Как уже сообщала «Красная звезда», в начале этого года началась опытная эксплуатация первых десяти самолетов Су-34 (Су-27ИБ). К 2010 году планируется передать ВВС целый полк этих многоцелевых истребителей-бомбардировщиков, которые придут на смену фронтовым бомбардировщикам Су-24.
А на днях в Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) в Ахтубинске Астраханской области прошла встреча журналистов с начальником центра Героем России генерал-лейтенантом Юрием Трегубенковым. Он не только рассказал о ходе испытаний самолета Су-34 и другой авиатехники, но и продемонстрировал пилотажные возможности этого самолета в паре с Героем России летчиком-испытателем полковником Игорем Маликовым.
Также во встрече приняли участие другие летчики-испытатели, среди которых был командир летно-испытательного центра ГЛИЦ полковник Радик Бариев. 23 марта за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новейшей авиационной техники, Указом Президента РФ ему присвоено звание Героя России.
Помимо Су-34 в показательных полетах были задействованы истребители МиГ-29, Су-27 и фронтовой бомбардировщик Су-24М. Летчики-испытатели продемонстрировали каскад фигур высшего пилотажа. Безошибочно исполненные «бочки», перевороты, «косые петли» и петля Нестерова лишний раз подтверждали высочайший уровень мастерства российских воздушных асов. Фигуры выполнялись на предельно малой высоте с большим диапазоном скоростей и значительными перегрузками. Кто-нибудь, возможно, скажет, что все это — перебор и в реальных боевых условиях многое не пригодится. Напротив, кто в совершенстве владеет техникой пилотирования, тот имеет максимум шансов на победу в бою.
Между тем перед экипажем Су-34 стояла задача испытательного характера. Генерал-лейтенант Трегубенков после завершения удачного полета сообщил, что он вместе с полковником Маликовым оценивал работу световых вычислительных систем и телевизионно-лазерного оборудования самолета. Говоря о новой машине «Сухого», Трегубенков сравнил его с ребенком. «Самолет — это ребенок, который рождается в муках. Потом его учат ходить и говорить», — заметил генерал.
Кроме того, в центре испытываются авиатехника всех родов войск, подвергается проверке модернизация многих типов самолетов и вертолетов. Специалисты ГЛИЦа «ставят на крыло» Су-27СМ, Су-24М, Су-30МКИ, Ми-28Н и другие машины, а также средства наземного и радиотехнического обеспечения, беспилотные аппараты.
Говоря о новой модификации бомбардировщика Су-24М, генерал-лейтенант Трегубенков отметил, что его испытания практически завершены, планируется, что самолет станет в строй через полтора года.
Наверное, нет нужды пояснять, что без нормальной работы ГЛИЦа развитие наших ВВС невозможно. Для того чтобы центр мог эффективно решать поставленные перед ним задачи, необходимо всестороннее обеспечение. Прежде всего, ГЛИЦ должен быть на 100 процентов укомплектован высококвалифицированными кадрами; нужно, чтобы летчики стремились попасть служить в центр. Однако желающих, к сожалению немного. В центр приходят офицеры 28−30 лет, на их подготовку в школе летчиков-испытателей уходит от четырех до семи лет. Требования таковы, что для прохождения службы в ГЛИЦе необходимо иметь летную квалификацию первого класса, за редким исключением — второго. Данного уровня авиаторов сейчас не хватает, да и денежное довольствие у летчиков-испытателей и инженеров-испытателей отличается от строевых авиаполков не в лучшую сторону. Поэтому и получается, что молодежь привлечь на испытательскую работу трудно.
Непросто обстоит дело в центре и с обеспечением жильем военнослужащих. Большинство офицеров снимают квартиры в городе. Как рассказал один из летчиков-испытателей ГЛИЦа, за последние десять лет в Ахтубинске не построено ни одного дома.
Но, несмотря на все эти проблемы, испытатели выполняют поставленные перед ними задачи в полном объеме. Практически каждый день, сознавая всю важность своего труда, они идут на службу, рискуют собственными жизнями во благо отечественной авиации. И было бы неплохо, если бы государство чаще и больше проявляло заботу о военнослужащих ГЛИЦа.
http://www.redstar.ru/2006/03/3003/204.html