Продолжается кругосветное плавание учебного барка «Крузенштерн». Корабль покинул Владивосток и взял курс на Гонконг. Далее по маршруту следования запланированы заходы в Сингапур, Порт-Луи (Маврикий), Кейптаун (ЮАР) и Лас-Пальмас (Испания). Прибытие в Санкт-Петербург ожидается в первой половине августа.
На борту, помимо постоянного экипажа, находятся юнги Молодежной морской лиги, воспитанники клубов юных моряков и кадетских корпусов, а также курсанты морских вузов, в том числе военно-морских институтов. Двое из них — курсанты А. Вавилов и Е. Иванов — прислали в редакцию письмо по электронной почте: «Более четырех месяцев мы находились в море, на борту парусника „Крузенштерн“. За это время успели побывать во многих портах Южной Америки: Монтевидео — Уругвай, Ушуайя — Аргентина, Вальпараисо — Чили, Кальяо — Перу.
Мы решили по максимуму использовать представившиеся нам возможности и ознакомились с системой подготовки морских специалистов в латиноамериканских странах.
Хочется отметить прежде всего прекрасное отношение в этих южных государствах к российским морякам и то уважение, которое оказывают там своим военным, а особенно морякам, простые люди. Также поразило, что на улицах латинских городов все офицеры, даже высокого ранга, спешили отдать воинское приветствие нам, обычным курсантам. Разумеется, мы поступали так же.
Особенностью обучения в этих странах является то, что курсанты не отвлекаются ни на что от учебы, им созданы все условия для успешного усвоения учебной программы, проживания и отдыха, развита система обслуживания курсантов матросами. К примеру, в Перуанской школе торгового мореплавания каждому курсанту выдаются на лето для ношения шесть (!) комплектов формы отличного качества. Все, что нужно перуанскому курсанту, — это вовремя забрать свой комплект из прачечной, где его постирают, почистят и выгладят опять же матросы. В общем, из курсантов готовят настоящих „господ офицеров“. С другой стороны, в этом есть и свои недостатки — офицер оторван от матроса, между ними целая социальная пропасть.
Что касается учебной программы, то упор делается на изучение только той техники и кораблей, которые стоят на вооружении, а это в подавляющем большинстве давно устаревшие, купленные у европейцев подержанные корабли. В перуанском флоте до сих пор стоит на вооружении артиллерийский крейсер голландской постройки середины 50-х годов!
Мы увидели, что в составе ВМС стран Латинской Америки имеются парусные суда, причем очень даже неплохие („Капитан Миранда“ — Уругвай, „Эсмеральда“ — Чили), на которых курсанты получают неоценимый опыт морских походов, здесь происходит их становление как морских офицеров. Жаль, что в настоящее время наш флот не имеет такой возможности, и лишь отдельные курсанты обретают уникальный шанс почувствовать всю романтику морской жизни, по-настоящему полюбить море и профессию защитника морских рубежей России».
http://www.redstar.ru/2006/04/1204/302.html