Русская линия
Красная звезда Алексей Лященко07.03.2006 

У «Глобального партнерства» проблемы

На прошлой неделе в удмуртском городке Камбарка был запущен завод по уничтожению химического оружия. Это событие практически совпало с обнародованием Великобританией отчета по действию в 2005 году программы «большой восьмерки» «Глобальное партнерство», в которой уничтожение российского химоружия остается одним из приоритетов. Кроме того, определенные Россией приоритеты своего председательства в этом году в «большой восьмерке» — энергетическая безопасность и борьба с инфекционными заболеваниями — вполне вписываются в программу «Глобального партнерства», которая может быть затронута на саммите в Санкт-Петербурге.

Прощание с химоружием

Запуск завода в Камбарке стал очередным шагом в выполнении Россией международной Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. В соответствии с этим документом, ратифицированным Россией в 1997 году, к 29 апреля 2007 года на арсенале в Камбарке должно быть уничтожено 3,2 тыс. тонн люизита, относящегося к первой категории особо опасных отравляющих веществ кожнонарывного действия. Все же запасы, 6,4 тыс. тонн, а это свыше 90 процентов российских запасов люизита, планируется уничтожить до конца 2008 года. Всего к 2007 году Россия должна уничтожить пятую часть из 40 тыс. тонн отравляющих веществ, доставшихся ей в наследство от СССР. А к 2012 году — полностью уничтожить все свое химическое оружие: около 4,5 млн. артиллерийских и авиационных боеприпасов.
Завод в Камбарке был построен в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ». Программа уничтожения химического оружия (УХО) реализуется в России с 1995 года как раз для выполнения требований международной конвенции. Идет она нелегко, не раз менялся и текст документа — уже третья редакция программы была утверждена в июле 2005 года. Причины периодических корректировок объясняются важностью программы: она нацелена на ликвидацию целого класса оружия массового поражения — химического. Его во всем мире называют «атомной бомбой для бедных», имея в виду опасность отравляющих веществ на фоне их дешевизны.
Согласно документу, из 24 заводов по производству отравляющих веществ в РФ 16 будут конверсированы, семь уже физически уничтожены, остался один. Программа подразумевает и создание мощностей для семи заводов по УХО и их инфраструктуры. Эти объекты строятся в местах хранения запасов химоружия в России, в основном в Поволжье. После ликвидации 40 тыс. тонн российских отравляющих веществ объекты не уничтожат, а перепрофилируют на выпуск гражданской продукции.
Предыдущие варианты программы были ориентированы на значительную иностранную помощь, причем безвозмездную. И при подписании Международной конвенции по УХО в 1993 году, и при ее ратификации в 1997 году всякий раз подчеркивалось: уничтожение отравляющих веществ — удовольствие дорогое, у России таких денег нет. И Запад обязался оказывать содействие.
Международное сотрудничество в области химического разоружения развивается с 1993 года. На сегодняшний день Россией подписано порядка 30 соглашений межправительственного и межведомственного характера, касающихся решения данной проблемы. Из них 15 — за последние два года. Коспонсорами уничтожения российского химоружия являются Германия, США, Италия, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Канада, Новая Зеландия, Чехия, Польша, Швейцария, Европейский союз как организация. Имеются неплохие перспективы в развитии взаимодействия со Швецией, Финляндией, Францией и Ирландией.
Общая заявленная помощь — свыше 1,7 млрд. долларов. Но реально при иностранном содействии осуществляется строительство только трех из семи объектов по уничтожению боевых отравляющих веществ, необходимых для выполнения обязательств по уничтожению химоружия. Реально же полученные объемы международной финансовой помощи, реализованные в конкретных статьях программы химического разоружения в России, составляют пока не более 300 млн. долларов.
При этом международное сотрудничество в сфере химразоружения оказалось весьма своеобразным. Например, США обещали дать 75 процентов всех денег на постройку промышленной зоны объекта по УХО в городе Щучье Курганской области. На начальном этапе на эти деньги был спроектирован сам объект, начато строительство промышленной зоны, но потом три года американцы не выделяли ни доллара. В итоге к нынешнему году сделана лишь пятая часть от задуманного, ввод в эксплуатацию объекта переносится на 2008 год, что в свою очередь позволит уничтожить имеющиеся на арсенале отравляющие вещества лишь к 2012 году. Но как быть с запасами химоружия из других арсеналов, для работ по уничтожению которых они должны быть перевезены в Щучье? Кроме того, те же США «под деньги» выдвинули более 20 условий, большей частью мало связанных с процессом уничтожения химоружия. Например, дать допуск на российские ядерные объекты.
Конечно, Россия благодарна всем государствам-донорам и за уже оказанную помощь. Но нарушения в выполнении взятых обязательств затрудняют планирование реализации долгосрочных проектов. Конкретный пример — то же строительство объекта в Щучьем. Ведь наша страна давала международному сообществу обязательства, в том числе и в расчете на заявленную спонсорскую помощь.
Между тем проблема уничтожения химоружия для России остается актуальной. Невыполнение обязательств по международной конвенции повлечет санкции. Например, может быть резко ограничена продажа на внешнем рынке российских химических продуктов, в частности удобрений — весьма серьезной статьи в нашем экспорте. Продлить время, отведенное на уничтожение химоружия, нельзя — Россия уже обращалась в технический секретариат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в Гааге с просьбой перенести конечные сроки выполнения конвенции с 2007 на 2012 год и получила согласие, а вторичная такая процедура категорически запрещена.
На этом фоне Россия наращивает масштабы бюджетного финансирования программы уничтожения химического оружия — в 2006—2008 годах оно превысит 66 млрд. рублей.

Инвестиции в безопасность

Уничтожение химоружия является не единственной сферой, на которую Запад обещал выделять финансовые средства. В преддверии саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге наблюдатели все чаще вспоминают о программе «Глобальное партнерство».

НАША СПРАВКА: Договоренность о «Глобальном партнерстве» (ГП) была достигнута в рамках саммита «большой восьмерки» в Кананаскисе (Канада) в июне 2002 года. Для содействия уменьшению угрозы и рисков, связанных с хранением и утилизацией оружия массового поражения, участники программы обязались выделить в течение десяти лет 20 млрд. долларов, из них 10 млрд. — США, остальные средства — Германия, Великобритания, Италия, Канада, Франция и Япония. Было решено, что первоначально «Глобальное партнерство» будет фокусироваться на осуществлении проектов в России. При этом сама Россия, официально являясь страной-реципиентом, обязалась выделить на эти цели 2,2 млрд. долларов.

В 2003 году к ГП официально присоединились Нидерланды, Норвегия, Польша, Швейцария, Швеция, Финляндия. К саммиту «восьмерки» на Си-Айленде (США) в 2004 году о присоединении к ГП в качестве доноров заявили Австралия, Бельгия, Чехия, Дания, Ирландия, Южная Корея, Новая Зеландия. Приоритетными сферами сотрудничества были провозглашены уничтожение химического оружия; утилизация выведенных из состава флота атомных подводных лодок; утилизация расщепляющихся материалов, ненужных более для целей обороны, и трудоуствойство бывших ученых-оружейников.
Российскими приоритетами являются утилизация АПЛ и уничтожение химического оружия. В настоящее время в ГП 21 страна-донор и 2 страны-реципиента. Уникальность положения России заключается в том, что она является как вторым по значению донором программы (2 млрд. долларов США в течение 10 лет), так и крупнейшим реципиентом.
Москва считает «Глобальное партнерство» способом решения целого ряда разоруженческих и экологических проблем, которые достались России от былой военной мощи СССР. Запад также не занимается благотворительностью: средства, вложенные в ГП, — это инвестиции в его же собственную безопасность. Не только россияне, но и американцы, канадцы, англичане, скандинавы чувствуют себя в большей безопасности, если российские атомные подводные лодки и ядерные материалы не несут в себе риска применения в неблаговидных целях. Безопасность всего мира повышается, если химическое оружие становится недоступным для террористов, если ученые-оружейники не стоят перед альтернативой продажи своих опасных секретов, чтобы выжить.
Об этом говорится и в третьем ежегодном отчете о ходе британских программ в «Глобальном партнерстве», который буквально за несколько дней до открытия завода в Камбарке представил официальный Лондон. Посол Великобритании в РФ Энтони Брентон на презентации документа в Москве заявил, что Россия и Великобритания активно взаимодействуют в области нераспространения оружия массового поражения в рамках «восьмерки». По его словам, Великобритании и России предстоит еще многое сделать в этой области, и у двух стран существуют все возможности, чтобы механизм «восьмерки» генерировал новые идеи и инициативы.
Однако Россия отмечает, что и эта благородная по целям программа пока дает сбои. За почти четыре года существования ГП по-прежнему не достигнут обозначенный рубеж в 20 млрд. долларов, и до таких средств еще явно далеко. Заявленные обязательства участников «Глобального партнерства» без России за три года действия программы позволяли ожидать выделения содействия на сумму 4,8 млрд. долларов. В действительности Россия получила в 15 раз меньше.
На этом фоне некоторые партнеры России в этой сфере в 2002 году перевели свои программы совместного уменьшения угрозы под вывеску «Глобального партнерства», но при этом не собираются запускать новых программ сотрудничества. Некоторые доноры и вовсе выдвигают идеи расширения программы на целый ряд стран, включая Ливию и Ирак, но при этом не предлагают соответствующего увеличения финансирования «Глобального партнерства». За прошедщие годы не окончательно сформирована и договорно-правовая база ГП. Поэтому и в «Глобальном партнерстве» Россия все больше полагается на свои силы, хотя и не отказывается от иностранной помощи.
Впрочем, определенные сдвиги в ГП появились. Эксперты отмечают, что за последние девять месяцев ратифицированы соглашения о сотрудничестве России в атомной области с Италией и Великобританией, подписано исполнительное соглашение между Росатомом и Европейским банком реконструкции и развития, с Японией достигнута договоренность об утилизации пяти АПЛ. Это соглашение стало по-своему знаковым: многие страны охотно помогают в утилизации АПЛ в основном на Западе России. Теперь и на Востоке активизировались Япония и Австралия. В работах на базе АПЛ Гремиха в Мурманской области участвуют Евросоюз и Франция, в Губе Андреева — Великобритания, Норвегия, Швеция и Италия. То есть появляются «группы по интересам»: одни страны занимаются отработанным ядерным топливом, другие — радиоактивными отходами, третьи — созданием инфраструктуры для первых и вторых. Эксперты отмечают, что проекты сотрудничества в рамках ГП привлекательны в том числе и тем, что доноры освобождаются от налогов и таможенных сборов, а участвующие в утилизации, к примеру, лодок компании реально зарабатывают, в частности, на реализации металла.

Фактор глобальной политики

Сегодня многие действия России, чуть ли не впервые за долгие последние годы нашедшей в себе силы проводить реально независимую внешнюю политику, Запад воспринимает в штыки. Например, Вашингтон обвиняет Москву в «имперских замашках» в отношениях с соседями, прежде всего с Украиной и Грузией, и, наконец, в поддержке «оси зла». И дело не ограничивается словесной критикой: предложен проект резолюции с требованием исключить Россию из «большой восьмерки», где она в этом году впервые председательствует. Звучат и угрозы торгово-экономических санкций в отношении тех, кто поведет себя «неправильно» по иранской проблеме. В первую очередь имеется в виду Россия.
Вместе с тем в мире понимают возросшее значение энергетического фактора в глобальной политике. Некоторые даже полагают, что такое развитие меняет формулу уравнения стратегической стабильности, сокращая удельный вес ядерного сдерживания. На этом фоне положения программы «Глобальное партнерство» имеют прямое отношение к темам, которые Россия провозгласила приоритетными на время своего председательства в «большой восьмерке». Это, как известно, — глобальная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование. Вместе с тем проблемы безопасности, а нераспространение ОМП и средств его доставки сегодня — один из главных общепризнанных в мире вызовов и угроз, находятся в фокусе «восьмерки» постоянно и традиционно. Так что, очевидно, не станет исключением и саммит в Санкт-Петербурге.

http://www.redstar.ru/2006/03/0703/306.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика