Красная звезда | Андрей Гавриленко | 18.03.2006 |
Визитная карточка
— Лучший по состоянию боевой подготовки сегодня Северный флот. А экипажи каких кораблей пример для подражания?
— Лучшие есть на каждом флоте! На Северном — это прежде всего экипажи атомных подводных лодок под командованием капитанов 1 ранга Ю. Кириченко, К. Кабанцова, О. Зверева и капитана 2 ранга А. Назарьева. Стоит также отметить и моряков тральщика «Гуманенко» под командованием капитан-лейтенанта А. Александрова.
На Тихоокеанском флоте в лучшую сторону отмечаю экипажи атомных субмарин, которыми командуют капитаны 1 ранга В. Кравченко, В. Долбенков, капитан 2 ранга А. Дергоусов. Среди надводников в числе передовых — гвардейский ракетный крейсер Варяг" под командованием капитана 1 ранга С. Липилина и большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов», где командир капитан 1 ранга И. Ахметов.
А вот на Балтийском флоте лучшие экипажи: эскадренного миноносца «Настойчивый» под командованием капитана 1 ранга С. Пинчука; сторожевого корабля «Пылкий», где командир капитан 3 ранга В. Черепахин. Стоит также отметить моряков ракетного катера «Р-2» под командованием капитан-лейтенанта Г. Мотузенко, базового тральщика «А. Лебедев» (командир капитан-лейтенант В. Михеев), а также малых противолодочных кораблей «Башкортостан», которым командует капитан 3 ранга А. Шабышев, и «Зеленодольск» капитан-лейтенанта Е. Тишкевича.
Не забудем и о моряках-черноморцах. Среди тех, на кого надо равняться, — экипажи сторожевого корабля «Пытливый» (командир — капитан 2 ранга С. Тронев), большого десантного корабля «Ямал» капитана 1 ранга И. Гавриша, ракетного корабля на воздушной подушке «Самум» капитана 2 ранга В. Матюхина.
— А каковы основные критерии, по которым определяются лучшие по итогам боевой подготовки? Как пропагандируется опыт передовиков?
— Прежде всего это качественное и безаварийное решение задач боевой подготовки и высокая морская выучка личного состава. Плюс к этому качественное выполнение поставленных экипажам задач.
Опыт передовиков широко освещается во флотских периодических изданиях, а также передается во время проведения сборов по боевой подготовке, семинаров, учений и тренировок в штабах и на кораблях соединений флотов.
— Уровень боевой подготовки того или иного экипажа, как и всего Российского флота, в первую очередь сегодня зависит от людей: насколько они готовы выполнять те или иные задачи. С этим не поспоришь. Постоянная боевая готовность — это длительный и упорный труд всего экипажа, а нарушена она может быть в результате единичной небрежности…
— Совершенно верно. В том, что тот или иной экипаж становится передовым, велика заслуга каждого его члена, но в первую очередь — командира. А что главное в его деятельности? Высокая боевая готовность вверенного ему корабля. Любой командир современного надводного корабля или подводной лодки должен понимать — это не рубеж, на который достаточно однажды выйти. Стоит командиру даже незначительно ослабить внимание к любому элементу службы, как это неминуемо повлечет за собой снижение уровня боеготовности в целом.
В одном из учебников по тактике ВМФ говорится: «Высокая боевая готовность корабля предусматривает такое состояние его экипажа, оружия и техники, при котором корабль способен в установленный короткий срок организованно вступить в бой и в самых сложных условиях выполнить возложенные на него боевые задачи».
А вот что писал известный маринист Леонид Соболев: «Стойкость в морском бою, где трудно провести грань между обороной и наступлением, выражается в стремлении вести бой так, чтобы нанести кораблю противника удар, несмотря на потери в людях, несмотря на пробоины, на пожары, на выход из строя оружия. Корабль, потерявший стойкость сопротивления, превращается в беззащитную мишень. Наоборот, корабль, огрызающийся до последнего момента, может и при превосходстве противника не только сохранить себя на воде, но и одержать победу». Все это актуально и сегодня.
Главное для командира — чтобы экипаж и корабль были в любой момент готовыми к бою. Действовать правильно и быстро при встрече с неожиданностями, при молниеносном переключении с одного вида боевой деятельности на другой и успешно выполнить любое решение командира. При этом не забывать старинные флотские правила: «Выходишь на сутки, готовься на месяц», «Как ни хороши погода и ее прогноз, готовь корабль к плаванию в штормовых условиях». А боевая стойкость экипажа немыслима без личного и коллективного умения бороться за живучесть и без хорошо отработанной взаимозаменяемости. Не может быть боевой стойкости без морально-психологической устойчивости каждого воина в отдельности и всего экипажа в целом. Об этом нельзя забывать.
— В последние годы расширяется сотрудничество российских военных моряков с иностранными коллегами, проводятся различные совместные учения. Что дают нам подобные мероприятия? Как мы выглядим на фоне представителей иностранных ВМС?
— Действительно, в последнее время это сотрудничество расширяется. Проводятся различные совместные учения, цель которых — отработка практических действий командиров, штабов при подготовке и ведении совместных боевых действий в ходе миротворческих операций. Главный результат подобных учений — рост взаимопонимания между моряками флотов различных флагов и готовности экипажей кораблей действовать в интересах выполнения интернациональных задач.
Возьмем для примера проходившее с 17 по 19 октября 2005 года совместное российско-индийское военное учение «Индра-2005». Целями проведения учения были: совершенствование взаимодействия сил обоих флотов, отработка способов проведения совместных антитеррористических действий на море, действий, направленных на защиту судоходства и предотвращения пиратства; проверка воинского мастерства и выучки при выполнении боевых упражнений, слаженности и четкости действий при совместном маневрировании.
В ходе подготовки и отработки эпизода по антитеррористической деятельности на море органы управления получили практический опыт планирования и управления силами. Экипажи кораблей приобрели опыт решения задач, возникающих в ходе участия в антитеррористических операциях, отработали тактические приемы поиска, выявления, сопровождения и досмотра судов-нарушителей.
При проведении учений по совместному плаванию и тактическому маневрированию была продемонстрирована хорошая морская выучка, управляемость кораблями. Практические стрельбы были выполнены с требуемым качеством.
Кстати, учение «Индра» набирает значимость и в глазах индийской общественности, что доказывает большое количество статей в индийских газетах, телевизионных репортажей. Происходит усложнение эпизодов учения и увеличение общей продолжительности самого учения.
— Мы с вами встречаемся накануне большого праздника — векового юбилея подводного флота нашей страны. А какова сегодня, на ваш взгляд, роль подводных сил в мире?
— Некоторое время назад в США был опубликован доклад «Подводные лодки будущего» специального научного совета, работающего при министерстве обороны в качестве федерального консультативного органа. В нем акцентировалось внимание на том, что США придется в будущем все чаще сталкиваться с множественными одновременными динамичными и внезапными угрозами. В ближайшие 25 — 30 лет эффективность надводных кораблей вследствие повышения их уязвимости значительно снизится. А подводные силы сохранят свою неуязвимость. Американские специалисты приводили очевидные экономические выгоды содержания атомных подводных лодок с учетом их эффективности. Атомные подлодки составляют около 30 процентов от всего боевого состава ВМС, но потребляют менее 20 процентов от суммы средств, выделяемых на содержание всего флота. Стоимость эксплуатации ПЛА в год в 2 раза меньше, чем эсминца. По мнению западных аналитиков, ведущая роль подводных лодок как основы потенциала ВМС и инструмента военной политики будет только возрастать.
Это один из важнейших выводов и для понимания роли ВМФ, и одной из его составляющих — подводного флота, в системе национальной безопасности России. При этом решение стоящих перед флотом задач может быть обеспечено единством политических, экономических и военных усилий в строительстве, содержании и применении сил флота как в мирное, так и в военное время.
Очевидно, что для укрепления России как великой мировой державы необходимо дальнейшее развитие ее ВМФ. Российские моряки, в том числе и подводники, будут продолжать, как и прежде, участвовать в обеспечении геополитических интересов России в Мировом океане.
В нашей стране к флоту всегда испытывали особую любовь. И эта любовь — залог его дальнейшего укрепления и благополучного будущего.