Любая армия мира имеет свои традиции, то есть исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, профессиональные качества и моральные устои. Безусловно, носителями армейских традиций являются офицеры.
От уровня подготовки офицеров, их морально-психологических и деловых качеств в решающей мере зависят боеготовность и боеспособность соединений, воинских частей, кораблей и подразделений. Офицеры воспитывают личный состав, прививают любовь к военному делу, обучают искусству владения сложной боевой техникой и тактическими приемами ведения современного боя, формируют у воинов высокие морально-психологические и боевые качества.
О роли и месте офицерства в вооруженных силах любого государства говорит тот факт, что все офицеры имеют персонально присвоенные воинские звания. Офицерский корпус — становой хребет любой армии. Это многократно подтверждено отечественной и мировой историей. Непреложной истиной является то, что главной трудностью при организации армии является создание корпуса офицеров, способных вдохнуть жизнь в новые формирования. Можно сказать, что история наших Вооруженных Сил — история формирования и развития офицерского корпуса.
Из глубины веков
Допетровская Россия не имела постоянного корпуса офицеров. Воевода, полуголова, сотник — все это названия военных начальников в дружинах удельной Руси, находившихся на службе только в военное время. Когда наступал мир, они, как правило, разъезжались по вотчинам, поместьям и никаких военных обязательств не несли. Их подготовка сводилась только к личному умению действовать холодным оружием в пешем и конном строю. Прообраз офицерского корпуса возник в стрелецких полках Московского государства и двух регулярных единицах русской армии — Бутырском и Лефортовском полках, созданных в 1645 г. при царе Алексее Михайловиче. Однако содержание деятельности воинских начальников, их личная подготовленность почти не изменились. Русский офицер в то время еще не появился на исторической сцене.
Образование русского офицерского корпуса неразрывно связано с именем Петра I и созданной им регулярной армией. Преображенский и Семеновский полки, выросшие из детских забав юного Петра, стали колыбелью не только русской гвардии, но и отечественного офицерского корпуса.
В отличие от иностранных армий, где офицерские чины зачастую покупались за деньги, Петр I считал единственно правильной систему, при которой будущий офицер начинал службу рядовым в Преображенском или Семеновском гвардейских полках. С получением первого офицерского чина гвардейцы направлялись в армейские полки.
Одним из первых русских офицеров правомерно считать Ивана Бутурлина. В самом первом офицерском списке Преображенского полка 1687 г. И. Бутурлин числился майором. Это звание он получил «как человек более ретивый и более принимавший сердцу занятия Петра».
Наряду с подготовкой офицерских кадров в гвардейских полках Петр I заботился о создании специальных военных школ. Первая школа для подготовки флотских офицеров из числа дворян была открыта в 1698 г. в Азове. В указе от 10 января 1701 г. Петр I требовал: «…построить деревянные школы и в тех школах учить… словесной и письменной грамоте и цифири и иной инженерной науке». В том же году в Москве открылись школы математических и навигационных наук, артиллерийская школа.
К концу царствования Петра I было уже 50 таких школ. Инженерная, артиллерийская, военно-медицинская, военно-морская школы позволили в основном обеспечить русскую армию необходимыми командными кадрами.
Первые же упоминания о командирской подготовке в русской армии относятся к концу XVII века, когда для подготовки офицеров стали проводиться сборы. Однако необходимые профессиональные знания в войсках офицеры приобретали путем самостоятельного изучения теоретических положений военного дела и опыта прошедших войн, а требуемые для ведения боя практические навыки — тренировками в стрельбе, фехтовании, конной выездке и по гимнастике. Командные навыки и полевая выучка офицеров вырабатывались на маневрах, инспекциях, занятиях с войсками и в ходе военных кампаний.
Отечественная война 1812 года и последующие военные кампании потребовали внести существенные изменения в подготовку войск. В 1824 г. были предприняты первые попытки упорядочить обучение офицеров в войсках. В их подготовку вводятся систематические военные игры, а с конца 30-х годов — полевые поездки.
Во второй половине XIX века характер подготовки войск резко изменился. Неудачное для России завершение Крымской войны обусловило необходимость проведения в 1862—1874 гг. военной реформы. Инициатором военных преобразований стал военный министр Д.А. Милютин, крупный ученый в области военной истории и статистики.
Военное министерство уделяло самое пристальное внимание комплектованию армии офицерскими кадрами, которое в то время осуществлялось за счет выпускников кадетских корпусов и специальных военных училищ (артиллерийского и инженерного), юнкеров и вольноопределяющихся. Во время войны при острой нехватке офицеров правительство прибегало к комплектованию офицерского корпуса сдавшими экзамен унтер-офицерами, прослужившими в армии не менее 10 лет.
В результате реформ, вошедших в историю под названием «милютинских», на базе кадетских корпусов, оказавшихся обременительными для военного бюджета, были созданы военные училища, в которых наряду со специальными военными дисциплинами изучались и общеобразовательные. Кроме того, еще во время Крымской войны выявилась необходимость изменения системы подготовки офицерских кадров в войсках. Впервые встал вопрос об обеспечении непрерывности обучения офицеров на протяжении всей их службы. Таким образом, обучение офицеров в войсках стало обязательным и приобрело системный характер, что было закреплено в 1882 г. приказом по Военному ведомству N 259, вводящим в действие Инструкцию «Для занятий с офицерами при прохождении службы в войсках». Согласно этой инструкции подготовка офицеров рассматривалась как составная часть боевой подготовки войск и включала в себя комплекс мероприятий, направленных на повышение профессиональной и методической выучки офицеров. Задачи и порядок организации командирской подготовки определялись приказами по Военному ведомству, военным округам, соединениям и частям, а содержание — Наставлением для офицерских занятий.
Боевая учеба офицеров в войсках включала тактическую подготовку и проводимые в комплексе с ней занятия по разведывательной и инженерной подготовке, военную топографию, считавшуюся в то время одним из ведущих предметов обучения, а также методическую, стрелковую и физическую подготовку.
Уже с 90-х годов XIX века и до начала первой мировой войны подготовка офицерского состава в войсках проводилась в течение всего года. Для улучшения организации занятий учебный год впервые был разделен на два периода: зимний (с 1 октября по 1 мая) и летний (с 1 мая по 1 октября). В зимнем периоде обучения основу командирской подготовки составляли самостоятельная работа и занятия в составе групп в классах, проводимые один раз в неделю. Основными формами обучения зимой являлись лекции, военные сообщения и их обсуждение в офицерском собрании, решение тактических и стрелковых задач на планах, военные игры. В летнем периоде обучения знания и навыки совершенствовались на лагерных сборах, полевых поездках, особых офицерских полевых тактических упражнениях, полковых односторонних тактических учениях с обозначенным противником, на офицерских состязаниях.
Однако основной упор в обучении офицеров (особенно батальонного звена) делался на овладении ими навыков в стрельбе, поддержании хорошей строевой выправки, конной подготовки, изучении уставов и наставлений, в то время как обучению практической деятельности по управлению подразделениями в бою уделялось мало внимания. Эти недостатки проявились в русско-японской войне.
После ее окончания основные усилия в подготовке офицеров стали сосредотачиваться именно на их обучении самостоятельно и всесторонне оценивать обстановку, в соответствии с ней принимать решения, проявлять решительность и настойчивость при их реализации, организовывать и поддерживать взаимодействие, умело управлять частями и подразделениями на поле боя. «Обучение действиям в бою — вот цель, к которой должно все стремиться и с которой все должно сообразовываться», — писал крупный военный теоретик того времени А.А. Незнамов.
Уже в те годы при обучении офицеров управлению подчиненными войсками на поле боя поднимался вопрос о недопущении применения шаблонов в военном деле. На офицерских занятиях, учениях и маневрах особое внимание уделялось развитию у офицеров инициативы, самостоятельности и творческого подхода к решению поставленных задач. Военный теоретик генерал-лейтенант Д.П. Парский в своей работе «Что нужно нашей армии?» сформулировал эту задачу обучения офицеров следующим образом: «На офицерских занятиях в войсках должна совершаться работа следующего характера: работа мысли, работа творчества и умения разбираться в самых сложных деталях обстановки».
Школа красных командиров
В Красной Армии командирская подготовка проводилась с момента ее создания. Во время Гражданской войны, когда обстановка не позволяла вести обучение командного состава в сети учебных заведений по программам мирного времени, а молодые командные кадры остро нуждались в необходимых военных знаниях, их обучение осуществлялось в ходе командирских и инструкторских занятий. На них формировались прежде всего практические умения и навыки, необходимые для управления частями и подразделениями в бою. Для обеспечения организации и осуществления подготовки офицеров в войсках был издан ряд инструкций и положений, в которых в качестве основных методов обучения рекомендовались рассказ, объяснение, показ и тренировка.
В период между Гражданской и Великой Отечественной войнами наряду с техническим перевооружением и реорганизацией армии с учетом уровня подготовки обучаемых и их специализации, изменений характера вооруженной борьбы (разработкой теории глубокой операции и боя) перестраивалась и система подготовки командного состава. Одним из требований к подготовке было усиление общевойсковой направленности офицеров: одновременно с изучением тактики общевойсковых подразделений и частей от офицеров требовалось более глубоко осваивать вооружение и военную технику, знать возможности приданных и поддерживающих сил и средств, повышать свою теоретическую подготовку.
Обучение офицеров в это время строилось в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) «О командном и политическом составе РККА» от 5 июня 1931 г., в котором говорилось, что основными задачами в деле дальнейшего повышения боеспособности армии являются «решительное повышение военно-технических знаний начальствующего состава, овладение им в совершенстве боевой техникой и сложными формами современного боя».
Таким образом, впервые в армии была создана стройная система обязательной командирской подготовки. Ее основными мероприятиями являлись командирские и методические занятия, а также учебные сборы. Совершенствование подготовки офицеров проходило также по пути дифференцированного подхода к комплектованию учебных групп с учетом уровня подготовки обучаемых и их специальности.
Впрочем, во время советско-финского конфликта в подготовке офицерского состава был выявлен ряд проблем. Что самое интересное, они созвучны с современными проблемами нашей армии. В 1940 г. начальник управления боевой подготовки Красной Армии генерал-лейтенант В.Н. Курдюмов в докладе о состоянии боевой подготовки указывал, что «наиболее слабым звеном в начальствующем составе являются командиры рот (батарей), взводов… как правило, не имеющие необходимой подготовки, командирских навыков и служебного опыта. Командный состав мало работает над повышением своего общего культурного уровня и развития. Военную, политическую и художественную литературу читает нерегулярно. Недостаточно изучал армии вероятных противников и театры военных действий. Опыт войны с белофиннами остался необобщенным и неизвестным для широких масс командного состава, не принимавшего в ней участия».
По итогам этого доклада по указанию ЦК ВКП (б) были проведены преобразования в системе обучения командиров, офицеров штабов. В частности, они предусматривали следующее: «В новом учебном году в основу командирских занятий необходимо положить тактическую подготовку, изучение боевого опыта Красной Армии и опыта войны на Западе. Методами совершенствования командного состава должны явиться: самостоятельная работа над собой, плановые командирские занятия, индивидуальные задания, участие в общевойсковых и командно-штабных учениях».
Боевая учеба во время войны
С началом Великой Отечественной войны система подготовки офицеров была полностью подчинена интересам выполнения боевых задач и носила только практическую направленность. Для проведения мероприятий боевой подготовки использовались любые перерывы между боями, командирские занятия, командно-штабные и тактические учения обязательно проводились в ходе подготовки к операциям. Широко использовались такие формы подготовки, как групповые упражнения, военные игры, тактические летучки, разборы прошедших боев, групповое и индивидуальное изучение тактики, вооружения и военной техники.
В ходе изучения боевого опыта отрабатывались вопросы подготовки и ведения основных видов боя, основ применения родов войск в различных условиях обстановки. На тактических летучках офицеры тренировались в выявлении сильных и слабых сторон противника, быстром принятии решений, определении и постановке задач подчиненным, умелом ведении рабочих карт.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что даже в годы войны созданная в довоенные годы система командирской подготовки действовала в полном объеме, без каких-либо сокращений. Во время подготовки к боевым действиям помимо уже перечисленных форм применялись командирские сборы, в ходе которых происходил обмен боевым опытом, отрабатывались вопросы взаимодействия и управления. Так, например, при подготовке офицеров 2-го и 3-го Белорусских фронтов к наступательной операции в Восточной Пруссии в 1944 — 1945 гг. при штабах армий был подготовлен и проведен ряд сборов командиров стрелковых корпусов, дивизий, полков с их штабами и командиров средств усиления. При штабах стрелковых корпусов были проведены сборы командиров стрелковых батальонов, рот и артиллерийских батарей.
История не знает другого примера, когда в действующей армии на протяжении всей войны обучение войск, в том числе и офицеров, проводилось с таким напряжением и размахом, так целеустремленно и плодотворно, как в Советской Армии в годы Великой Отечественной войны.
Опыт в запас не уходит
Подготовка офицерского состава в послевоенный период основывалась на опыте, накопленном в ходе Великой Отечественной войны, с учетом совершенствования форм и методов вооруженной борьбы, изменения организационно-штатной структуры войск, полной их моторизации и механизации, а также изменений в вооружении, организации и тактике действий противника.
Кардинальные изменения в направленности подготовки офицеров произошли в середине 50-х годов. Новый этап в развитии системы подготовки офицерского состава был вызван коренными изменениями в материальной части боя. Появление и распространение ядерного оружия потребовали изменений содержания военного образования. В войсках наряду с изучением боевого опыта войны больше внимания стало уделяться формированию высоких морально-психологических и боевых качеств, проявлению самостоятельности, инициативы офицерами. Объем знаний, умений, навыков и качеств, необходимых офицеру, значительно вырос. Появилась необходимость в более глубоком изучении теоретических положений в войсках. В этих условиях обучение офицеров только на командирских занятиях, командно-штабных и тактических учениях не удовлетворяло требованиям к их профессионализму.
Возникла необходимость в проведении сборов, усилении самостоятельной учебы и методических занятий. Вместе с тем полностью решить задачи по подготовке офицеров в войсках, особенно при назначении на вышестоящие должности в рамках полкового звена, не представлялось возможным ввиду сложности подготовки и повышения требований к уровню профессионализма. Для решения этой задачи были созданы курсы повышения квалификации при высших военно-учебных заведениях.
Последующие изменения в направленности подготовки офицеров обусловливались динамично развивающимися вооружением и военной техникой, изменениями на этой основе тактики действий соединений, частей и подразделений. Вслед за развитием ВВТ и тактики увеличивался и усложнялся объем вопросов подготовки, которые должны были осваивать офицеры. Увеличение огневой мощи, дальностей поражения огневыми средствами вызвали появление новых форм обучения офицеров управлению подчиненными войсками в ходе выполнения поставленных задач. Среди таких форм можно назвать тренировки по управлению боем в специально оборудованных классах, тренировки по управлению огнем и их разновидности, групповые упражнения и летучки на местности с реальными действиями средств управления, обозначения и имитации. Формы и особенно методы обучения развивались в основном за счет появления новых средств обучения.
Так сложилась существующая сегодня система подготовки офицерского состава.
Что она представляет собой сегодня? Какие требования предъявляются к современному офицеру?
В ногу со временем
Если уйти от казенных фраз и не перечислять все этапы офицерской службы от поступления в училище до увольнения в запас, то систему подготовки офицеров можно охарактеризовать двумя словами: постоянная учеба. Обучение в военно-учебных заведениях и профессиональная подготовка в войсках составляют постоянно повторяющийся цикл этой системы. Такое ее построение абсолютно оправданно, и только оно способно обеспечить постоянный рост профессионального мастерства офицерского состава.
Очень часто при обсуждении вопросов, связанных с военным строительством, реформированием Вооруженных Сил, приходится сталкиваться с мнением, что порядок подготовки офицеров для армии и флота, применявшийся в Вооруженных Силах СССР, не годится для Российской армии. Это не может быть истиной по одной причине: данная система не раз доказывала свою эффективность. Кроме того, современная система подготовки офицерского корпуса складывалась как историческая традиция русской армии в середине XIX века и действует не только в наших Вооруженных Силах, но и в армиях многих государств.
Другое дело (и об этом абсолютно правомерно говорят военные специалисты), что содержание и направленность подготовки офицеров должны совершенствоваться и изменяться в соответствии с современными вызовами.
Непреложной истиной является то, что история на своих опасных поворотах не отводит армии времени для полного становления и развертывания. Об этом свидетельствует и недавнее прошлое российского государства. Вооруженным Силам Российской Федерации буквально через несколько лет с момента создания, в 1994 году, пришлось пройти жесточайшее испытание — боевые действия в так называемой первой чеченской кампании. И, как показали эти события, мы оказались к ней не готовы: никто — ни офицеры, ни солдаты — не представлял того, что нас ожидало.
Хотя среди тех, кто командовал частями и подразделениями, было немало отличников учебы и командиров лучших подразделений. И мы допустим грубейшую ошибку, если причиной сложившегося тогда положения назовем низкий уровень профессиональной подготовки офицеров. В каждом офицере заложен высочайший теоретический потенциал, что обусловлено прежде всего эффективной системой обучения в высших военно-учебных заведениях.
Из этого вытекает одно из основополагающих требований к подготовке современного офицера: каждый должен не только знать теорию военного искусства, но и понимать сущность и содержание современной вооруженной борьбы во всех ее проявлениях.
Теоретические знания военного дела — это не только знание отдельных учебных дисциплин, но и целостное представление о современном военном искусстве. Курсанты и слушатели должны четко представлять себе бой как целостное явление, понимать процессы, происходящие на поле боя, в их неразрывной взаимосвязи. Таким образом формируется то, что принято называть тактическим мышлением, которое характеризуется тем, что офицер должен не слепо выполнять предписания теоретических положений уставных документов, а понимать сущность поставленной задачи и использовать теоретические знания применительно к складывающейся обстановке, насколько бы она ни была сложна.
Основным показателем практической готовности офицера к выполнению функциональных обязанностей являются его навыки в управлении подчиненными.
Это очень важный элемент подготовки офицеров. Каждый офицер должен осознавать, что управление в мирное и военное время — процесс единый, что управление частями и подразделениями в повседневной деятельности подчиняется тем же законам и основывается на тех же принципах, что и управление в бою. То есть современный офицер прежде всего должен знать основы теории и владеть практикой управления. Это должно касаться любого аспекта жизнедеятельности, будь то управление при решении учебно-боевых и боевых задач или иных задач повседневной деятельности. Такой подход, если он осмыслен, обеспечивает один из основных принципов подготовки офицерского состава — непрерывность обучения и совершенствования навыков (в данном случае одного из важнейших — умения управлять).
Как понимание сущности вооруженного противоборства, так и знание и понимание основ теории управления являются результатом кропотливой работы, постоянного повышения профессионализма.
В военно-учебных заведениях сами рамки учебного процесса не позволяют обучаемому останавливаться на достигнутом, а в ходе обучения в войсках вопросы профессионального роста целиком и полностью зависят от двух факторов. Во-первых, от эффективности командирской (или профессионально-должностной) подготовки, которая в полной мере зависит прежде всего от требовательности старшего командира. Однако на подготовку отводится только два дня в месяц. В остальное время предполагается совершенствование полученных навыков в ходе боевой учебы подчиненных войск и в ходе самостоятельной работы. Таким образом, учитывая, что в ходе боевой учебы полученные знания и приобретенные навыки в основном совершенствуются, вторым фактором, оказывающим решающее влияние на обеспечение профессионального роста, является результативность самостоятельной подготовки.
Постоянная индивидуальная работа над собой сегодня — одно из важнейших направлений в подготовке офицеров. Как эта задача будет решена, целиком и полностью зависит от высших учебных заведений Министерства обороны. Как это ни странно звучит, курсанты и слушатели должны учиться учиться. Только тот, кто способен учиться сам и самостоятельно добывать знания, способен должным образом учить других.
Однако совершенствование профессионализма не должно ограничиваться рамками военно-специальных знаний. Общеобразовательный уровень современного офицера, его культурный уровень также должны соответствовать реалиям современности.
Если говорить о совершенствовании боеготовности армии через повышение общеобразовательного уровня личного состава, то неоспоримым будет утверждение, что успех этой задачи напрямую зависит от готовности офицеров на практике решать подобные задачи.
Отсюда вытекают два направления работы. Во-первых, обеспечение способности высших военно-учебных заведений вывести своих выпускников на такой методический уровень, который позволит им качественно организовывать обучение подчиненных по общеобразовательным дисциплинам. Во-вторых, воспитание в самих офицерах постоянного стремления к совершенствованию своего общеобразовательного уровня. Может, кому-то и трудно представить себе командира роты с учебником высшей математики в руках, но это отнюдь не смешно. В этом ракурсе не стоит забывать и историю русского офицерского корпуса: большая, если не подавляющая, часть великих русских ученых, писателей, поэтов и композиторов были офицерами.
Еще одно требование к подготовке офицеров заключается в соответствии ее целей целям всей подготовки Вооруженных Сил, которая представляет собой взаимосвязанный процесс и включает подготовку и всех звеньев управления, и резервов, и учебный процесс высших военно-учебных заведений.
Но зададим себе вопрос: а каковы цели этой подготовки? Не только любой офицер, но и курсант даст на этот вопрос абсолютно правильный ответ: подготовка Вооруженных Сил обеспечивает их готовность к применению, то есть подготовка обеспечивает готовность к войне.
Однако иногда на практике складывается очень странная картина: подготовка проводится ради подготовки. Основными показателями уровня готовности курсантов к выполнению должностных обязанностей являются их оценки по предметам обучения, основными целями подготовки соединений, частей и подразделений ставятся успехи в боевой подготовке, а их готовность к применению по боевому предназначению оценивается успехом проводимых мероприятий и полнотой выполнения планов подготовки.
Безусловно, и успеваемость курсантов, и оценки, полученные на итоговых и контрольных проверках, являются показателем достижения целей подготовки, но показателем косвенным. В качестве примера можно привести очень парадоксальный пример. В прошлом отличник учебы в войсках не может реализовать свой теоретический потенциал, а в боевой обстановке теряется. А молодой лейтенант, имеющий синий диплом с обилием удовлетворительных оценок, на практике оказывается великолепным организатором и командиром. Невероятно, но факт.
Поэтому если говорить о боевой подготовке, то профессионализм офицера должен проявляться не только в строгом соответствии проводимых мероприятий требованиям программ боевой подготовки, различных курсов и руководств, а в умении готовить своих подчиненных к применению тех или иных положений руководящих документов в реальной обстановке.
Это направление совершенствования профессиональной подготовки офицера находится в тесной взаимосвязи с необходимостью понимания сущности вооруженной борьбы. Кроме того, только основываясь на творческом подходе к обучению войск, офицер сможет реализовать древнейший принцип боевой подготовки: учить войска тому, что необходимо на войне.
Одним из направлений совершенствования профессиональной подготовки офицеров является повышение методического мастерства. Это направление работы само по себе не ново, но необходимо переломить устойчивый стереотип оценки методических навыков командира.
Умение готовить и проводить занятия по предметам обучения не должно ограничиваться известной всем методикой. Существующие формы и методы неоднократно показывали свою эффективность, но наряду с классической методикой офицеру следует знать и применять нестандартные подходы к обучению. Например, достаточно эффективным может оказаться применение для тактической подготовки подразделения типа взвода группового упражнения на макете местности, особенно при изучении вопросов взаимодействия на поле боя. Этот метод подготовки самих офицеров достаточно знакомый и проверенный, он позволяет руководителю занятий смоделировать для отработки любую обстановку, которая может возникнуть при выполнении боевой задачи.
Второй аспект совершенствования методического мастерства связан с переходом соединений и частей на новый способ комплектования. Некорректно говорить, что методика подготовки подразделения, укомплектованного военнослужащими, проходящими службу по контракту, в корне отличается от классической методики обучения. Но этот факт налагает на офицера дополнительные обязанности, выполнение которых немыслимо без творческого подхода.
Тематика и методы проведения занятий согласно программам боевой подготовки цикличны, повторяемы из года в год. Это допустимо только на этапе становления подразделения, его сколачивания как боевой единицы. Вполне очевидно, что перечень отрабатываемых тем и вопросов является базой, основой, без которой немыслимо совершенствование уровня обученности и слаженности, которые могут характеризовать боевые возможности подразделения.
Основываясь на том, что боевая подготовка должна быть интересна для самих обучаемых, можно сделать вывод, что подразделение, укомплектованное военнослужащими-контрактниками, не должно из года в год отрабатывать одни и те же темы, одни и те же вопросы. Возврат к пройденному материалу возможен в силу ряда причин, но офицер, стремящийся действительно обучать своих подчиненных, просто обязан выходить за рамки жестко регламентированных вопросов.
Немаловажный аспект совершенствования методического мастерства связан с внедрением новых технологий, прежде всего компьютерных программ и современных технических средств обучения.
Сегодня умение организовывать и проводить занятия с применением современных средств обучения является одним из требований к профессиональной подготовке офицера. От его технической грамотности, умения сочетать традиционные и новые формы, методы и средства обучения зависит непрерывность подготовки подчиненного личного состава и подразделений, что в свою очередь является основой обеспечения постоянной готовности соединений, воинских частей, кораблей и подразделений к выполнению задач по предназначению.
В целом все общие и специфические требования офицерской подготовки можно свести к следующим основным положениям.
Прежде всего офицер — это настоящий специалист военного дела, умелый организатор, способный на практике применять принципы военной науки. Он должен обладать не только знаниями теории вооруженной борьбы, но и тактическим мышлением, способностью глубоко анализировать обстановку и предвидеть ход событий, прогнозировать развитие обстановки в условиях как мирного, так и военного времени, разрабатывать меры на случай возможных изменений.
Второе — умение обучать и воспитывать подчиненных. Офицер должен владеть методами работы с людьми, знать и уметь реализовывать на практике принципы педагогики и психологии, уметь грамотно и поучительно, на высоком уровне проводить занятия и учения. При этом каждый должен осознавать, что шаблонный подход к обучению и воспитанию в современных условиях неприемлем.
Третье: высокая дисциплина и исполнительность, внутренняя собранность и честность — это такие качества, без которых немыслима деятельность современного офицера, это такие качества, которые испокон веков составляли значение такого емкого понятия, как честь офицера.
Четвертое — инициатива и самостоятельность. Без инициативы невозможно добиться победы, это предполагает готовность идти на оправданный риск.
И, конечно, современный офицер — это человек высокой культуры и широкой эрудиции.
Таким видится портрет современного офицера Вооруженных Сил Российской Федерации.
http://www.redstar.ru/2006/02/2202/201.html