Русская линия
Красная звезда Юрий Авдеев07.04.2006 

Заштатная ситуация

При запуске космического корабля «Союз ТМА», который доставил на МКС членов 13-й экспедиции и первого космонавта Бразилии Маркоса Понтеса, случились перебои в получении телеметрической информации наземными средствами управления. Они возникли на самом ответственном участке выведения корабля на орбиту. Как заявил руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев, устранять эти перебои пришлось в аварийном порядке. Специалисты смогли в кратчайшие сроки ликвидировать нештатную ситуацию.
Впрочем, в обеспечении космической экспедиции существует еще одна серьезная проблема, которая не афишируется. Она имеет непосредственное отношение к безопасности космических полетов. Наш корреспондент попытался в этом разобраться.
Летчики и космонавты строго придерживаются традиций. Не из-за суеверия, а, как говорится, чтобы душу успокоить. Когда же приходит беда, вспоминают «несчастливые» числа и всевозможные приметы. И все же космонавты больше уповают на работу специалистов Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания (ФПСУ), которые не раз приходили на помощь в самых сложных нештатных ситуациях. Вот только некоторые из них.
16 октября 1976 года ночью в акватории соленого озера Тенгиз (Казахстан) приводнились космонавты В. Зудов и В. Рождественский. По различным техническим причинам люк спускаемого аппарата оказался в воде. Туман и снежные заряды не позволяли использовать технические средства спасения. При температуре наружного воздуха минус 20 градусов аппарат стал остывать в воде. Космонавты включили систему регенерации воздуха и переоделись в костюмы, обеспечивающие жизнедеятельность в воде. С берега к ним на надувных лодках добрались командир вертолета капитан Н. Чернявский и подполковник медицинской службы А. Чеканов. Всю ночь спасатели находились у объекта. Они удаляли образующийся лед с клапана, через который в космический аппарат поступал воздух. Спасатели обморозились, но обеспечили жизнедеятельность экипажа в спускаемом аппарате. С наступлением утра капсулу вертолетом отбуксировали на берег и эвакуировали космонавтов.
26 сентября 1983 года за 85 секунд до старта космического корабля «Союз Т-10» с космонавтами В. Титовым и Г. Стрекаловым из-за технических неполадок на ракете-носителе сработала система аварийного спасения. Спускаемый аппарат приземлился в 4,5 км от места старта. Через 40 минут космонавты были благополучно эвакуированы.
19 февраля 1998 года спускаемый аппарат корабля «Союз ТМ-26» с космонавтами А. Соловьевым, П. Виноградовым и Л. Эйарцем приземлился с отклонением от расчетной точки в 36 км. Из-за погоды использовался только аэродром Кустанай (удаление от расчетной точки посадки — 400 км). Руководитель поисково-спасательных работ (ПСР) принял решение на проведение спасательной операции сокращенным расчетом. Несмотря на сложные метеоусловия на месте посадки (облачность — 6 баллов, высота нижней границы облаков — 200 метров, видимость — 1.000 метров, поземка), через 1 минуту 30 секунд у спускаемого аппарата приземлился вертолет полковника А. Михалищева. Ми-8 экстренно оборудовали двумя лежачими местами и через 40 минут эвакуировали космонавтов.
Однако это все в прошлом, а нынче чиновники проводят свой эксперимент на выживание… специалистов ФПСУ. Здесь «мистических совпадений» более чем достаточно.
Полет первого космонавта Бразилии Маркоса Понтеса стал для России началом регулярных коммерческих полетов. В ходе его подготовки «по случайному совпадению» в кабинетах чиновников родилась идея передать функции авиационно-космического поиска и спасания в создаваемую Федеральную аэронавигационную службу (ФАНС). За основу ее работы взят опыт отдела госкорпорации Организации воздушного движения (ОрВД), деятельность которого основывается на коммерческом законодательстве по принципу «плати и лети». Никто не подумал о том, что новая структура в лице ФАНС, хотя и подходит для коммерческой деятельности, но не сможет стать централизованным органом управления по проведению спасательных операций в интересах силовых ведомств и в зонах боевых действий. В том числе и такую функцию выполняло ФПСУ, но клерков, очевидно, не интересуют военные летчики: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
При проведении поисково-спасательных операций по пилотируемым космическим аппаратам подготовительные мероприятия начинаются с получения исходных данных за 30 суток до старта. Для 13-й экспедиции он был запланирован на 31 марта, а с 1 марта ФПСУ упразднили.
За 15 суток формируются команды и расчеты, начинается передислокация подразделений. За 4 дня наземный эшелон прибывает в пункт сосредоточения, воздушные средства поиска перелетают на оперативные аэродромы. За сутки до назначенной даты старта или посадки спасатели выходят в расчетный район точек посадки аппарата с первого, второго и третьего суточных витков полета объекта. За 3 минуты до раскрытия основной парашютной системы спускаемого аппарата (СА) вся группировка поисково-спасательного и эвакуационного обеспечения полета осуществляет радиотехнический и визуальный поиск объекта, его визуальное сопровождение на этапе снижения и приземления, ведет прослушивание радиоэфира.
После посадки СА производятся медицинское обследование космонавтов и техническое обслуживание аппарата. Организуется доставка космонавтов, возвращаемых с орбиты материалов экспериментов и самого космического аппарата сначала на оперативный аэродром, а затем в Москву. Такой порядок работы согласован и закреплен различными законодательными и нормативными актами.
Весь этот отлаженный механизм де-юре и был выведен из строя непродуманным решением, в результате которого специалисты ФПСУ оказались за штатом. Теперь им остается только сидеть и ждать, как ими распорядится судьба-злодейка. Выбор по сути небольшой — на пенсию, в коммерческие структуры либо на новые должности, если таковые найдутся.
А кто же сегодня выполняет поисково-спасательное обеспечение и отвечает перед законом за безопасность космонавтов? Об этом чиновники не подумали, понадеявшись на пресловутое российское «авось». Только вот специалистам и офицерам ФПСУ, может быть, впервые пришлось пренебречь буквой закона — не могли они «остаться за штатом» и бездействовать, когда речь идет о безопасности космонавтов и престиже страны. Чиновники не посмели мешать такому вот «самоуправству» со стороны «бывшего» ФПСУ. Тем более впереди посадка, не менее ответственный этап, за которым будут следить не только в нашей стране, но и за океаном.
Коль скоро речь зашла о «мировом масштабе», нельзя не сказать о деятельности Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания в рамках международного сотрудничества. Так, в прошлом году авиационные спасатели и офицеры ФПСУ приняли участие в очередном совместном учении «САРЕКС-2005» на Аляске и действовали, по оценке зарубежных экспертов, «отлично». Полученный опыт лег в основу проекта соглашения о сотрудничестве по авиационному поиску и спасанию в Арктике между Россией, Канадой и США. Кроме этого налажено продуктивное взаимодействие с оборонными ведомствами Белоруссии, Украины и Казахстана по поиску и спасанию. По данным МИД РФ, к этому проявляют интерес Швеция и Китай. И это лишь малая часть «международного актива» Федерального управления — зарубежные партнеры хорошо знают уровень профессионализма сотрудников ФПСУ и готовы с ним взаимодействовать и дальше. А что такое ФАНС, у которого ни опыта, ни авторитета — в этом, как говорится, еще надо разобраться. «Кот в мешке» Западу не нужен, а значит, заключение договоров — под большим вопросом.
По всей видимости, у нас, россиян, в крови заложен ген «до основания, а затем…» Реформа ради реформы — это мы проходили уже не раз в памятные 1990-е, когда под флагом реорганизаций и смены вывесок был утрачен богатейший опыт во многих отраслях и структурах. Получается, что история с ФПСУ, которое уже однажды передавали в МЧС, но вскоре вернули в Минобороны, ничему не научила. А ведь опыт в Федеральном управлении авиационно-космического поиска и спасания действительно накоплен уникальный.
С 1977 года (с момента образования ЕГ АПСС ССС, правопреемником которой стало ФПСУ) по настоящее время проведено 3.909 поисково-спасательных работ по воздушным судам, потерпевшим бедствие. Спасено 10.022 человек, в том числе 5.598 из числа летных экипажей. Только за 2005 год проведено 24 ПСР (14 катастроф, 10 аварий), выполнено 96 полетов. Спасены 84 человека, из них 29 — летного состава.
В очередной раз вместе с водой выплеснули и ребенка. О таком пагубном подходе совсем недавно говорил заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны Сергей Иванов. Впрочем, еще не поздно «ребенка» в лице ФПСУ спасти, а вместе с ним и всю службу авиационно-космического поиска и спасания.

http://www.redstar.ru/2006/04/0704/303.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика