Независимое военное обозрение | Игорь Плугатарев | 31.03.2006 |
Вообще-то долгое время считалось, что село Томазово, в котором родился будущий разработчик военных и гражданских самолетов, затоплено Волгой. Но потом выяснилось, что это не так: оно до сих пор существует, только «переименовалось» и стало называться — Пустомазово. Идея же увековечить и здесь память Андрея Николаевича возникла в конструкторском бюро имени А.Н. Туполева. Администрация Кимрского района пошла навстречу инициативе. Под мемориал была выделена необходимая территория.
Работы продолжались восемь месяцев, а установка памятника была приурочена к 117-й годовщине со дня рождения творца многих крылатых машин марки «Ту», которое отмечалось в ноябре прошлого года. Это примечательно, ибо обычно что-то подобное принято делать лишь к круглым датам. Над эскизом мемориала трудились сотрудники КБ. Все чертежи и макеты были подготовлены ими. Сооружение смотровой площадки, подъезда, основания и фундамента монумента взяла на себя кимрская администрация, памятник доставили с Казанского авиазавода.
Семейное «гнездо» Туполевых сгорело во время пожара в период революционных событий 1917 года. По фотографиям начала ХХ века восстановили часть разрушенной усадьбы. У двери прикреплена мемориальная доска. На ней высечено: «Здесь стоял дом, в котором 10 ноября 1888 года родился и жил выдающийся авиаконструктор ХХ века, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат государственных и международных премий, академик Андрей Николаевич Туполев (1888−1972 гг.)». Экспозиция располагается рядом с прудом, который, как утверждают местные краеведы и пустомазовские старожилы, собственноручно выкопал юный Андрей Туполев. Здесь же и березы, посаженные его руками.
В Пустомазово он жил долго — провел в усадьбе все детские годы, здесь увлекся моделированием, конструировал мебель, отсюда уехал поступать сначала в губернскую мужскую гимназию, а потом — и на учебу в Первопрестольную. Кстати говоря, мог стать и железнодорожником, поскольку, наряду с зачислением в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ), был одновременно принят в Московское инженерное училище (впоследствии институт инженеров железнодорожного транспорта — знаменитый МИИТ). Андрей Туполев выбрал ИМТУ, учился на курсе аэродинамики у великого Николая Жуковского и впоследствии стал тем, кем стал.
Напомним, что на самолетах туполевского КБ было установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов. Валерий Чкалов и Михаил Громов в 1937 году на «детище» Туполева — АНТ-25 — совершили свои исторические перелеты через Северный полюс в США. Велика была роль Андрея Николаевича и как наставника: руководители крупных отечественных авиационных и ракетных конструкторских бюро — Владимир Петляков, Владимир Мясищев, Павел Сухой, Сергей Королев и собственный его сын Андрей Туполев — его воспитанники.