В начале недели в Московском военном округе состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы по обороне. В ходе встречи командующий войсками МВО генерал-полковник Владимир Бакин проинформировал парламентариев, в частности, о проблемах, связанных с переводом частей постоянной готовности (а таких в округе десять) на контрактный способ комплектования.
Командующий отметил, что задачи, поставленные перед Московским военным округом по переходу на контракт, в прошлом году выполнены в полном объеме. В нынешнем году на новый способ комплектования переводятся один мотострелковый и один танковый полки, которые уже более чем на треть укомплектованы военнослужащими-добровольцами. В следующем году в соответствии с Федеральной целевой программой контрактниками должны быть укомплектованы мотострелковая дивизия, части которой расположены в Нижегородской области, а также танковый полк, дислоцированный в Подмосковье.
С точки зрения набора контрактников генерал-полковник Владимир Бакин считает 2007 год наиболее сложным. Для того чтобы не только военнослужащие-призывники остались в армии, но и военнослужащие запаса подписали контракт с Вооруженными Силами, необходимо на правительственном уровне принимать меры по повышению привлекательности военной службы, значительно усилить агитационно-пропагандистскую работу по набору граждан на военную службу по контракту и военно-патриотическое воспитание, в том числе в школах.
Командующий войсками МВО назвал несколько мотивов, которыми сегодня руководствуются потенциальные контрактники. Наиболее привлекательным фактором для молодых людей, решивших связать свою жизнь с армейской службой по контракту, является денежное довольствие — примерно половина опрошенных считает 9 — 11 тыс. рублей неплохим заработком. Вторую же половину участников опроса эта цифра категорически не устраивает: они считают, что ратный труд сегодня оплачивается неудовлетворительно (при этом характерно, что две трети денежного довольствия среднестатистический контрактник отправляет по домашнему адресу родным и лишь остаток расходует на собственные нужды). Примерно треть опрошенных рассчитывает получить жилье, каждый шестой надеется на возможность после окончания службы поступить вне конкурса в вуз, а десятая часть молодых людей, намеренных служить в армии по контракту, пытается спастись от безработицы. Кроме того, проведенный анализ поступления на военную службу по контракту среди солдат и сержантов срочной службы показал, что лишь четвертая часть изъявляет желание заключить контракт. Причем при службе сроком один год без дополнительных льгот это готовы сделать 19 процентов, а при возможности бесплатного получения технического или высшего образования по окончании контракта этот показатель возрос до 27 процентов.
В беседе с депутатами Госдумы генерал-полковник Владимир Бакин отметил, что военкоматы в Московском военном округе ужесточили требования к кандидатам, стремясь не «набирать», а «отбирать» на службу по контракту. Вместе с тем лишь 12 процентов граждан в возрасте до 35 лет, пребывающих в запасе, сегодня изъявляют желание стать контрактниками. Среди основных причин отказа — негативное отношение к службе (42 процента), нехватка жилья для семейных военнослужащих (29 процентов), низкое денежное довольствие (17 процентов) и отсутствие возможностей для проведения досуга (12 процентов).
Систематическое недофинансирование Федеральной целевой программы по переводу воинских частей на контрактный способ комплектования генерал Владимир Бакин считает одной из острейших проблем. Так, из запланированных 147 млрд. рублей Министерству обороны было выделено меньше половины — лишь 60 млрд. рублей. Недостаточное финансирование является основной причиной того, что в частях МВО до сих пор не введены в эксплуатацию многие учебные корпуса, парки боевых машин, спортивные объекты и досуговые центры. Например, обеспеченность воинских частей Московского военного округа спортивными сооружениями составляет лишь 35 процентов, а в достаточно крупных гарнизонах Дзержинск и Мулино, что в Нижегородской области, спортивные залы вообще отсутствуют. Командующий особо отметил, что войска МВО с 1995 года не обеспечиваются спортивным имуществом, а для насыщения спортивных объектов и восстановления учебно-материальной базы по физической подготовке лишь в нынешнем году необходимо выделить 15 млн. рублей.
Говоря о дефиците в ассигнованиях для подготовки служебно-казарменного фонда частей Московского военного округа, переходящих на комплектование военнослужащими по контракту, генерал-полковник Владимир Бакин подчеркнул, что потребность в средствах составляет 4,3 млрд. рублей, а Федеральной целевой программой предусмотрено меньше половины — 2,1 млрд. Этого, по словам командующего, хватит на строительство и реконструкцию солдатских общежитий, но для ввода в эксплуатацию учебных корпусов, спортивных залов и досуговых центров необходимо еще как минимум 1,9 млрд. рублей. Генерал-полковник Владимир Бакин, в частности, проинформировал парламентариев о том, что при поступлении дополнительных денежных средств в первую очередь 53 млн. рублей будет выделено на строительство современного досугового центра в одном из полков гвардейской Таманской мотострелковой дивизии.
Командующий войсками МВО высказался за то, чтобы законодательно закрепить выделение средств на строительство жилья для офицеров и прапорщиков частей постоянной готовности, что также пока не предусмотрено действующей Федеральной целевой программой. В то время как общий дефицит служебного жилья для этих категорий военнослужащих в Московском военном округе составляет 3.407 квартир, по распоряжению Правительства Российской Федерации жилой фонд, находящийся в оперативном управлении округа, передается в муниципальную собственность. Таким образом, согласно Жилищному кодексу, создается ситуация, что при переходе права собственности на специализированные жилые помещения органы власти муниципальных образований вправе потребовать выселения военнослужащих из занимаемых ими служебных жилых помещений.
Лишь констатацией фактов командующий войсками МВО не ограничился. Для сохранения за Вооруженными Силами служебных жилых помещений, переданных или передаваемых в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, генерал-полковник Владимир Бакин предложил членам Комитета по обороне Государственной Думы рассмотреть возможность внесения в законодательство некоторых дополнений и изменений. Так, в часть 2 ст. 102 Жилищного кодекса РФ командующий предложил добавить абзац: «При переходе права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передаче такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу договор найма такого жилого помещения, где проживают военнослужащие и члены их семей, подлежит перезаключению с новым собственником (юридическим лицом, кому передано данное помещение в хозяйственное ведение или оперативное управление)». Пункт 5 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», по мнению командующего, изложить в следующей редакции: «В случае освобождения жилых помещений (служебных жилых помещений и помещений в общежитиях) государственного и муниципального жилищного фондов, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей по ходатайству начальников гарнизонов, дислоцирующихся в населенном пункте».
http://www.redstar.ru/2006/03/2403/202.html