Независимое военное обозрение | Виктор Мясников | 07.04.2006 |
Но под эгидой Министерства обороны РФ уже существует Федеральная служба по оборонному заказу (ФСОЗ). Не станут ли две структуры дублировать друг друга? Советник начальника Управления аналитического и информационных технологий ФСОЗ Игорь Корякин заявил в телефонном разговоре, что цели у Федеральной службы и Федерального агентства будут разные. Агентство по заказам станет планировать закупки вооружений и делать заказы — заключать договора с предприятиями-производителями. А служба по оборонзаказу — это контролирующий, надзорный орган. Она будет только контролировать выполнение заказов и их правильную оплату. Да и сам Сергей Иванов сообщал, что агентство станет лишь одним из звеньев единой системы.
Звено это встанет между заказывающим управлением Минобороны РФ, которое, как и прежде, будет определять, сколько и каких вооружений требуется армии, и между предприятиями, которые раньше напрямую заключали договора с военными. Создание еще одного бюрократического звена Сергей Иванов, когда его еще только назначили на пост вице-премьера, назвал оптимизацией.
Сообщив о создании агентства по заказу вооружений, министр обороны РФ подчеркнул, что таким способом будет вестись борьба с коррупцией. Видимо, слухи о денежных «откатах», которые якобы получают генералы-заказчики от предприятий за размещение гособоронзаказа, имеют под собой почву. Раньше Сергей Иванов в своих выступлениях говорил о «необъяснимых явлениях» в ценообразовании. Теперь объяснилось, почему, имея бюджет в миллиарды долларов, Минобороны РФ закупает вооружение единичными экземплярами.
Выступая недавно в Новосибирске, министр обороны РФ огласил объем гособоронзаказа на 2006 год — почти 254 миллиарда рублей. Это 9 миллиардов долларов, что в полтора раза превышает годовой объем экспорта российских вооружений. Но если сравнить количество самолетов, танков и кораблей, полученных зарубежными заказчиками и Российской армией, может показаться, что гособоронзаказ на самом деле вдвое ниже экспорта.
В 2005 году, например, израсходовав около 180 млрд. рублей, Минобороны получило 7 ракет «Тополь», 17 танков, 80 бронетранспортеров и несколько самолетов и вертолетов. В этом году к прошлогоднему прибавится танков на два батальона — порядка 90 штук плюс 1 зенитно-ракетный комплекс С-400, а денег истратят на 3 миллиарда долларов больше. Стоит вспомнить, что Индия за 310 танков Т-90С заплатила России 800 млн. долларов.
Сможет ли новое агентство стать государственным инструментом, обеспечивающим честный гособоронзаказ? По словам Сергея Иванова, в Федеральном агентстве по заказу вооружений будут работать гражданские чиновники. Но обычно гражданские специалисты в военной сфере — это отставные военные. Так что, скорее всего, щуку бросят в реку — генералы и офицеры заказывающих управлений Минобороны, уже плотно сработавшиеся с директорами оборонных предприятий, переместятся в новое звено единой системы. А чиновники, как известно, хоть гражданские, хоть военные, работают, как правило, на себя, а не на государство.
В интервью «Вестям недели» 26 марта Сергей Иванов посоветовал директорам предприятий не надеяться на большие госзаказы, поскольку «сейчас вся экономика в России — рыночная, и предприятия военно-промышленного комплекса тоже рыночные». И заявил, что количество закупаемых вооружений уже определено, и, по его словам, важно, чтобы оборонка качественно и в срок их изготовила. «И не так дорого, как того хотелось бы руководителям предприятий», — заметил глава ВПК.
В ответ руководители предприятий реанимировали свою «ВПК» — Российский союз машиностроителей. За короткий срок его численный состав вырос вчетверо — с 16 до 66 предприятий, причем в него вошли такие киты промышленности, как ВАЗ, КАМАЗ, «Северная верфь», «Севмашпредприятие», «Сухой», «Уралвагонзавод». Возглавил Союз гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов. В условиях наращивания сырьевого экспорта нефтедобывающие компании переносят заказы на оборудование за рубеж. Отечественная оборонка вынуждена объединяться, чтобы выжить в таком «рынке». И за высокие цены на продукцию директора станут упорно сражаться.
Есть только один способ снизить цены на вооружение до нормальных и повысить качество поставляемой техники — сделать гособоронзаказ прозрачным и утверждать на Госдуме отдельно каждый контракт. Как это делается в Соединенных Штатах. Не хочется лишний раз кивать на заокеанский опыт, но приходится. Там военные и промышленники с цифрами в руках отстаивают программы вооружений, доказывая, что именно эта техника необходима в определенном количестве, поскольку необходимость эта научно обоснована военной доктриной и независимыми экспертами. Бессмысленного засекречивания нет, поскольку США и Россия, будучи партнерами, все равно сообщают друг другу данные о вооружениях.
Поскольку в нынешней российской ситуации невозможно говорить о прозрачности и гражданском контроле, то об искоренении коррупции тоже не может быть и речи. Единственное, что реально даст новое агентство вице-премьеру Сергею Иванову — общий контроль над деньгами гособоронзаказа. Если объем закупок вооружений будет расти, как в 2005—2006 годах — на 30−40% в год, то в 2007 году он составит 11−12 млрд. долларов, в 2008-м — 14−15 млрд. долларов. Даже один процент от этой суммы — неплохие деньги. На целую избирательную кампанию хватило бы.