Русская линия
Независимое военное обозрение Виктор Мясников14.04.2006 

Три века и одно столетие
Первую подлодку на Руси построили за 100 лет до возникновения подводного флота

Подводные силы России. 1906−2006 — М.; Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. — 832 стр., илл.

В 1720 году молодой крестьянин Ефим Никонов предложил царю Петру построить «потаенное судно», способное плавать под водой. Первую модель русской подводной лодки заложили в марте того же года и назвать решили именно так — «Модель». Но на закладной доске почему-то оказалось каллиграфически написано «Морель». Под этим загадочным именем деревянное судно, похожее на бочку, десять лет испытывалось и доводилось до ума. Умер царь Петр, а за ним и царица Екатерина, а плотнику Никонову никак не удавалось устранить течи в весельных гнездах, хотя лодка погружалась и плавала под водой. Закончилось все ссылкой Никонова в Астрахань…
Спустя 113 лет Карл Шильдер, выходец из прибалтийских немцев, построил цельнометаллическую подлодку, оснащенную перископом. Вооружена она была пороховыми ракетами. Вот когда, можно сказать, зародились подводные ракетоносцы. Но и эта лодка не оправдала вложенных государственных денег. Причина была понятна: весла — не самый лучший двигатель…
В 1856 году в подводное плаванье отправилась лодка постройки баварского подданного Вильгельма Бауэра. Она уже была снабжена толкающим винтом, который приводился в движение вручную. Точнее, ногами. Два матроса наступали на ступени приводных колес. В день коронации Александра II лодка погрузилась под воду, имея на борту флотский оркестр, который грянул гимн. Внутренняя акустика оказалась мощной, больше лодка не прославилась ничем…
Первую подлодку с механическим двигателем построил Иван Александровский. Лодка имела длину 33 метра и водоизмещение 363 т, экипаж — 20 человек. Она стала первой, которую посетил глава государства. И первой, которую раздавило массой воды при погружении на 30 метров…
Таким драматических историй много в книге «Подводные силы России. 1906−2006», выпущенной к 100-летию отечественного подводного флота. Правда, первая боевая подводная лодка «Дельфин» вступила в строй еще в 1902 году, но отсчет у нас ведется обычно от царских указов. Роскошно изданный солидный том — настоящий памятник, увековечивший историю подводного плавания и героизм российских моряков. Он богато иллюстрирован редкими снимками и рисунками. И остается только пожалеть, что подавляющему большинству ветеранов-подводников это роскошное издание окажется не по карману.

http://nvo.ng.ru/armament/2006−04−14/6_submarine.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика