региональным подразделениям дают толкование законодательства, прямо противоположное правительственному. В результате в некоторых регионах была прекращена выплата Героям повышенной пенсии. Ну и, конечно же, я остановился на общих, касающихся всех ветеранов проблемах, о которых говорили все выступающие. К сожалению, после вышеупомянутого закона о монетизации льгот у подавляющего большинства ветеранов уровень социальной защищенности не только не сохранился, но и значительно снизился. О чем свидетельствуют как социологические исследования, так и многочисленные сигналы в Аппарат Правительства, Министерство обороны, Комитет ветеранов войны и военной службы и Российскую ассоциацию Героев. Мы в Российской ассоциации Героев полностью солидарны с Сергеем Борисовичем Ивановым, считающим, что повлиять на эту негативную ситуацию можно только скоординированной, инициативной работой органов военного управления с руководством ведущих ветеранских организаций, прежде всего в плане законотворчества. И считаем, что работа эта должна быть открытой и гласной, чтобы исключить различного рода политические спекуляции, в которые ветеранов пытаются втянуть различные политические силы. Кстати, одна из причин ухудшения социальной защищенности ветеранов — меры их социальной поддержки теперь устанавливаются не на федеральном уровне, как раньше, а в регионах, большинство из которых имеет ограниченные финансовые возможности. Такое положение необходимо срочно менять, иначе будет складываться ситуация, при которой и военнослужащие будут стремиться служить не там, где Родина прикажет, а в регионах с благоприятной экономической ситуацией. Главный же акцент в своем выступлении я сделал на трех конкретных проблемах. Во-первых, на действиях Минфина по увеличению денежного довольствия военнослужащих не путем увеличения окладов по должности и по воинскому званию, а посредством введения различных ежемесячных денежных надбавок, не влияющих на размер пенсий. Подобная политика не только противоречит интересам военных пенсионеров, но и фактически вбивает клин между ними и действующими военнослужащими. Во-вторых, по социальной защищенности двух миллионов военных пенсионеров сильно ударил происходящий на фоне отмены льгот рост тарифов ЖКХ. С учетом того, что военнослужащие запаса зачастую являются единственными или по крайней мере основными кормильцами своих семей, впору говорить об ухудшении социального положения минимум 6 миллионов россиян. Ну и, в-третьих, до сих пор не решен принявший уже политический характер вопрос о денежной компенсации за продовольственный паек, которая сегодня втрое меньше реальной стоимости продпайка. Также я поднял проблему действующих военнослужащих — участников боевых действий, проходящих службу в Москве и Санкт-Петербурге. В большом количестве штабов, воинских частей и учреждений сложилась совершенно дикая ситуация, когда участники боевых действий не получают в максимальном объеме надбавку за сложность и напряженность службы на том основании, что их транспортные расходы якобы компенсируются предоставлением бесплатного проезда за счет местных бюджетов. Это ж надо так придумать — участники боевых действий, получая денежное довольствие, оказались в проигрышном положении по сравнению с теми, кто не воевал. И подобных издержек, к сожалению, пока немало. Ну, разве нормально, что ветераны войны, например, чьи льготы финансируются из местных бюджетов, в целом ряде регионов находятся в заведомо худшем положении по сравнению с ветеранами труда. Получается, что в этом вопросе нарушена политическая воля президента страны, который на протяжении двух последних лет говорил, что если регионам передаются полномочия, то с ними должно передаваться и финансовое обеспечение этих полномочий. Но механизма передачи этого финансирования не существует. И Минфин скрывает все это простой записью в скобках — учтено в трансферте. А в трансферте учтено медицинское обеспечение, льготы учителям, словом, все. И в итоге военные пенсионеры нередко финансируются как бы по остаточному принципу. А такого быть не должно. Ведь только при достойной социальной защищенности как действующих военнослужащих, так и военных пенсионеров военная служба может действительно стать престижной.
— Так есть ли на ваш взгляд основания полагать, что в обозримом будущем она действительно таковой станет? - Лично я в этом просто не сомневаюсь. Сегодня, когда вопросы проработки механизма социальной защиты военнослужащих возложены на министра обороны, считаю, есть все основания полагать, что все эти проблемы наконец начнут радикально решаться, а значит, военная служба начнет постепенно снова становиться престижной. По-другому в России просто не может быть.