Русская линия
Красная звезда Владимир Кузарь14.03.2006 

«Длинная война» США

С начала иракской войны, как показывают опубликованные на днях данные Пентагона, из американских вооруженных сил дезертировали более 8 тысяч солдат-добровольцев. Среди них 4.387 военнослужащих сухопутных сил, 3.454 представителя ВМС и 83 — ВВС. Морская пехота не ведет учета ежегодного количества дезертиров, однако с прошлого сентября дезертирами числятся 1.455 морских пехотинцев. Стремясь снизить уровень дезертирства, который составил 0,24 процента от общей численности вооруженных сил в 1,4 млн. человек, Пентагон предпринимает в отношении самовольно покинувших свои части солдат суровые меры. Наказания варьируются от увольнения с негативной характеристикой до смертной казни в военное время.

Армия «не сломлена»
Одновременно министерство обороны США пытается не допустить, чтобы в американском обществе сложилось впечатление, что вооруженные силы переживают еще один Вьетнам. Хотя сделать это становится все труднее. Так, в подготовленном по заказу Пентагона директором вашингтонского Центра стратегических и бюджетных оценок полковником в отставке Эндрю Крепиневичем докладе утверждается, что американская армия из-за войн в Афганистане и Ираке находится на грани глубокого кризиса. Она оказалась, отмечает эксперт, «растянутой» между двумя странами, превратившись в «тонкую зеленую линию», которая может «порваться» еще до того, как повстанцы в Афганистане и Ираке будут побеждены. Более того, эти войны заставляют американцев сомневаться в оправданности своей службы в вооруженных силах.
Как подчеркивается в докладе, война в Ираке привела к «катастрофическому сокращению» числа желающих поступить на службу или возобновить контракт. Впервые за долгое время в 2005 году армия не выполнила план по комплектованию, со значительной нехваткой новобранцев столкнулись национальная гвардия и резерв. И это при том что военное ведомство привлекло для набора в вооруженные силы дополнительно тысячу рекрутеров, провело новую рекламную кампанию и усилило меры материального стимулирования, предлагая новобранцам дополнительные бонусы в размере 20 тыс. долларов. Командирам даже приказали стараться не увольнять из армии солдат, которые допустили такие нарушения, как пьянство, хотя раньше в подобных случаях солдата немедленно изгоняли из вооруженных сил. Тем не менее министерству обороны все труднее обеспечивать необходимую ротацию войск в Афганистане и Ираке, а политики заговорили о возможности возвращения принципа комплектования вооруженных сил по призыву.
Похожие выводы делаются и в другом исследовании. Его авторы, среди которых и такие видные фигуры прошлой администрации, как бывший министр обороны Уильям Перри и бывший государственный секретарь Мадлен Олбрайт, считают, что вооруженные силы США оказались в условиях «громадного растяжения». «Это растяжение, если его не ослабить в ближайшее время, будет оказывать на вооруженные силы чрезвычайно разрушительный и потенциально долгосрочный эффект», — подчеркивается в исследовании. Авторы обвиняют администрацию Буша в том, что она не сумела адекватно оценить размер сил и средств, необходимых для обеспечения операций в послевоенном Ираке, и создала в результате «реальный риск» для вооруженных сил.
Однако с этими выводами категорически не согласен министр обороны США Дональд Рамсфелд. Армия «не сломлена», заявил он, комментируя оба доклада. Тем не менее американское руководство, похоже, поставлено, учитывая сползание Ирака к гражданской войне, перед вопросом, что делать дальше. С одной стороны, рост негативного отношения к войне в самих США требует вывода американских войск из Ирака или хотя бы значительного их сокращения. С другой — принятие такого решения и объявление о нем сейчас, по мнению представителей Пентагона, могло бы дать «неверный стратегический сигнал повстанческим силам». Они могут интерпретировать это как победу сопротивления и привести к усилению кампании по вербовке молодых бойцов и активизации боевых действий. В то же время до конца марта глава центрального командования вооруженных сил США генерал Джон Эбизейд и командующий американскими силами в Ираке генерал Джордж Кейси должны принять решение о направлении в Ирак новых боевых частей на смену тем, которые будут возвращены в США этим летом. В этой связи оба генерала в ближайшие дни прибудут в Вашингтон для консультаций с министром обороны США и встречи с президентом Джорджем Бушем. Ряд наблюдателей не исключает, что Буш может в предварительном порядке одобрить задержку направления свежих частей в Ирак и тем самым приступить к сокращению сил, но подождать с объявлением об этом решении до тех пор, пока в стране не прояснится обстановка.

По старой концепции
О том, что США попали в тяжелую ситуацию, свидетельствует и «Четырехлетний военный обзор» (Quadrennial Defense Review), в котором изложено, как американские вооруженные силы будут реагировать на угрозы безопасности на протяжении следующих 20 лет, и который был представлен Пентагоном конгрессу в прошлом месяце. По оценке многих аналитиков, «революционных» мер доклад не предусматривает. Вооруженные силы США по-прежнему ориентированы на концепцию двух войн. То есть они должны располагать силами и средствами, необходимыми для того, чтобы «отразить атаку и завладеть территорией противника в одной войне и одновременно одержать победу над вторым противником, не обязательно занимая столицу вражеского государства».
При этом США уже оказались втянутыми в «длинную войну» («long war»), которая, подобно «холодной войне», может продлиться не одно десятилетие. Речь идет, как подчеркнул Дональд Рамсфелд, представляя доклад, о борьбе за искоренение терроризма во всем мире, против экстремистов, мечтающих править миром. По словам министра обороны США, он не верит в войну одним ударом. Она «будет затухать в течение длительного времени, по мере того как все новые страны будут добиваться успеха, подобно тому как демократии брали верх над коммунизмом в «холодной войне». Шеф Пентагона также отметил, что первые десятилетия «холодной войны» тоже характеризовались неуверенностью и сомнениями. «Террористы могут выиграть эту войну, только если мы растеряемся, сдадимся, решим, что это неважно, или втянемся в споры друг с другом, дав им время на перегруппировку сил и восстановление в Ираке или других странах», — заявил он. Серьезность же угрозы террористов заключается в том, что они стали «гораздо опаснее», чем раньше, так как технические достижения позволяют им действовать на глобальном уровне.
Доклад определяет ряд перспективных направлений развития вооруженных сил страны с целью повышения их способности вести эту «длинную войну» и одержать в конечном счете победу в ней. Это прежде всего укрепление «внутренней безопасности» самих США и разработка средств противодействия возможному применению террористами перспективного оружия массового поражения, наращивание численности и боевого потенциала сил специальных операций, широкое использование робототехники различного назначения, в частности беспилотных летательных аппаратов. По первому направлению предусматривается передислокация в США ряда соединений и частей, ранее размещавшихся на заокеанских базах и военных объектах. Возвращенные из-за океана военнослужащие и боевая техника будут осуществлять усиленные патрулирование и охрану зон, где находятся критически важные объекты политической и экономической инфраструктуры США. Пентагон также просит конгресс дополнительно выделить 1,5 млрд. долларов на разработку контрмер и средств защиты от возможного применения террористами оружия массового поражения, в том числе такого перспективного, как генно-модифицированные вирусы и другие препараты, которые могут быть использованы для ведения биологической и бактериологической войны.
Значительно повышается роль сил специальных операций, главными задачами которых отныне определены: создание условий, разрушающих идеологическую поддержку терроризма; уничтожение террористических организаций; лишение террористов ресурсов поддержки; организация в странах-партнерах условий для борьбы с терроризмом; убеждать и, если необходимо, принуждать государства и организации прекращать поддержку терроризма; находить и уничтожать оружие массового поражения. Предложенными конгрессу вместе с докладом поправками к военному бюджету на 2006 и военным бюджетом на 2007 финансовые годы предусмотрено увеличение общей численности сил специальных операций на 15 процентов, после чего эти силы будут насчитывать 60 тысяч военнослужащих.
Так, спецназ сухопутных сил («зеленые береты») планируется увеличить с 15 до 20 батальонов. Будет создано около 90 новых команд «А». Команда «А», состоящая из 12 человек, является основной тактической единицей «зеленых беретов». Дополнительно три роты получат рейнджеры, являющиеся элитными частями пехоты. Предусмотрено значительное усиление спецназа ВМС («морские котики») и формирование в военно-морских силах специальных речных частей и соединений, а также ускорение реализации проекта создания универсального «прибрежного боевого корабля». На треть будет увеличено секретное антитеррористическое подразделение «Дельта». Кроме того, в составе ВВС планируется сформировать первую эскадрилью специальных операций, вооруженную беспилотными летательными аппаратами. Она предназначается для ведения круглосуточной разведки и наблюдения над «проблемными» районами мира, а также для нанесения точечных ударов по «критически важным» целям и объектам, в том числе местам нахождения руководителей террористических группировок, подпольным фабрикам по изготовлению оружия и взрывчатки.
Особое значение придается также проведению «агрессивных» психологических операций и работе с местным населением с целью перехватить у террористов информационную инициативу, морально и психологически подавить их и сформировать благоприятное отношение жителей других, прежде всего мусульманских, стран к США и их вооруженным силам. В рамках этих планов предполагается увеличить численность специализированных формирований психологических операций и гражданской администрации вооруженных сил на 33 процента.

Денег жалеть не будут
«Война против террора» не должна негативно сказаться, отмечают эксперты Пентагона, на способности американских вооруженных сил противостоять другим угрозам безопасности США. К ним американское военное ведомство относит и Китай. Он не только обладает «наибольшим потенциалом с точки зрения соперничества» с США в военной сфере. Предпринимаемые Пекином меры по развитию вооруженных сил, как утверждается в докладе, уже «подвергают опасности сложившийся баланс сил в регионе». Более того, в Пентагоне считают, что со временем самая большая армия на планете, отличающаяся прекрасной выучкой и железной дисциплиной, да еще и оснащенная и вооруженная по последнему слову военной техники, может создать серьезную угрозу гегемонии США не только в Азии, но и во всем мире. В свете подобных оценок в докладе излагаются планы по сдерживанию усиления военной мощи таких держав, как Китай. Среди них — продолжение масштабных программ в области традиционных вооружений. Тремя новейшими программами, две из которых уже осуществлялись до 2001 года, являются: беспилотные летательные аппараты, скоростные морские транспорты и «Боевая система будущего», включающая комплект систем оружия и машин примерно для 45.000 солдат.
Исходя из всех этих приоритетов развития американских вооруженных сил, нетрудно предположить, что рост военных расходов США будет продолжаться. Это подтверждает и предложенное на рассмотрение конгресса семипроцентное увеличение военного бюджета на 2006−2007 финансовый год, доведя его до 439 млрд. долларов, помимо дополнительного «счета» в 120 млн. долларов на ведение войны в Ираке и Афганистане. В нем, кроме увеличения ассигнований на закупку новых вооружений, проведение структурных изменений в вооруженных силах, организацию боевой подготовки, значительные суммы выделяются на повышение денежного содержания военнослужащих, на дополнительные выплаты и льготы.
Некоторые из предусмотренных материальных стимулов уже реализуются. Так, в текущем году американские военнослужащие получили целый ряд дополнительных бонусов. Например, ежемесячная надбавка за сложные условия службы в удаленных и опасных для жизни и здоровья районах мира повышена с 300 до 750 долларов. Кроме того, для солдат и офицеров, проходящих службу в Ираке и Афганистане, первые 150 тыс. долларов в рамках государственного страхования жизни не будут облагаться налогом. Все резервисты, мобилизованные на срок более 30 дней, теперь будут получать 100 процентов компенсации за поднаем жилья за пределами военных баз (ранее они получали ограниченную компенсацию только после 140 дней пребывания на военной службе). Американские законодатели также утвердили и программу компенсации потери доходов мобилизованным в вооруженные силы резервистам, получающим на военной службе денежное содержание меньшее, чем они зарабатывали на своей гражданской работе.
Конгресс уравнял размеры единовременных выплат членам семей погибших при выполнении служебных обязанностей военнослужащих независимо от того, случилось ли это в зоне боевых действий или в обычной ситуации. Теперь всем семьям погибших военных будут выплачивать по 100 тыс. долларов. Ежемесячная надбавка в размере 430 долларов выплачивается всем военнослужащим, находящимся в госпиталях после ранений или в связи с болезнями, полученными в ходе нахождения в зоне военных действий. Это сделано для того, чтобы компенсировать военнослужащим прекращение выплаты им специальных надбавок за участие в боевых действиях после эвакуации из военной зоны. На период с 2007 года и дальше конгресс США планирует принять постоянно действующий закон о закреплении достигнутого паритета в сфере оплаты труда военных и гражданских путем постоянного повышения денежного содержания военнослужащих на размер, аналогичный росту зарплат в частном секторе.
«Мы продолжим предоставлять нашим мужчинам и женщинам в униформе все, что необходимо для успеха», — заявляют даже конгрессмены-демократы, находящиеся, как известно, в оппозиции нынешней американской власти.

http://www.redstar.ru/2006/03/1403/304.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика