С авиацией Ракетных войск у старшего инспектора-летчика службы начальника авиации РВСН заслуженного военного летчика РФ полковника Владимира Кротова связаны все 34 года его армейской службы. За плечами военного летчика-снайпера — 9 освоенных типов и модификаций авиационной техники и 4.850 часов, проведенных в небе, вобравших в себя и полеты в самых различных регионах страны, в сложной метеообстановке, в том числе в условиях горной местности, участие в поисково-спасательных работах при ликвидации стихийных бедствий. Как это было, например, в 1994 году, когда при его непосредственном руководстве и участии были вывезены из зоны разлива реки Лена под Якутском более 1.500 человек.
Он действительно из тех, о которых принято говорить: летчик от Бога, за всю свою летную карьеру не допустивший аварий и поломок авиационной техники и продолжающий летать и обучать других летчиков и сегодня. Не случайно только за последние несколько лет он обучил и помог повысить квалификационную категорию более 40 вертолетчикам РВСН.
Впрочем, хоть и говорят, что небо любит удачливых, но ведь на Бога надейся, да сам не плошай!
Полковник Кротов вспоминает, что и в его летной работе не раз случались ситуации, когда спокойствие и хладнокровие пилота вкупе с грамотными, доведенными до автоматизма действиями спасали находившихся на борту вертолета людей и саму винтокрылую машину от неминуемой беды.
Так было и в 1984-м, когда при заходе на одну из находившихся в высокогорье Алтая площадок пилотируемый Владимиром Кротовым Ми-8, на борту которого находился командующий армией, попал в непроизвольное вращение.
— При выполнении маневра по заходу на посадку вертолет «боится» попутного ветра или если он сзади и с правой стороны, — вспоминает Кротов. — «Поймав» такой ветер, он начинает вращаться вокруг своей оси, стремительно теряя высоту. Это один из опаснейших факторов пилотирования, поскольку, если на 3−4-м витке не успеть справиться с ситуацией, машина становится уже неуправляемой.
По словам собеседника, в подобной ситуации выход только один — ни в коем случае не потерять обороты несущего винта. Сбросив шаг-газ и подав от себя рукоять управления, Кротов перевел вертолет на разгон скорости и сумел-таки стабилизировать ситуацию, обеспечив безаварийную осадку вертолета.
— Автоматизм и безошибочная выверенность действий в момент возникновения нештатных ситуаций, когда не остается времени на раздумья, — это и есть то самое качество, которое принято называть профессионализмом, — говорит Владимир Кириллович. — А небо дилетантов не прощает.
Сменив за службу не один ракетный гарнизон, вот уже более 10 лет полковник Владимир Кротов служит в должности старшего инспектора-летчика службы начальника авиации РВСН.
— Полковника Кротова можно назвать поистине уникальным специалистом, который в числе других вносит весомый вклад в дело обеспечения боеготовности всех Ракетных войск стратегического назначения, — с нескрываемым уважением отзывается о нем командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов. — Это профессионал высочайшего класса.
«В совершенстве освоил технику пилотирования и боевого применения вертолетов, стоящих на вооружении авиации РВСН. Одним из первых освоил боевое применение вертолета при обеспечении боевой готовности ракетной дивизии. В 1997—2002 годах им разработаны 8 методических пособий, которые успешно используются летным составом авиации РВСН. Использование этих методик позволило значительно сократить время приведения в высшие степени боевой готовности техники и личного состава, экономить ежегодно на 300 тысяч рублей материальных средств, связанных с использованием тренажеров, доработанных полковником В. Кротовым. Авиационные части, за которые отвечает полковник Кротов В.К., за последние годы стабильно оцениваются на оценку «хорошо». 100 процентов командиров экипажей в них имеют квалификационную категорию летчиков 1-го класса и летчиков-снайперов.
Все это — выдержки из наградного листа полковника Владимира Кротова на присвоение звания «Заслуженный военный летчик РФ», которое он получил в 2003 году.
Но его служба продолжается и сегодня. Например, налет Владимира Кирилловича в 2005 году составил 90 часов. Вот и в нынешнем году не так давно авиатор принял самое активное участие в организации и проведении летно-методического сбора руководящего состава авиации РВСН (на вертолетах) на полигоне Капустин Яр в Астраханской области, где, что называется, словом и личным примером помогал своим подопечным совершенствовать их летное мастерство. Как-никак среди вертолетчиков, проходящих службу в авиации РВСН, у полковника Кротова самый большой показатель по налету часов. А это — своеобразное мерило того богатого опыта, который необходимо максимально передать другим. Кстати, по стопам отца в авиацию пошел и один из сыновей Владимира Кирилловича, который уже дослужился до звания подполковника и, видимо, скоро «догонит» Кротова-старшего.
10 марта воинскому коллективу авиаторов, в котором служит полковник Владимир Кротов, в разное время называвшемуся: авиационный отдел Центрального командного пункта (ЦКП) главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, авиационный отдел Главного штаба РВСН, аппарат начальника авиации Главного штаба РВСН, служба авиации Главного штаба РВСН, служба начальника РВСН, — исполнилось 40 лет. Эта дата считается днем рождения службы начальника авиации РВСН и ежегодно отмечается летчиками, штурманами, инженерами и техниками, всеми авиационными специалистами службы и центра управления авиации как профессиональный праздник.
Если обратиться к истории, то роль и место авиации в решении задач авиационного обеспечения РВСН на первом этапе их развития сводились к выполнению обеспечивающих транспортных заданий. Однако с качественным развитием РВСН усложнились и задачи авиации: обеспечение летно-конструкторских и опытно-исследовательских работ с постановкой стратегических ракет ОС (отдельный старт) на боевое дежурство, его обеспечение; с появлением подвижных (мобильных) ракетных комплексов — задачи связи и управления с воздушных командных пунктов; кроме того, расширились задачи по охране и обороне боевых стартовых позиций, в том числе и на маршрутах выдвижения подвижных комплексов. Повысилась роль авиации в решении задач воздушной, инженерной и радиационной разведок и других. И сегодня уже трудно представить РВСН без этой важной составляющей — авиации.
Вместе с полковником Владимиром Кротовым в этот день свой праздник отметят и другие его сослуживцы, каждый из которых заслуживает отдельного рассказа о себе. Как, например, имеющий опыт боевых действий в Афганистане, Чечне и других «горячих точках» начальник службы авиации РВСН, заслуженный военный летчик РФ полковник Сергей Долматов, о мужестве которого на своих страницах «Красная звезда» рассказала в декабре минувшего года.
Или старший инспектор-летчик полковник Олег Маткин, освоивший 6 типов самолетов и имеющий налет более 7 тысяч часов. Только в Афганистане офицер на самолете Ан-12 совершил 109 боевых вылетов. А потом в его биографии были участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выполнение правительственных заданий в Эфиопии и Мозамбике, в Средней Азии и на Крайнем Севере. В настоящее время полковник Олег Маткин представлен к присвоению почетного звания «Заслуженный военный летчик РФ».
И конечно же, говоря о сегодняшнем дне авиации РВСН, нельзя не упомянуть о заслуженном военном летчике СССР полковнике в отставке Борисе Архарове, в прошлом — начальнике службы безопасности полетов авиации РВСН, который и ныне трудится здесь в качестве ведущего специалиста. За 54 года своей службы и трудовой деятельности в Вооруженных Силах он освоил 12 типов авиационной техники, налетав более 5.000 часов и подготовив не одну сотню авиационных специалистов. Одним из своих учителей Бориса Константиновича по праву считает и полковник Владимир Кротов.
Жизнь всех этих и многих других людей была и по сей день остается связанной с ядерным щитом нашего Отечества — Ракетными войсками стратегического назначения и конечно же с небом. У каждого своя неповторимая судьба, а вот небо — общее. И пусть, как это случается и в жизни, оно подчас встречает летчиков пеленой тумана и грозовыми фронтами. Это не страшно. Главное, чтобы при всем своем переменчивом характере оно всегда оставалось мирным.
Для того в конечном счете и служит в авиации РВСН вместе со своими коллегами по летной работе полковник Владимир Кротов.
http://www.redstar.ru/2006/03/2203/203.html