Красная звезда | Олег Починюк, Евгений Устинов | 28.03.2006 |
Из официальных лиц главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Масорин и заместитель главкома по вооружению вице-адмирал Анатолий Смоляков на приглашение фирмы «Алмаз» откликнулись первыми. От Каспийской флотилии, чей боевой состав в будущем пополнит корабль, участие в торжественном мероприятии принял начальник службы вооружения капитан 1 ранга Александр Персиянов. На церемонии также присутствовали руководители целого ряда крупных петербургских предприятий.
В последние годы такое видеть не приходилось: в одном эллинге сразу три корабля для ВМФ России! «Судостроительная фирма «Алмаз» конкретными делами заявляет о готовности сотрудничать с Военно-морским флотом. Здесь завершаются модернизация и ремонт десантного корабля на воздушной подушке проекта 12 322 «Зубр», идет подготовка к передаче отечественному флоту практически построенного артиллерийского корабля проекта 21 630 «Астрахань» и полным ходом идет строительство его аналога — «Каспийска». Наконец, к двум «братьям» в минувшую пятницу добавился третий.
— Да, это не ракетная подводная лодка стратегического назначения, не крейсер и даже не фрегат — это малый артиллерийский корабль, — сказал в своем выступлении на митинге адмирал Владимир Масорин. — Но такие корабли были и в составе ВМФ Советского Союза, нужны они и сегодня. Названия этих кораблей — «Астрахань», «Каспийск», «Махачкала» — говорят сами за себя: они будут нести службу на Каспии. Мы сегодня убедились, что почти готов головной корабль серии «Астрахань», он уже побывал в море, прошел часть испытаний и в нынешнем году поступит на флот. На этом небольшом корабле 20 новых систем, и по своим боевым возможностям он достаточно эффективен.
Корабль предназначен для охраны и защиты 200-мильной экономической зоны государства. Его водоизмещение — 500 т, длина — 62 м, осадка — 2,04 м, ширина — 9,6 м, скорость — 26 узлов. Двигатели для серии кораблей изготавливаются на петербургском ОАО «Звезда», артвооружение — на ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал».
Высокие характеристики дал своему детищу и врио начальника — главного конструктора ФГУП «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» Леонид Шарапов: «Этот проект задуман и реализовывается в XXI веке. Он создавался как перспективный боевой корабль для Каспийской флотилии и учитывает особенности региона, но может быть использован и в других районах. Это обеспечивается малой осадкой корабля, применением высокоскоростных малогабаритных водометных движителей, бронированием основных жизненных постов корабля. Условия обитаемости по сравнению с традиционными существенно улучшены».
По сравнению с предыдущими кораблями серии при строительстве «Махачкалы» незначительным улучшениям подвергнутся те из машин и механизмов катера, изъяны в работе которых были выявлены в период строительства и испытаний его собратьев по проекту. Кроме того, учитывая пожелания моряков-каспийцев, руководство судостроительной компании на этот раз намерено более широко использовать эстетичные и долговечные современные отделочные материалы.
Выступивший на митинге член правительства Санкт-Петербурга Алексей Сергеев обратил внимание, что неделю назад губернатор Валентина Матвиенко и генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. Предыдущее соглашение в этой сфере между городом и федеральными властями было подписано в 1998 году. Результат очевиден: на предприятия Петербурга сегодня приходится примерно третья часть всех заказов «Рособоронэкспорта». И нынешний праздник на «Алмазе» — еще одно подтверждение тесного взаимодействия в интересах развития ВПК города: объем государственного оборонного заказа растет, и загрузка петербургским судостроительным предприятиям в ближайшие годы обеспечена. Значит, есть все условия для возрождения Российского флота. Кроме того, каждый корабль — это работа для тысяч петербуржцев и жителей области.
Генеральный директор ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» Леонид Грабовец отметил слаженную работу всех тех, кто причастен к строительству серии кораблей проекта 21 630. Никто не подвел, все уложились в отведенные сроки и обеспечили должное качество. Одновременно Леонид Герасимович призвал заводчан не расслабляться: конкурентная борьба заставляет постоянно улучшать качество, снижать себестоимость.
— Уверен, что кораблями этого проекта заинтересуются зарубежные заказчики, — поделился после митинга адмирал Масорин. — Тем более что он легко поддается модернизации: может быть не только артиллерийским, но и ракетным, его можно оснастить достаточно мощным зенитным вооружением. Почему у нас выгодно покупать корабли? Они надежны, у них хорошее современное вооружение, они значительно дешевле зарубежных.
К тому же, по словам Леонида Грабовца, при одновременном строительстве аналогичных кораблей для иностранных флотов стоимость для отечественного снижается. В любом случае на «Алмазе» готовы и далее ежегодно сдавать ВМФ России по одному кораблю проекта 21 630. Кстати, помимо упомянутых выше заказов предприятие продолжает сотрудничество и с Пограничной службой ФСБ РФ: строит высокоскоростной патрульный катер проекта 12 200, патрульный катер проекта 10 410. В целом оборот «Судостроительной фирмы «Алмаз» в 2005 году составил 1,74 миллиарда рублей, в том числе 1,1 миллиарда — это поступления по основной деятельности.
Немаловажно и то, что наконец-то созданы условия, для того чтобы в ходе строительства не менялась изначально установленная стоимость заказа. В будущем предприятия станут ориентироваться на твердую цену.
…Экипаж «Астрахани», построенный в парадной форме тут же в эллинге, чувствовал себя на этом празднике именинником. Еще бы, их красавец-корабль, только что получивший высокую оценку главнокомандующего ВМФ, совсем скоро пополнит боевой состав флота.
— Сегодня мои подчиненные еще раз осознали, какой замечательный корабль им доверили, — сказал командир «Астрахани» капитан-лейтенант Сергей Бабсков. — Пойдем на Каспий и там будем ждать пополнение — «Каспийск» и «Махачкалу».
Что ж, семь футов под килем! Ну, а «Алмазу» — столь же плодотворного сотрудничества с ВМФ России.