Русская линия
Красная звезда Сергей Васильев01.03.2006 

Выходим в океан!
Спустя десятилетие североморцы вновь замахнулись на «средиземку»

— За последние годы экипаж тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» сделал многое, — сказал во время торжественного митинга, посвященного 15-летию со дня подъема на корабле Военно-морского флага, командующий Северным флотом вице-адмирал Владимир Высоцкий. — В первую очередь в дальних океанских походах в Северную Атлантику были реализованы на практике возможности авианосца по его боевому предназначению: с палубы «Кузнецова» произвели около пятисот взлетов-посадок самолеты и вертолеты корабельной авиации. И сегодня экипаж крейсера, летно-технический состав ВВС флота, управления тыла, вооружения и эксплуатации делают все необходимое, чтобы поддержать корабль на высоком уровне боевой готовности.

Кроме этого, ТАВКР дважды завоевывал приз главнокомандующего ВМФ за отличную ракетную стрельбу. В сумме с его палубы совершено около пяти с половиной тысяч взлетов и посадок на самолетах Су-33 и Су-25УТГ, вертолетах Ка-27ПЛ и Ка-27ПС. Пятерым заполярным истребителям-«палубникам» присвоено высокое звание Героя Российской Федерации, более ста летчиков корабельного истребительного авиаполка награждены орденами и медалями. Ныне «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — первый с горизонтальным взлетом авиации и вообще (после продажи ВМС Индии ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков») пока единственный в составе российского ВМФ авианесущий крейсер, которому уже пятнадцать лет.

— Для авианосца это младенческий возраст, — считает вице-адмирал Высоцкий, сам в прошлом командир тяжелого авианесущего крейсера на Тихоокеанском флоте. — В мире ни один корабль аналогичного класса не живет меньше пятидесяти лет, конечно, при условии соответствующих модернизаций. Если говорить о смене «Кузнецову», то скажу коротко: она предусмотрена отечественной программой судостроения. Единственный вопрос — когда? Нужно правильно понимать: очень многое здесь зависит от экономических возможностей государства. Вообще строительство авианосцев сравнимо с освоением космоса: такое может позволить себе только развитая в экономическом отношении держава. Поэтому пусть не завтра, но авианосный флот у России будет. В этом я уверен.

Что же касается конкретно «Кузнецова», то сейчас на корабле проводятся плановые мероприятия, в том числе и ремонтные, характерные для данного времени зимнего периода обучения. По словам командующего Северным флотом, в ближайшей перспективе на авианосце будет принята организационная так называемая первая курсовая задача. Затем экипаж отработает комплекс необходимых предпоходовых мероприятий, и корабль выйдет в море для закрытия элементов второй курсовой задачи, включающей в себя, в частности, проверку ходовых качеств ТАВКР, доводку навигационных и радиотехнических комплексов, замер физических полей корабля и его маневренных элементов. Кроме этого североморцы должны будут выполнить стрельбы зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик» и «Кинжал». После чего корабль вновь возвратится в завод, на этот раз для выполнения ряда профилактических мер в доке. И далее — по плану: на ТАВКР сядет истребительная авиация, совершенствовавшая до этого профессиональное мастерство с заполярного базового аэродрома Североморск-3. Летчики и надводники совместно отработают задачи комплексной боевой подготовки вначале в Баренцевом море. Затем, если в учебных морских полигонах все будет выполнено без замечаний, Северный флот получит распоряжение, в соответствии с которым тяжелый авианесущий крейсер пойдет — и пока у командующего флотом сомнений в этом нет — гораздо дальше. В Средиземное море?

— Могу сказать, что подчиненным я такую задачу поставил, — подчеркнул Владимир Сергеевич. — А пойдет в конечном итоге «Кузнецов» в «средиземку» или нет — вопрос, находящийся не только в компетенции командующего флотом. Это серьезный политический акт. Ведь в мирное время основная задача флота — защита национальных интересов России, в том числе и путем военно-морского присутствия в стратегически важных для нашего государства районах Мирового океана. Поэтому окончательные задачи североморцам будут скорректированы, очевидно, исходя из военно-политической обстановки. Это принципиально важно. Ну, а в том, что авианосец пойдет в океан, даже сомнений нет. А вот куда конкретно? Это уже другой вопрос.

В целом же задачи, которые поставлены перед Северным флотом в 2006 году, более значительны, чем в предыдущем. Более детально об этом по ряду причин говорить еще рано, но личный состав флота готов с честью выполнить свой воинский долг.

— Для нас сейчас главная задача, — считает вице-адмирал Высоцкий, — не допустить кадрового кризиса, который может образоваться к концу 2007 года в связи с переходом военнослужащих-призывников на годичный срок службы. В первую очередь это касается специальностей, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, знаний, соизмеримых с инженерными.

Пока же в 2006 году Северный флот планирует в первую очередь полностью завершить перевод на контрактный принцип комплектования экипажей подводных лодок. Эту задачу поставил перед североморцами главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Масорин. И уже более десяти экипажей субмарин переведены на контракт. Это, как правило, экипажи подлодок, которые чаще других выходят в море. Хотя, безусловно, кораблей, способных выйти с контрактным экипажем в море, больше.

— Перед нами стоит и другая сложная задача, — говорит командующий Северным флотом. — Это перевод на контрактную службу командиров отделений, то есть речь идет о младшем командном звене в надводной составляющей флота. Хочу подчеркнуть, что и в первом, и во втором случае это выходит за рамки Федеральной целевой программы, в соответствии с требованиями которой осенью прошлого года полностью перевели на контрактный принцип комплектования отдельный десантно-штурмовой батальон бригады морской пехоты. То есть дополнительных финансовых средств мы на надводников и подплав не получаем.

Однако процесс контрактизации военнослужащих, проходивших до этого службу по призыву, на Северном флоте уже необратим. Примером этому — все тот же тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В его экипаже военнослужащие, проходящие службу по контракту, составляют около четверти — более двухсот человек! — от общего количества старшин и матросов. Порядка 90 процентов из контрактников являются именно командирами отделений. На мой взгляд, достаточно красноречив факт, когда только в декабре 2005 года командование ТАВКР подписало контракт с 84 военнослужащими, до этого проходившими на флагмане российского ВМФ службу по призыву.

— Конечно, очень приятны успехи, которых Северный флот достиг в 2005 году, — резюмирует нашу беседу вице-адмирал Владимир Высоцкий. — Но в принципе неплохой темп североморцы взяли и в нынешнем учебном году. В целом отмечу, что к еще более высокой профессиональной планке мы должны подойти уже к концу 2006 года. Для этого у нас есть и все необходимые возможности, и самое главное — люди. Северный флот всегда отличался людьми хорошими, добросовестными. Теми, кто преданно служил и продолжает служить Родине.

http://www.redstar.ru/2006/03/0103/102.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика