Маршалы Советского Союза Шапошников, Василевский, Баграмян… Имена этих прославленных военачальников сегодня знает всякий. А когда-то, уже многие десятилетия тому назад, они были молодыми офицерами, командовали ротами или эскадронами, учили своих подчиненных военной науке, водили их в бой. Думается, именно тогда закладывались первые камни в фундаменты биографий тех самых легендарных полководцев, которые спасли мир от коричневой фашистской чумы. Подтверждение этому легко найти в мемуарной литературе, и мы представляем вниманию читателей страницы из книг наших замечательных военачальников. Хотя речь идет о «делах давно минувших дней», однако опыт, некогда приобретенный будущими маршалами, вполне может пригодиться и современным командирам. Прочитайте внимательно их рассказы, и вы все поймете сами.
«Учить точно по уставу и не вносить отсебятины»
«1911 год». Прибыли в роту молодые солдаты, начались с ними занятия. Я организовал соревнование между взводами. Командир лучше подготовленного взвода награждался серебряными часами, а отделенные унтер-офицеры и учителя молодых солдат — денежными премиями. Это приходилось делать уже за свой счет.
Мое основное требование оставалось прежним: учить точно по уставу и не вносить отсебятины. Прихожу однажды утром в роту и вижу: стоит взвод и прицеливается. Прицельная рамка поднята, прицел на 2.700 шагов, и у всех молодых солдат открыты рты. Я никогда не делал замечаний унтер-офицерам при рядовых стрелках. И на этот раз ничего не сказал. Прошел в ротную канцелярию и вызвал командира взвода. Спрашиваю: «Почему стрелки целятся с открытыми ртами?» Взводный отвечает: «Так приказал фельдфебель». Вызываю старого служаку и говорю ему: «По какому уставу вы дали такое указание?» «По наставлению для стрельбы», — твердо отвечает подпрапорщик. «Найдите этот параграф и покажите». Сел за наставление фельдфебель, читал его, читал, а такого параграфа не нашел. Сконфуженный, он явился ко мне с наставлением и заявил, что «раньше было». Тогда я стал допытываться у него, какие же выгоды дает открытый рот при стрельбе на дальнее расстояние. Он объяснил, что, когда был молодым солдатом, их учили открывать рот, так как при открытом рте повышается и правый глаз, а потому лучше видишь мушку. Вот своеобразная методика, типичная для старых сверхсрочников. Пришлось ему доказывать обратное, а чтобы он не портил молодых солдат, то впредь о таких новшествах в методике я приказал ему спрашивать меня.
Маршал Советского Союза Борис Михайлович ШАПОШНИКОВ (1882 — 1945). В 1917 г. — командир гренадерского полка, полковник. Начальник Генерального штаба РККА в 1937 — 1940 и 1941 гг.
Из книги «Воспоминания. Военно-научные труды». (М., Воениздат, 1974 г.)
* * *
«Успех объяснялся доверием»
Весной 1916 года, незадолго до начала Брусиловского прорыва, я был назначен командиром первой роты <409-го Новохоперского пехотного полка>. Через некоторое время командир полка Леонтьев признал ее одной из лучших в полку по подготовке, воинской дисциплине и боеспособности. Как мне кажется, успех объяснялся доверием, которое оказывали мне солдаты. Через много лет, после Великой Отечественной войны, я получил несколько писем от своих сослуживцев, живо напомнивших мне то нелегкое время. Я был очень благодарен им…
Период быстрого наступления помог мне приобрести недостававший опыт руководства подразделением во встречном бою и на марше. Я внимательно наблюдал за действиями старших по должности. Подмечал не только их приемы вождения войск, но и методы общения с «нижними чинами».
Дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Александр Михайлович ВАСИЛЕВСКИЙ (1895 — 1977). В годы Великой Отечественной войны и в 1946 — 1949 гг. — начальник Генерального штаба; в 1949 — 1953 гг. — министр Вооруженных Сил СССР.
Из книги «Дело всей жизни». (М., Политиздат, 1978 г.)
* * *
«В кратчайший срок изучить все до тонкостей»
Осенью 1922 года я был назначен командиром пулеметного эскадрона 1-го Армянского конного полка… Красноармейцы-пулеметчики по национальности в основном были русскими. Они происходили из русских сел Лорийского района Армении. Почти все имели начальное образование, что по тем временам было весьма неплохо, отличались большой физической закалкой и с детства были приучены к коню. Короче, лучшего контингента для эскадрона нельзя было и желать. Командиры взводов были подобраны из самых опытных пулеметчиков.
Должен признаться, что мое назначение было встречено личным составом эскадрона, особенно опытными пулеметчиками, без особого энтузиазма, если не сказать больше. Дело в том, что мои познания в пулеметном деле тогда ограничивались по существу общими знаниями о боевом применении пулеметных подразделений в тактическом плане. Первые же встречи с моими новыми подчиненными воочию показали мне, как они дорожат своими боевыми традициями, какие высокие требования предъявляют друг к другу и к командирам. Чтобы успешно командовать пулеметным эскадроном — подразделением особого назначения, мне предстояло в самый кратчайший срок изучить пулеметное дело до тонкостей. Я обложился всеми необходимыми пособиями, уставами и наставлениями и вплотную занялся изучением как материальной части пулемета, так и довольно сложной системы стрельбы из одиночных пулеметов, пулеметных взводов и эскадрона в целом.
Не зная отдыха, благо в молодые годы силы кажутся безграничными, я досконально изучил все, что необходимо знать пулеметчику. Очень и очень непростым был, например, по устройству замок пулемета, и первым признаком «классности» пулеметчика, как выразились бы сейчас, было умение в считанные минуты разобрать его, собрать и вставить на свое место. Технические навыки, приобретенные мною в железнодорожном училище, оказались здесь полезными, за месяц я научился в буквальном смысле с закрытыми глазами разбирать и собирать замок.
Постепенно командиры пулеметных взводов — заядлые пулеметчики — стали внимательно выслушивать мои наставления и требования, касавшиеся тонкостей пулеметного дела, и я с радостью понял, что с этой поры стал для них авторитетом, по крайней мере, в их любимом деле.
Дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Иван Христофорович БАГРАМЯН (1897 — 1982). В годы Великой Отечественной войны — начальник штаба Юго-Западного фронта, командующий 16-й армией, командующий 1-м Прибалтийским фронтом.
Из книги «Мои воспоминания». (Ереван, Издательство «Айастан», 1979 г.)
* * *
«Уважение и авторитет можно завоевать только личным примером»
В 1924 году я с отличием окончил Военную объединенную школу имени ВЦИК. Для прохождения службы меня направили в Ленинград, где я стал командиром взвода 31-го стрелкового полка 11-й стрелковой дивизии. Попал в роту, укомплектованную в основном красноармейцами приволжских и северных национальностей. Командовал ротой бывший офицер старой армии Бурыгин. Это был настоящий военный профессионал. Он предъявлял жесткие требования к боевой подготовке, особенно большое внимание уделял стрелковому делу и штыковому бою, считая, что успех в схватках с врагом прежде всего зависит от того, насколько умело владеет воин вверенным ему оружием: метко ли стреляет, умеет ли нанести врагу стремительный удар штыком или прикладом.
Однажды командир роты собрал нас, молодых командиров взводов, на стрельбище. Стреляли из винтовки стоя, с колена и лежа. Все выполнили упражнения, но, нужно сказать, не с блестящим результатом.
Бурыгин укоризненно покачал головой и, молча взяв винтовку, вышел на огневой рубеж. Одну за другой он быстро и метко поражал мишени, а закончив стрельбу, встал, отряхнулся и сказал:
— Вот так-то! Раз и навсегда запомните, что уважение красноармейцев, авторитет у них вы можете завоевать только личным примером.
Так мы получили наглядный урок, из которого сделали вывод: чтобы обучать, надо самому все уметь и знать лучше своих подчиненных.
…Я довольно быстро подготовился к поступлению и в 1928 году поступил в Военную академию имени М.В. Фрунзе. Конечно, при большом конкурсе в тот год немаловажное значение имело то, что рота, которой я командовал, по боевой и политической подготовке заняла первое место в Ленинградском военном округе.
Герой Советского Союза главный маршал бронетанковых войск Павел Алексеевич РОТМИСТРОВ (1901 — 1982). Во время Великой Отечественной войны командовал танковыми бригадой и корпусом, 5-й гвардейской танковой армией, с 1944 г. — заместитель командующего бронетанковыми и механизированными войсками Советской Армии. В 1958 — 1964 гг. — начальник Военной академии бронетанковых войск, затем — помощник министра обороны СССР.
Из книги «Стальная гвардия». (М., Воениздат, 1984 г.)
* * *
«Мой рассказ затронул их сердца»
1929 год. До перевода в 106-й Сахалинский стрелковый полк, входивший в состав 36-й стрелковой дивизии, я служил в Даурии. Назначение было неожиданным. Прибыл в Песчанку, где дислоцировался полк, и сразу представился командиру… Теплая встреча сняла тяжесть разлуки с прежними сослуживцами. Правда, легкой жизни командир полка не сулил, скорее, наоборот: предупредил о больших трудностях, с которыми придется встретиться.
— Не буду скрывать, — сказал он, — рота досталась вам тяжелая. Подобрались в ней, как мы привыкли говорить, «трудные» бойцы. С боевой подготовкой дела плохи, с дисциплиной тоже… Предшественник ваш пытался поправить дела, но ему это не удалось. Надеюсь, что вы сумеете.
Я не знал, что ответить. Категорически заявить: мол, выведу роту в передовые, не мог. Это походило бы на бахвальство, а хвастать не привык. Пасовать тоже не в моих правилах. Помедлив, сказал:
— Постараюсь сделать все, что можно.
Однажды, было это в воскресенье, я решил побеседовать с красноармейцами — просто так, как говорят, по душам, не задаваясь какой-то определенной целью. Подошел, поздоровался, спросил о настроении… Потом, уловив хороший настрой подчиненных, как бы между прочим сказал:
— Гляжу на вас, ребята, и понять не могу, что же это получается? Люди в роте — один лучше другого, а плетемся в хвосте. Просто не верится. Ведь стоит вам только захотеть — и были бы первыми не только в полку, но и в дивизии.
Бойцы мои приумолкли, стали прислушиваться, а я продолжал:
— Мало того, что сами в отстающих, полк назад тянем. И какой полк! Вы же наверняка знаете его историю, традиции. Они складывались в жарких боях с врагом в годы Гражданской войны…
— Вроде что-то говорили, — неуверенно отозвались красноармейцы.
И тут я понял, что история части, ее боевой путь совершенно незнакомы моим подчиненным, а ведь именно с этого должна начинаться служба красноармейца в полку. Значит, кто-то упустил, забыл о столь важном деле, а мне и в голову до сих пор не могло прийти, что подобное возможно.
И решил я поправить эту оплошность. В тот же день выбрал свободное время и коротко рассказал бойцам о том, как создавался полк, как защищал он молодую Советскую Республику. А рассказать было о чем…
…Иногда говорят, что одной беседой никого не перевоспитаешь и дела не поправишь. В принципе это, конечно, так. Но вот та беседа удалась и оказалась весьма и весьма действенной.
Закончив рассказ, оглядел подчиненных. Они стояли молча. Видимо, каждый думал о чем-то своем. О чем? Этого я не знал, но чувствовал, что мой рассказ затронул их сердца.
А утром из доклада дежурного я узнал, что в роте даже после отбоя продолжалось собрание. Оно возникло стихийно. Это было, собственно, продолжение нашей беседы. Говорили на нем бойцы о дальнейшей своей жизни, об отношении к боевой учебе и службе. И решили все как один бороться за первое место в полку и дивизии.
Герой Советского Союза генерал армии Иван Иванович ФЕДЮНИНСКИЙ (1900 — 1977). Командовал мотострелковым полком во время боев на Халхин-Голе. Во время Великой Отечественной войны — командующий войсками армий, с 1943 г. — 2-й ударной армией. В послевоенное время командовал войсками различных военных округов.
http://www.redstar.ru/2006/04/0504/601.html