Красная звезда | Андрей Гавриленко | 18.03.2006 |
Первая русская боевая субмарина «Дельфин», единственная в составе нашего флота к началу русско-японской войны, была построена в городе на Неве в 1904 году. Хотя до этой субмарины в 1901 — 1902 гг. в Кронштадтском отделении Балтийского завода по проекту лейтенанта Е. Колбасьева в обстановке строжайшей секретности была создана подлодка «Петр Кошка». Но это был полуэкспериментальный подводный корабль, оснащенный только электродвигателем, работавшим от аккумуляторных батарей. Его даже не зачислили в списки флота, а в документах морского ведомства сведений о нем почти не сохранилось. Известно лишь, что водоизмещение субмарины составляло 20 тонн, экипаж — 2 человека, вооружение — 2 торпедных аппарата, скорость хода — 6 узлов, дальность плавания — 15 миль. Боевая ценность «Петра Кошки», конечно, была невелика.
В официальную классификацию кораблей и судов русского Императорского флота, утвержденную 30 декабря 1891 года, класс подводных лодок был внесен лишь 6 марта (19 марта по новому стилю) 1906 года, а до этого они числились в разряде миноносцев. Этот день сегодня и считается официальной датой рождения подводного флота России.
Русско-японская война стала основным толчком для принятия российским правительством решения о создании регулярного подводного флота. К концу войны во Владивостоке находилось уже 13 подводных лодок. По мнению многих военно-морских историков, именно субмарины спасли Владивосток от прямого нападения эскадры Камимуры, а после Цусимы и от мощи флота адмирала Того. Идея использования субмарин получила тогда очень широкое распространение. К примеру, в Порт-Артуре техник путей сообщения М. Налетов первым в мире предложил вооружить подводную лодку минами заграждения.
Свое значение субмарины наглядно подтвердили в ходе Первой мировой войны. В общей сложности за ее годы на всех морских театрах 600 подлодок потопили 237 боевых кораблей, а судов торгового флота — общим водоизмещением около 19 млн. тонн.
После окончания Гражданской войны у разрушенной России оставалось лишь девять подводных лодок типа «Барс» конструкции И. Бубнова. Поэтому еще до введения в стране общих пятилетних планов в ноябре 1926 года Совет труда и обороны СССР утвердил первую программу кораблестроения, которой, в частности, предписывалось построить 12 субмарин. В ходе выполнения следующей программы, приуроченной ко второй пятилетке, было построено уже 137 подводных лодок.
Политические факторы, влиявшие на создание и боевое использование подводного флота Страны Советов, как нигде ярко проявились на Тихом океане. Проиграв русско-японскую войну, Россия по условиям Портсмутского мирного договора взяла на себя обязательство в течение 30 лет не развивать подводный компонент своих военно-морских сил на Дальнем Востоке. Советское правительство в 1925 году при установлении дипломатических отношений с Японией вынуждено было согласиться соблюдать положения этого мирного договора. Поэтому, когда в 1932 году начались работы в области подводного кораблестроения на Тихом океане, их окружили плотнейшей завесой секретности. Малые лодки привозились целиком по железной дороге с Черного моря и Балтики. Средние лодки «Щука» специального разборного типа «У» транспортировались по частям в ящиках с надписью «Сельхозтехника». Стройплощадку выбрали в самом дальнем конце Владивостокской бухты, окружили ее высоким глухим забором, а со стороны воды занавесили полотнищами. На производственных совещаниях судостроителей употреблялись выражения «объект номер такой-то», а само слово «подводная лодка» считалось запрещенным. Даже Тихоокеанский флот стал именоваться флотом с 11 января 1935 года, т. е. когда истекли условия договора, а до этого в ходу было название довольно обтекаемое: «Морские силы Дальнего Востока».
Все предвоенные годы Япония считалась потенциальным противником N 1, потому отечественные субмарины бороздили воды Тихого океана как нигде интенсивно, круглогодично, подо льдом в группе и на полную автономность. Во второй половине 1935 года, к примеру, субмарина Щ-103 «Карп» под командованием Е. Полтавского совершила непрерывное 58-часовое подводное плавание под электромоторами, пройдя 150 миль, что значительно превысило проектную норму. Уже в декабре 1935 года 13 командиров подводных лодок были награждены орденами. В январе следующего года подлодка Щ-117 под командой Н. Египко вышла в море с задачей пробыть в походе столько, сколько выдержит экипаж. Проектная автономность оказалась перекрытой в два раза. 3 апреля 1936 года все члены экипажа были награждены орденами. Так в нашем флоте появился первый полностью орденоносный экипаж. Вероятно, больше подобных аналогов в мире нет, чтобы все члены экипажа имели ордена.
По мнению некоторых аналитиков, к началу Великой Отечественной войны у Советского Союза был самый мощный подводный флот в мире. К середине 1941 года наш ВМФ располагал 212 ПЛ, в то время как у США было 89, а у фашистской Германии — лишь 57 подлодок.
По разнообразию выполняемых задач советские подводные лодки были наиболее универсальными силами ВМФ. Они вели борьбу на морских коммуникациях противника, защищали свои морские коммуникации, ставили мины, вели разведку, несли дозор, перевозили людей и грузы, осуществляли навигационно-гидрографическое обеспечение сил флота. Удары советских подводных лодок оказались весьма чувствительными для фашистов. Вот некоторые примеры.
Подводная лодка С-13 под командованием Маринеско в январе 1945 года действовала в южной части Балтийского моря. Вечером 30 января в Данцигской бухте невдалеке от маяка Хела гидроакустик уловил шум винтов. Лодка легла на курс сближения с противником. В 21 час 10 минут были обнаружены вражеские суда, выходившие из бухты в окружении кораблей охранения. Это были лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25.484 тонны, являвшийся учебной базой фашистского подводного флота, и крупный теплоход «Ганза». Гитлеровцы не ожидали действий советских подводных лодок со стороны берега, в связи с чем корабли охранения располагались мористее.
Лайнер шел со скоростью 15 узлов. Чтобы выйти в атаку, лодка двигалась параллельным курсом полным ходом в позиционном положении. Погода была свежая, и лодку заливало, но она упорно преследовала цель. В 23 часа 8 минут с дистанции 5 кабельтовых был произведен четырехторпедный залп, а меньше чем через минуту раздались мощные взрывы. Лайнер с большим креном на левый борт медленно погружался в воду… Корабли охранения бросились преследовать лодку, но она, погрузившись, пошла к месту гибели лайнера. Маринеско учел, что противник в этом районе не станет сбрасывать глубинные бомбы, опасаясь изувечить находившихся в воде людей. Разумный маневр позволил С-13 благополучно оторваться от преследования. На «Вильгельме Густлове» погибли свыше 7 тысяч матросов и офицеров противника, в том числе около 3.000 квалифицированных подводников (примерно 70 экипажей для новых подводных лодок гитлеровского флота).
Продолжая боевые действия, на подходе к Данцигской бухте 10 февраля С-13 атаковала и потопила крупный транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением 14.660 тонн с 3,6 тысячи гитлеровцев на борту.
За выдающиеся боевые успехи, достигнутые в этом походе, все члены экипажа С-13 получили государственные награды, а сама подводная лодка в апреле 1945 года была награждена орденом Красного Знамени.
Другая балтийская подводная лодка Л-3 под командованием капитана 3 ранга В. Коновалова 17 апреля 1945 года атаковала вражеский конвой и потопила транспорт «Гойя» водоизмещением 5.230 тонн, на борту которого находилось 5.385 человек, в том числе около 1.300 подводников — офицеров, курсантов и матросов (около 30 экипажей). Через два дня Л-3 одержала новую победу, уничтожив судно водоизмещением около 400 тонн с боеприпасами на борту. Коновалов в июле 1945 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
Много славных дел внесли в летопись Великой Отечественной подводники-североморцы. В июле 1942 года к берегам Советского Союза (в Мурманск) из Исландии шел конвой «PQ-17», сформированный союзниками для доставки грузов по ленд-лизу. Для уничтожения «PQ-17» немцы направили эскадру в составе линкора «Тирпиц», тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» и восьми эсминцев. В это время возле Альтенфьорда находилась подводная лодка К-21 под командованием капитана 2 ранга Н. Лунина. Вражеская эскадра была обнаружена 5 июля около 17 часов. Лунин решил атаковать «Тирпиц». В 18 часов 01 минуту с дистанции около 18 кабельтовых лодка выпустила четыре торпеды с интервалом в 4 секунды. Опасаясь преследования противника, Лунин сразу опустил перископ, лодка ушла на глубину и увеличила скорость. Через 2 минуты 15 секунд акустик доложил о двух взрывах. Лунин передал по радио, что атаковал «Тирпиц». Это донесение было перехвачено немцами. Гитлеровское командование, считая, что цель похода преждевременно раскрыта, и опасаясь за судьбу новейшего линкора, приказало эскадре возвратиться в базу.
Советские подводные лодки, созданные в годы первых пятилеток, в ходе тяжелых боевых испытаний подтвердили свои конструктивные достоинства и надежность. В Баренцевом, Балтийском и Черном морях они уничтожили торпедами и минным оружием более 300 транспортов общим водоизмещением свыше 1 млн. тонн и около 100 боевых кораблей противника.
За мужество и героизм около 6.000 подводников нашей страны были награждены орденами и медалями, 20 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, 12 лодок стали гвардейскими, 23 награждены орденом Красного Знамени, а подводные лодки Северного флота Д-3, С-56, Щ-402 и М-172 стали одновременно и гвардейскими, и краснознаменными.
Следствием войны явилось бурное развитие подводного кораблестроения во многих странах мира. Подлодки входят в состав уже более сорока иностранных государств. Развивался подводный флот и у нас в стране. Так, на счету отечественного подводного атомного судостроения немало достижений. Среди них: создание крылатых ракет с подводным стартом и применение в широком масштабе титана. В этих направлениях мы были первыми. В нашей стране построены и самые большие подлодки в мире — системы «Тайфун». Кстати, на одной из таких лодок автору этих строк в 1995 году довелось участвовать в подледном походе на Северный полюс…
Среди многих подвигов в мирное время походы подо льдами Арктики занимают особое место. Настоящими хозяевами арктических широт наши подводники стали с июля 1962 года, когда первая советская атомная подводная лодка «К-3» впервые в истории нашей страны всплыла в районе Северного полюса. Весь экипаж атомохода был награжден орденами и медалями, а командир корабля капитан 2 ранга Л. Жильцов, командир электромеханической боевой части подлодки инженер-капитан 3 ранга Р. Тимофеев и руководитель похода контр-адмирал А. Петелин стали Героями Советского Союза.
В период с 3 по 30 сентября 1963 года два атомохода: «К-115» (командир капитан 2 ранга И. Дубяга) и «К-178» (командир капитан 1 ранга А. Михайловский) совершили первый в истории отечественного мореплавания переход подводных лодок на Тихоокеанский флот подо льдами Арктики со всплытием у полярных станций «Северный полюс-12» и «Северный полюс-10». Этот поход стал значительным шагом в изучении условий плавания в различных районах Арктики, возможностей всплытия во льдах в высоких широтах.
11 декабря 1965 года флотилию подводных лодок посетил первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Он вышел в море на АПЛ «К-35» и записал в исторический журнал этой подводной лодки такие слова: «Отличный боевой корабль. Большая честь служить на нем. Товарищи моряки! Вам доверено грозное боевое оружие. Умело владейте им. Зорко охраняйте границы нашей Родины, мирный труд наших людей. Будьте продолжателями славных боевых традиций североморцев!»
В феврале-марте 1966 года отряд кораблей объединения в составе АПЛ «К-116» (проект 675) 7-й дивизии под командованием капитан 2 ранга В. Виноградова и «К-133» (проект 627 А) 3-й дивизии подводных лодок под командованием капитана 2 ранга Л. Столярова совершил переход в подводном положении от причалов губы Западной Лицы до бухты Крашенниникова на Камчатке, обогнув Южную Америку через пролив Дрейка. Командиром отряда атомоходов был командующий флотилией контр-адмирал А. Сорокин. За 53 дня подводные атомоходы прошли по подводной орбите расстояние, примерно равное экватору. Многие участники похода были отмечены государственными наградами, а контр-адмирал А. Сорокин, капитаны 2 ранга Л. Столяров, В. Виноградов, Н. Усенко, И. Морозов и капитан 3 ранга С. Самсонов удостоились звания Героя Советского Союза. За образцовое выполнение задания подводным лодкам впервые в послевоенное время было присвоено Гвардейское звание.
В марте 1967 года в дальний поход в составе экваториальной экспедиции особого назначения ушла подводная лодка «К-22». 25 октября 1967 года тогдашний главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал флота Советского Союза С. Горшков передал на вечное хранение экипажу этого подводного ракетоносца флаг с подлодки «Д-3» («Краногвардеец»). Глубоко символичен тот факт, что гвардейские знаки и ленточки всему личному составу экипажа вручил на торжественном собрании прославленный подводник-североморец, Герой Советского Союза контр-адмирал И. Колышкин.
Это лишь малая толика героических подвигов подводников нашей страны. Нынешние покорители глубин успешно продолжают традиции своих предшественников. Наш флот по-прежнему остается одним из сильнейших в мире. Российские подлодки славятся и своим качеством. Об этом говорят, например, такие факты. Индия и Китай вот уже несколько десятилетий покупают субмарины у нас, а не у западно-европейских стран или США. Наши вдвое дешевле, а по боевой эффективности выше. «Варшавянки» российской постройки благодаря своей малошумности не обнаруживаются даже самыми современными американскими ПЛА типа «Лос-Анджелес», которые ходят в боевом охранении авианосцев США.
У подводного флота России не только великое прошлое и славное настоящее. Экипажи отечественных субмарин, как и прежде, будут успешно выполнять все поставленные перед ними задачи. Уверенности в этом придает и успешный пуск морской стратегической ракеты «Булава», осуществленный недавно атомным подводным крейсером Северного флота «Дмитрий Донской». Ракеты такого типа должны поступить на вооружение Российского флота в 2007 году, они предназначены для вооружения новейших АПЛ проекта 955 (типа «Борей»). Две субмарины такого проекта сейчас строятся на Северодвинском машиностроительном предприятии. Головная из них — «Юрий Долгорукий» — будет спущена на воду в конце 2006 года. Вторая лодка — «Александр Невский» — в 2007 году. Эти корабли станут первым пополнением российского подводного флота, вступающего во второй век своей истории.
http://www.redstar.ru/2006/03/1803/401.html
http://www.redstar.ru/2006/03/1803/402.html