В период самых тяжких для нашей Родины испытаний большинство российских мусульман вставали на ее защиту. Представители мусульманских народов наряду с приверженцами других конфессий на протяжении веков традиционно несли службу в Русской армии. В XVIII в. на польской границе несли службу татары. В 1807 г. были созданы четыре конных татарских полка, два из которых приняли активное участие в Отечественной войне 1812 г. против Наполеона. В ознаменование героизма воинов этого полка царь построил в Москве Историческую мечеть.
Крымско-татарский эскадрон участвовал в боевых действиях на стороне России при осаде турецкой крепости Варна. Воины эскадрона принимали участие в сражениях во время Крымской кампании 1854 — 1855 гг. Во время русско-турецкой войны 1877 — 1888 гг. эскадрон нес службу по охране Крымского побережья. Одновременно до шести дивизионов татар участвовали в сражениях против турков при Плевне, Ловче, Горном Дубняке.
Кроме татар, на службе в царской армии были мусульмане Северного Кавказа. В декабре 1851 г. был создан Дагестанский конный полк, который в 1877 г. был награжден Георгиевским знаменем, а в период русско-японской войны 1904 — 1905 гг. принимал участие в боевых действиях на Дальнем Востоке. Во время Первой мировой войны знаменитый Брусиловский прорыв осуществляла «Дикая дивизия», состоявшая из выходцев с Северного Кавказа, калмыков и татар.
За верную службу Отечеству многие мусульмане удостаивались дворянского звания. К концу XIX в. в России насчитывалось примерно 70 тысяч мусульман — потомственных и личных дворян и классных чиновников. К началу XX в. выдающиеся представители ряда дворянских мусульманских фамилий России — Юсуповы, Акчурины, Гиреи, Еникеевы, Тевкелевы — активно участвовали в политической жизни страны. Десятки мусульман-офицеров и генералов отличились в многочисленных войнах, которые приходилось вести России. Так, в Заграничных походах 1813 — 1814 годов высокую доблесть проявили 33 башкирских и татарских конных полка. В 1830 — 1880 годах XIX века в состав Императорской гвардии Собственного Его Императорского Величества конвоя постоянно входили представители знатных мусульман Кавказа. Об особом внимании правительства к созданию необходимых условий для соблюдения религиозных обрядов воинами лейб-гвардии Кавказского Горского эскадрона и лейб-гвардии Крымско-татарского эскадрона свидетельствуют специальные указы и инструкции.
Среди известных мусульман — генералов России можно назвать такие имена, как Алиханов-Аварский, Еникеев, Тевкелев, Халилов, Хан-Нахичеванский и другие. В ходе русско-японской войны 1904 — 1905 гг. прославились героизмом защитники Порт-Артура офицеры-мусульмане Самадбек Мехмандаров и Али Ага Шихлинский, ставшие позже генералами Русской армии.
В России был накоплен существенный опыт подготовки исламских военных кадров. В XIX в. в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе «по высочайшему повелению» было разрешено обучение башкирам, киргизам Зауральской и Внутренней Орды, «инородцам» Оренбургского и Уральского казачьих войск.
Во время Первой мировой войны царское правительство отправило на фронт тысячи солдат разных национальностей и вероисповеданий из всех уголков Российской империи. Мусульмане считали священным долгом свое присутствие на полях сражений. Добровольцами на фронт из мусульманских регионов страны уходили даже дети. В журнале «Война», издававшемся в Петрограде в 1915 г., было рассказано о двенадцатилетнем добровольце из Чечни Абубакаре Джуркаеве, отправившемся на фронт вместе с отцом. История показывает, что мусульмане, приняв российское подданство, верой и правдой служили царю и Отечеству.
Из военнослужащих РФ на сегодня 12% составляют мусульмане. 43% верующих военнослужащих-призывников из Поволжья (татар и башкир) и 61% северокавказцев исповедуют ислам. У многих из них эта религия отождествлялась с понятиями «национальное», «народное».
В декабре 1996 года между Духовным управлением мусульман Дагестана и командованием Кавказского особого пограничного округа был подписан Договор о сотрудничестве. В документе подчеркивается необходимость проведения мусульманскими религиозными деятелями и командованием Погранвойск совместных мероприятий для укрепления «нравственной мотивации» пограничников.
Командование Пограничных войск обязалось оказывать содействие представителям ДУМ Дагестана в посещении отдаленных гарнизонов для чтения проповедей. Как сказал в одном из своих интервью муфтий Дагестана Сайид-Мухаммад Абубакаров, позже погибший от рук террористов, «с чувством глубокой благодарности мы воспринимаем готовность Федеральной погранслужбы возродить в среде пограничников все самое лучшее… Безусловно, одна религия не в состоянии заменить всю систему воспитательной работы, но совместные усилия послужат на благо воинам, стоящим на рубежах России… В Пограничных войсках служит немало представителей нашей веры. Мы давно перевели взаимоотношения с республиканской властью в плоскость здорового сотрудничества, которое выгодно всем. В таком же духе мы настроены и по отношению к российским пограничникам».
Ислам рассматривает защиту Родины как патриотическую обязанность мусульманина. Поэтому в «Основных положениях социальной программы российских мусульман» Совет муфтиев России записал: «Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности — одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины».
http://www.redstar.ru/2006/03/1103/203.html