Русская линия
Красная звезда Виктор Кретов,
Сергей Богданов
23.03.2006 

Как запускали на орбиту «Мир»

За прошедшие 45 лет отечественная пилотируемая космонавтика прошла сложный и триумфальный путь развития. После полетов космических кораблей «Восток» и «Восход» были созданы корабли нового поколения. Это позволило сделать качественно новый шаг в пилотируемой космонавтике: были обеспечены управляемое возвращение спускаемых аппаратов и их мягкая посадка на Землю, автоматическая стыковка космических кораблей на орбите и переход космонавтов с корабля на корабль через открытый космос. Затем последовал принципиально новый этап — создание долговременных орбитальных станций «Салют». Нашей стране на долгие годы был обеспечен приоритет в этой области космонавтики.
В феврале этого года исполнилось 20 лет со дня запуска орбитальной станции «Мир». В первоначальном виде станция представляла собой базовый блок для последующего построения многоцелевого постоянно действующего комплекса. Это был первый в мире опыт создания на орбите станции модульного типа больших габаритов и массы. По конструкции и техническому оснащению «Мир» значительно превосходил своих предшественников — станции типа «Салют». На нем были максимально автоматизированы процессы управления, имелся спутниковый канал управления, бортовые вычислительные системы образовывали единый комплекс с наземными техническими средствами.
В середине 1985 года дежурные смены Главного испытательного центра в Краснознаменске приступили к тренировкам и непосредственной подготовке к работе по орбитальной станции «Мир». Внимание, которое начальник Главного управления космических средств Минобороны СССР генерал-полковник А. Максимов уделял проекту, придавало предстоящей работе исключительную ответственность. Потребовалось провести огромный комплекс мероприятий по техническому дооснащению Главного испытательного центра. Работа стала серьезным испытанием для всех подразделений, служб и воинских частей Главного центра, которым в то время командовал лауреат Ленинской премии генерал-лейтенант Н. Шлыков.
Руководителем полета орбитальной станции «Мир» был летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза В. Рюмин. Его заместителем по наземному комплексу управления стал полковник Е. Есипов, начальник управления одного из центров Командно-измерительного комплекса. Это подразделение размещалось непосредственно в Центре управления полетом. Большую организаторскую и оперативную работу в ходе подготовки и непосредственно во время старта провели полковники Ю. Дородкин, В. Михалик, О. Кожанов и И. Балабай. Опытные руководители и инженеры полковники А. Антипов, А. Дащенко, А. Белкин возглавляли подразделения, которым предстояло отвечать за реализацию отдельных направлений нового космического проекта.
Командно-измерительный комплекс, который работал со станцией «Мир», включал в себя сеть научно-измерительных пунктов Главного центра, размещенных в Евпатории, Сартычалах, Колпашево, Улан-Удэ, Уссурийске и Елизово. В ходе старта станции «Мир» и начального этапа ее функционирования огромная работа проводилась дежурными сменами евпаторийского пункта, которым руководил полковник В. Иванов. Непосредственным участником запуска орбитальной станции «Мир» был нынешний начальник Главного испытательного центра генерал-лейтенант Н. Колесников, в то время заместитель начальника евпаторийского пункта по связи и телевидению.
Запуск базового блока орбитального комплекса «Мир» планировалось провести 16 февраля 1986 года. По двухчасовой готовности личный состав дежурных смен Главного испытательного центра начал подготовку средств Командно-измерительного комплекса. Прошли доклады с космодрома Байконур и с научно-измерительных пунктов. Наступила томительная пауза пятиминутной готовности. Все в ожидании. Но вдруг с космодрома поступает команда: «Отбой старта!» На Байконуре перед самым запуском была получена телеметрическая информация с измерительного пункта: ее приняли за выход из строя бортового телеметрического передатчика. Старт отложили.
Чтобы вывести «Мир» на орбиту в плоскости действующей станции «Салют-7» (с целью организации перелета космического корабля «Союз-ТМ» со станции «Мир» на станцию «Салют-7» и обратно), пришлось ждать четверо суток. Наконец 20 февраля 1986 года базовый блок орбитальной станции «Мир» был выведен на орбиту ракетой-носителем «Протон» с площадки N 95 космодрома Байконур. Начались проверки бортовых систем станции в автоматическом режиме. В ходе испытаний установили, что вышла из строя аппаратура контроля работы двигателей ориентации. В результате чего один из двигателей остался включенным и раскрутил станцию вокруг одной из осей с ускорением, которое превысило шкалу измерения датчиков угловых скоростей, произошел внеплановый расход топлива. С учетом того, что на базовом блоке «Мира» не была предусмотрена возможность дозаправки, создалась угроза потери станции.

Начальник отдела Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения — разработчика математического обеспечения бортового вычислительного комплекса В. Бронец подготовил программу для гашения угловой скорости. Прямо с листа ученической тетради в клеточку удалось заложить программу на борт «Мира» с евпаторийского пункта. После очередного витка, когда орбитальная станция «Мир» появилась в зоне радиовидимости средств Командно-измерительного комплекса, удалось остановить вращение и спасти станцию.
Уже после окончания полета станции было подсчитано, что за 15 лет дежурными расчетами Главного испытательного центра со станцией «Мир» было проведено 462.473 сеанса управления (около 90 сеансов в сутки).
Первыми космонавтами, стартовавшими к «Миру», были Леонид Кизим и Владимир Соловьев. В ходе полета они впервые осуществили уникальный межорбитальный перелет со станции «Мир» на станцию «Салют-7» и обратно.
Плавучие командно-измерительные пункты, размещенные на судах Отдельного морского командно-измерительного комплекса, привлекались для расширения зон радиовидимости наземных пунктов Главного испытательного центра и задействовались на «глухих» витках. У западных берегов Африки работало научно-исследовательское судно «Космонавт Владислав Волков» (начальник экспедиции подполковник А. Кравцов), а в южной Атлантике — «Космонавт Виктор Пацаев» (начальник экспедиции подполковник В. Боцва).
В течение 10 лет, с 8 сентября 1989 года по 28 августа 1999 года, на борту станции «Мир» постоянно находились экипажи. За это время на орбитальной станции «Мир» побывали 104 космонавта, было проведено 28 длительных основных экспедиций.
В ходе эксплуатации станции «Мир» были установлены многочисленные рекорды. В 1987 году рекордсменом по продолжительности непрерывного пребывания человека в условиях космического полета стал Юрий Романенко, проработавший на «Мире» 326 суток. В 1988 году Владимир Титов и Муса Манаров пробыли на орбите 365 суток, а Валерий Поляков — 437 суток, работая в составе экипажей трех основных экспедиций. Сергей Авдеев стал бесспорным лидером этого соревнования, отработав на станции 747 суток. В максимальной комплектации масса орбитальной станции «Мир» составляла около 136 тонн, на ее борту размещалось более 240 научных приборов, изготовленных в 27 странах мира.
Пятнадцатилетний полет станции «Мир» — это тоже своеобразный рекорд (программой предусматривалось всего три года). За время полета станции космонавтами проведено 78 выходов в открытый космос, более 16 тысяч экспериментов и разработано более 600 научных технологий.
Станция «Мир» стала эпохой в развитии отечественной космонавтики, в деятельности Командно-измерительного комплекса. Ее активная пятнадцатилетняя орбитальная жизнь слилась воедино с множеством судеб офицеров Главного испытательного центра. Вот как сказал об этом полковник Ю. Демарецкий, командир дежурных сил Главного испытательного центра, который пять лет назад, 23 марта 2001 года, руководил выполнением последних этапов программы полета «Мира» и его затоплением: «Большая часть моей службы прошла с „Миром“. Молодым офицером участвовал в его запуске, а сейчас, уже полковником, пришлось топить „Мир“ в Тихом океане».
Орбитальный комплекс «Мир» оказал существенное влияние на концепцию создания Международной космической станции.
«Станция „Мир“, — отмечал генеральный конструктор РКК „Энергия“ Ю. Семенов, — заложила классический подход к созданию таких орбитальных комплексов. Это прежде всего модульность. Затем адаптация и готовность к изменениям задач в ходе полета, в течение всего срока эксплуатации. То есть станция не была незыблемой конструкцией, а могла менять свою конфигурацию, могла решать новые задачи».

http://www.redstar.ru/2006/03/2303/602.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика