Красная звезда | Сергей Васильев | 04.04.2006 |
…31 июля 1994 г. именно на полюсе отпраздновали День Военно-морского флота, — вспоминает командир ракетной подводной лодки стратегического назначения (РПЛ СН) «Екатеринбург» ныне уже капитан 1 ранга Сергей Клиженко. — С борта «стратега» спустили надувную лодку, в которую сели тогда еще старпом командира капитан 3 ранга Моисеев и флагманский штурман соединения подводных крейсеров капитан 2 ранга Богомазов. Тогда им и довелось походить по Северному полюсу. Офицеры установили на земной «макушке» Государственный флаг Российской Федерации и Андреевский флаг. Мы пускали сигнальные ракеты, поздравляли друг друга, кричали «Ура!», обнимались, фотографировались. А ближе к вечеру ракетоносец погрузился и взял курс домой.
Тот поход стал первым во флотской биографии ставропольца Клиженко, выпускника Высшего военно-морского училища радиоэлектроники имени А.С. Попова. Сергей был вахтенным офицером боевого информационного поста: занимался освещением подводной обстановки, руководил гидроакустиками, делал расчет элементов маневрирования, но в случае чего был готов выдать рекомендации и на применение лодочного оружия. Ведь североморцы шли не только с целью продемонстрировать Андреевский флаг, а находились на полноценной боевой службе в готовности по команде с берегового КП применить ракетное оружие или выполнить торпедный залп.
— Что оказалось самым сложным в походе? — Сергей Николаевич на мгновение задумался: — Пожалуй, первоначально было трудно втянуться в ритм боевой службы: вахта — подсменная вахта — отдых, вахта — подсменная вахта — отдых. Круглосуточно! Только где-то недели через полторы привыкли. Ну, а дальше — по «накатанной тропе».
По итогам «подледной» боевой службы Сергея Клиженко наградили медалью «За отличие в воинской службе» II степени. Командир подводного ракетоносца капитан 1 ранга Юрий Юрченко и старший на борту атомохода контр-адмирал Александр Берзин стали Героями Российской Федерации. Потом, к сожалению, «стратеги» стали ходить в океан, «под лед» все реже и реже. Хотя это и не помешало Сергею Николаевичу за почти тринадцать лет службы в Краснознаменном соединении РПЛ СН добавить в собственный актив четыре дальних морских похода и стать участником десяти успешных ракетных стрельб.
А еще Клиженко считает, что ему однозначно повезло с наставниками, обозначившими путь молодому перспективному офицеру на командирский мостик стратегической субмарины. Судите сами. На «стратеги» лейтенант Клиженко попал после того, как в «кадрах» тогда еще флотилии АПЛ сказали, что на многоцелевые лодки специалист его профиля — «БИУС ПЛ» — не нужен. Вернее, на тот момент просто не было свободной вакансии. Предложили ракетный крейсер, на который тогда только-только был назначен молодой командир.
Первоначально Сергей хотел торить карьеру вверх по «родной» радиотехнической специальности. Однако капитан 1 ранга Андрей Безкоровайный, будучи командиром на однотипной «Карелии», предложил офицеру стать помощником командира. Клиженко перевелся в новый экипаж, где и прослужил с 1997 по 2000 год.
Придя в новый для себя воинский коллектив, он умело сочетал необходимую требовательность с заботой о подчиненных. Как помощник командира корабля, качественно организовал быт матросов в береговой казарме: благодаря шефской помощи Республики Карелия сделал экипажную казарму лучшей в дивизии. Сейчас, конечно, это уже не в диковинку. А тогда все только начиналось…
Когда капитан 1 ранга Безкоровайный ушел с корабля на должность заместителя командира дивизии, а его на мостике «Карелии» сменил капитан 1 ранга Михаил Банных, Клиженко стал старпомом по боевому управлению. В 2000-м именно на борту РПЛ СН «Карелия» вышел в Баренцево море Владимир Путин. А представлял Президенту России подводный корабль не кто иной, как Сергей Клиженко.
После тех апрельских учений Сергея Николаевича назначили старшим помощником командира на «Верхотурье». В 2002-м он поступил в Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова. А еще через два года, в августе 2004-го, на вручении диплома об окончании академии перед строем слушателей зачитали приказ министра обороны о назначении капитана 2 ранга Клиженко Сергея Николаевича командиром РПЛ СН «Екатеринбург».
— Так, может, ставропольский парень с первых лейтенантских шагов носил «маршальский жезл в ранце», изначально метил стать командиром «стратега»? — интересуюсь у Клиженко.
— Да что вы, — улыбается Сергей Николаевич. — Об этом даже и не думал. Это было таким заоблачным и недосягаемым. Все мысли как бы быстрее стать командиром группы. Командир боевой части — это вообще солидная по экипажным меркам должность. А вот став уже командиром БЧ, можно задуматься и о дальнейшем росте: идти по командирской стезе либо выбрать путь флагманского специалиста.
Чтобы пройти этот путь, считает капитан 1 ранга Клиженко, нужно иметь в первую очередь искреннее желание достигнуть намеченной цели, железную волю и огромное трудолюбие. Словом, все то, из чего и состоит по жизни человеческий стержень. А военная служба? Она сама по себе предполагает карьерный рост, в хорошем смысле конечно.
— Обычно корреспонденты спрашивают: расскажите, как горели, где тонули? — опережает мой очередной вопрос капитан 1 ранга Андрей Безкоровайный. — Отвечу: «горят и тонут», к сожалению, в большинстве из-за ошибок, которые допускает один из подводников, но от которых впоследствии страдает весь экипаж. Поверьте, мне повезло, у меня были люди, которые пунктуально выполняли одно хорошее правило… Ответьте на милость: в чем, на ваш взгляд, различие между мудрым командиром и умным? Не знаете? Так вот, умный командир всегда найдет выход из самой тяжелейшей ситуации, а мудрый в подобную ситуацию не попадет: он ее предвидит.
Под стать командиру и экипаж «Екатеринбурга», в котором подводники, как это и принято в подплаве, обращаются друг к другу исключительно по имени-отчеству. Без преувеличения — одна большая семья, стратегический «клан», в котором и праздники вместе отмечают, и чью-то беду сообща принимают как собственную. Поэтому и говорят моряки, что он не с какого-то конкретного корабля: с «Карелии», например, либо с «Тулы», — а из экипажа Клиженко, Кораблева, Каяева… Говорят гордо, будто представляют свою родовую ветвь на огромном (за четыре с лишним десятилетия истории!) «генеалогическом древе» прославленной дивизии подводных ракетоносцев Северного флота.
— Костяк экипажа — как правило, мичманы, прослужившие на корабле по восемь — десять лет, — рассказывает капитан 1 ранга Клиженко. — Они — опытные подводники. Знают морскую службу (походили в свое время!) и материальную часть, как говорится, от «А» до «Я». И, конечно, офицерское «ядро» — это капитан-лейтенанты и капитаны 3 ранга. Средний возраст коллектива — 26−27 лет.
На корабле 47 процентов военнослужащих — старшины и матросы, которые проходят службу по контракту. В основном стараются брать тех, кто уже прослужил на подлодке по призыву определенный срок. Более того, с направлением от городской администрации Екатеринбурга на подшефную лодку приходят лучшие призывники.
— Уральцы служат надежно. Они — опора экипажа, — говорит капитан 1 ранга Сергей Клиженко.
В свою очередь командир корабля — это главная единица на флоте, если можно так выразиться, морская величина. Ведь флот в первую очередь — это корабли, надводные и подводные, которые решают важные задачи на просторах и в глубинах мирового океана. Поэтому командир такого корабля, находящегося в море, порой из-за скоротечности развития ситуации не может снять трубку телефона, связаться с «берегом» и посоветоваться со старшими товарищами: как же ему быть? В этом, по словам капитана 1 ранга Андрея Безкоровайного, кавалера орденов «За военные заслуги» и «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени, прошедшего пятнадцать боевых служб, большая разница между командиром сухопутного полка и командиром корабля. Тем более корабля подводного, чье главное достоинство, как известно, — скрытность, где даже лишнего, внепланового, радиообмена быть просто не может.
— Думаю, в будущем капитан 1 ранга Клиженко достигнет больших вершин на флоте, — резюмирует нашу беседу Андрей Петрович. — Человеческие качества, организаторские способности — отличительные черты Сергея. Итоги минувшего года, в котором у «екатеринбуржцев» кроме «президентской» стрельбы, за которую экипаж получил приз главкома ВМФ, были еще и успешно выполненные боевое дежурство и боевая служба — хорошая заявка на успех. Поэтому и к государственной награде Клиженко представлен заслуженно.
…В должности командира РПЛ СН «Екатеринбург» капитан 1 ранга Сергей Клиженко, как уже отмечали, с августа 2004 года. Поэтому вряд ли еще можно сказать, что сейчас офицер находится на пике своего командирского становления. Скорее всего, он в начале пути, однако первые шаги на этом поприще делает уверенно. «Перспективный командир!», — коротко охарактеризовал Сергея Николаевича контр-адмирал Андрей Воложинский, начальник штаба эскадры атомных подводных лодок. Конечно, нагрузка сейчас лежит на Клиженко колоссальная, ему приходится нести ответственность за каждый дециметр подлодки, ее боеготовность, за каждого члена экипажа. А, так сказать, в глобальном масштабе, — и персональную ответственность за безопасность страны. Словом, за все, из чего сплетена в тугой подплавовский комок нелегкая, но почетная командирская доля.