Русская линия
ИА «Белые воины» И. Руденко-Миних13.04.2006 

Восстановление памяти о Белом движении в Крыму

После 1991 года я испытывал по-юношески наивное убеждение, что достаточно только дать народу доступ к правдивой информации, уничтожить аппарат коммунистической пропаганды, и большинство наших сограждан отделят зерна от плевел, назовут ложь ложью и припадут к чистому источнику правды. Увы «жить не по лжи», как призывает А.И. Солженицын, оказалось не так просто, и процесс возвращения исторической правды о Гражданской войне и Белом движении в Крыму идет крайне медленно.

Дело восстановления исторической правды на полуострове, как и по Украине и в Российской Федерации в целом движимо отдельными энтузиастами, отдельными патриотическими организациями и изданиями.

Официальные сайты и издания Крыма, затрагивая историю Гражданской войны, как правило, ограничиваются общими, нейтральными фразами.

Конечно, прорывы есть. За последнее десятилетие в крымском Интернете все же появилась информация о красном терроре. В этом отношении интересен сайт фонда Москва-Крым, разместивший к 75-летию окончания Гражданской войны публикацию историков Зарубиных с красноречивым названием «Без победителей». «Наша цель — опираясь только на факты, — уловить внутреннюю логику событий, приглядеться к их участникам, мотивам их поведения», — декларируют авторы, выражая особую благодарность Государственному архиву Крыма. В работе Зарубиных широко освещается и период массовых расправ и террора «революционных матросов» в 1917 году и красный террор 1920 года. Замечательные строки посвятили они П. Н. Врангелю: «Наконец-то на земле полуострова появляется человек, у которого есть не только мечта — превратить Крым в землю обетованную, оазис в пустыне гражданской войны, к которому потянутся все российские губернии, но и программа — как этого достичь, и личные возможности: ум, гибкость, решительность, работоспособность… Земельная реформа, земская реформа, свобода торговли, признание Францией…»

«Доколе же Крыму пребывать полигоном выяснения отношений, полем столкновения интересов и бикфордовым шнуром гражданских и национальных конфликтов? Неужели население полуострова так и останется, как это было в 1917—1921-м, 1929−1930-м, 1944-м, 1954-м, 1991-м годах, лишь объектом давления сторонних вожделений, заложником властных игр, пленником геополитической случайности? Если так — то гражданская война здесь будет продолжаться вечно», — эти заключительные строки работы призывают посетителей сайта задуматься об актуальности осмысления Гражданской войны.

Однако подобные работы являются скорее исключением и сегодня в электронном и печатном официозе Крыма очень часто можно встретить упоминания об «освобождении Крыма Красной армией в 20-м году», «уходе интервентов и поддерживаемой ими Белой армии», «героических красных партизанах» Так сайт южнобережного городка Морское с упоением повествует о подвигах «легендарного человека А. Мокроусова», высадившегося здесь в августе 1920 года с группой «коммунистов и военных специалистов» для «организации партизанской борьбы в Крыму». Фантастические подвиги «мокроусовцев» громящих по воле авторов целые белые дивизии плавно переходят в подвиги советских партизан второй мировой войны. О белом периоде истории крымского южнобережья — больше ни слова. Кстати, именем этого деятеля, также «отличившегося» на поприще красного террора, до сих пор названы турбаза в Севастополе и улицы в городах Крыма.

Не менее грустно выглядит историческая страничка сайта Ялты. Сообщив о приобретении Царской Семьей Ливадии, авторы сайта негодуют «Чтобы быть ближе к царю, придворная знать стала строить здесь дворцы дачи. Вслед за этим предприимчивые буржуа начали сооружать гостиницы и дачи». После чего переходят сразу уже к 1920 году, констатируя: «Установление советской власти в Крыму способствовало дальнейшему развитию города. Началась организация сети курортных учреждений». О жертвах и разрушениях революции и Гражданской войны, терроре, голодоморах 20-х, 30-х годов, репрессиях и т. д. ни слова. Коммунистическая власть, таким образом, предстает на данном сайте исключительно с положительной стороны.

В духе брежневского агитпропа выдержаны многие страницы увесистого издания «Севастополь на рубеже веков», изданного местными властями и используемого как визитная карточка города для почетных гостей. Так в очерке «Страницы истории» авторы (кстати, чиновники местной администрации) завершают повествование о XIX веке словами «зрела новая политическая сила — рабочий класс, росла его классовая сознательность». Цитата о 1917 годе — «город стал центром революционной борьбы трудящихся Крыма», о 1919 годе — «на борьбу с белогвардейцами поднялись моряки и жители Севастополя», о 1921 годе сказано лаконично — «в городе вновь установилась советская власть. Город больше других городов Крыма пострадал от грабежей белогвардейцев». Далее повествуется об экономическом развитии Севастополя. О красном терроре и голоде — ни слова!

К. сожалению, подобную «достоверную» информацию о периоде Гражданской войны можно встретить и в туристических сайтах и путеводителях Крыма. Зачастую их авторы (в основном компьютерные специалисты молодого возраста), просто не задумываясь, копируют соответствующие страницы из путеводителей советского периода. Как следствие, рядом с вполне достоверными и интересными сведениями о развитии Крыма в дореволюционный период, о Крымской войне, о действиях Императорского Черноморского флота в Первой мировой войне, появляются все те же «красноармейцы-освободители» и реакционеры-белогвардейцы, «полностью зависящие от интервентов» и неустанно проводящие «белый террор». Абсурдно, но вполне позитивно описываемые в очерках о периоде 1900−1917 годов крымские градоначальники и офицеры российской армии и флота в разделах о революционных событиях и Гражданской войне становятся угнетателями, «царскими карателями» и т. д.

Нужно отметить, что противники Белого Дела в нашем регионе вновь перешли от призывов к «всеобщему примирению» к пропагандистской лексике сталинских времен. В левой прессе и изданиях, подготовленных вышедшими на пенсию замполитами и особистами, обрядившимися в военных историков и краеведов, уже не видно характерных для начала 90-х примиренческих ноток, признания перегибов и ошибок. Напротив, звучат истерические призывы «не дать очернить нашу историю». Увы, но для многих людей старшего поколения оказалось непосильной задачей признать ложью всю ту мифологию, которая на протяжении 70 лет называлась «советской историей». Уподабливаясь страусу, прячущему голову в песок, они принялись перепевать «старые песни о главном» в духе краткого курса КПСС, объявив всю не укладывающуюся в этот миф информацию «происками врагов», «очернительством» и т. д.

В этом контексте интересно привести пример трансформации Севастопольской организации партии «Трудовая Украина». Созданная депутатом Верховной Рады Украины А.Л. Деркачом под лозунгами «Православие. Солидаризм. Славянское единство», партия в Севастополе привлекла к сотрудничеству молодежь из близких нам по духу организаций. Среди молодых трудовиков распространялась литература «Посева», наше издание «Доброволець» а также «Южный форпост», литература, предоставляемая монархистами, членами дворянских организаций и т. д. Проводились краеведческие походы, исторические семинары и т. д. Символично, что отличительным знаком молодежной организации трудовиков в Севастополе стал сине-золотой добровольческий шеврон. Однако вскоре А.А. Деркач с единомышленниками были оттеснены от руководства партией, а в Севастополе в руководство ее пришли военные отставники, члены ветеранских и афганских организаций, стоящих на позициях возрождения СССР. Под маркой патриотического воспитания и увековечивания традиций, защиты ветеранов и т. д. ими была развернута просоветская пропаганда. В отношении руководства молодежной организации было проведено специально сформированной комиссией-«тройкой» расследование, в материалах которого члены патриотических организаций обвиняются в пропаганде «власовщины, нацизма», «развале СССР» (!), «очернении истории», «сборе информации для Запада» и т. д. В результате здравомыслящая молодежь покинула организацию, пришедшую на позицию «православного сталинизма».

У нейтрально настроенного большинства населения Крыма пока еще преобладает отношение к Белому делу, как к безвозвратно минувшему прошлому, а отношение к нашим изданиям — как к экзотике.

К сожалению, во всем многообразии политических сил полуострова сегодня оказывается трудно найти союзников в восстановлении исторической правды о Белом движении. А ведь в Украине в Советы всех уровней открыт доступ только по партийным спискам. Фракции патриотических сил в Советах, содействовавшие бы восстановлению исторических названий городов и восстановлению памятников, увековечиванию памяти Белых воинов и красного террора, пока остаются лишь проектом дальнего прицела.

Помимо близких по духу организаций интерес мы встречаем в основном среди историко-культурных, краеведческих организаций и клубов. Среди нужно отметить Севастопольскую группу Корпуса разведчиков, Севаспольское отделение РИС-О, Клуб любителей истории Отечества, Керченский казачий клуб имени П.Н. Врангеля, дворянские общества и т. д. Нейтральные же люди часто обращаются к нашей теме благодаря интересу к истории своих семей, в которых кто-то из предков участвовал в антибольшевистской борьбе, либо подвергался репрессиям.

Увы, но коммерческая пресса и сайты крымского Интернета тоже пока мало заинтересованы в размещении исторических материалов о Гражданской войне. Для них это «немодная» тема, тем более что такими материалами можно затронуть «чувства» старшего поколения и особенно просоветски настроенных военных пенсионеров.

Крайне мало исторической информации о Гражданской войне можно найти и в поступающих в Крым украинских изданиях. Отрадным исключением является газета вышеупомянутого А.Л. Деркача «Киевский телеграф», редактируемая А. Скачко. В издании присутствует историческая рубрика на нескольких страницах, где публиковался и цикл материалов о предводителях и героях Белого дела, исторические очерки о русской эмиграции, в том числе о деятельности РОВС, правда о деяниях коммунистической власти. Многие из этих материалов подготовлены киевским историком Игорем Родиным.

Нужно отметить, что данное издание в 2004 году бесплатно получали по инициативе А.А. Деркача свыше 1500 севастопольцев.

Интерес к таким публикациям, как и теме Белого дела в целом мы встречаем в первую очередь среди интеллигенции и молодежи. Причем для молодежи наиболее актуальным является воспитательное значение Белого дела и пример его героев.

С учетом вышесказанного по-прежнему актуальными остаются следующие проблемы:

— преобладание научной литературы среди изданий о Белом движении при отсутствии так сказать первичной, популярной литературы для молодежи и людей, впервые обращающихся к теме;

— почти полное отсутствие художественной литературы, а также продукции с символикой Белого движения аудио- и видеоматериалов, пропагандирующих Белое дело;

малый тираж наших изданий;

— слабый обмен региональными изданиями;

Надеюсь, что сотрудничества позволит решить эти проблемы и своими скромными усилиями мы докажем, что Белое дело живет и сегодня.

Бело дело. 2 съезд представителей печатных и электронных изданий. Резолюция и материалы научной конференции. «Белое дело в Гражданской войне в России. 1917−1922 гг.». М.: Посев, 2005.

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика