Победа.Ru | Священник Александр Добродеев | 13.02.2006 |
Мне хотелось бы начать свой доклад словами Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в обращении к братьям и сестрам во Христе в узах сущим сказавшего: «В Рождестве Христовом нам дана возможность преображения души, свобода выбора добра и света. Даже самый закоренелый преступник, некогда сеявший вокруг себя зло и разрушение, способен восстать из бездны падения и омывши свои грехи покаянием вернуться в лоно Церкви. Наша уверенность в этом подкрепляется примерами многих святых угодников Божиих, сумевших при помощи Божественной благодати не только сбросить греховные оковы, но и достичь святости».
Господь наш Иисус Христос через Свое воплощение, через Свою жизнь на земле, через Свое учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо излиял на землю, или лучше сказать на Церковь, всю полноту Своей благодати: просвещающей, милующей, очищающей, освящающей, обновляющей, утверждающей, руководствующей и спасающей. Излиял целое море благодати — приходи всякий и черпай воду спасения сколько хочешь.
Эти слова как нельзя лучше ложатся в основу концепции деятельности нашего сектора УИС Синодального отдела по взаимодействию с ВС и ПУ на сегодняшний день. Мы координируем душевно-попечительскую деятельность в местах лишения свободы и оказываем помощь в духовно-нравственном просвещении сотрудников УИС и осужденных во взаимодействии с государственными органами общественными организациями и СМИ.
Например, взаимодействие с ФСИН Российской Федерации осуществляется планомерно в соответствии с Соглашением о сотрудничестве.
Хотелось бы акцентировать Ваше внимание на том, что при организации воспитательной работы с осужденными, именно обращение сотрудников УИС к богатейшему духовному наследию не случайно. В условиях изоляции от общества происходит наиболее обостренное восприятие основных смыслообразующих вопросов: жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, греха и раскаяния и т. д. Именно поэтому проблема выбора миротворческих основ и религиозных базисных представлений для осужденного имеет не надуманный, а жизненно необходимый характер. Приобщение осужденных к религии, к ее духовной культуре самым благотворным образом влияет на морально — психологический климат в исправительных учреждениях. Спасение человека не мыслится в Православной Церкви индивидуально. Хомяков А. пишет: «Когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся спасается в Церкви, как член ее в единстве со всеми другими ее членами». Поэтому актуальны уже приведенные ранее слова о. Глеба Каледы: «… наши тюрьмы. Наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами как наши кровоточащие раны…».
Каковы же актуальные вопросы, где же зарыт камень преткновения всей нашей деятельности, где лежит основная проблема? Мне видится ответ на этот вопрос в выступлении одного высоких руководителей — губернатора. Он очень точно высветил этот корень зла: «Во всем мире происходит неслыханная «порча человека». И эта проблема представляется гораздо более острой, чем принято думать. Можно сказать коротко — кризис экологии человеческой души. В нашей стране масштабы нарушения правовых, нравственных и духовных стандартов поведения превысили все мыслимые пределы. Происходит резкое снижение авторитета и влияния факторов, доминирующих при управлении поведением людей — власти и закона. Их место все чаще и чаще занимают деньги… В нашей стране, по сути, сформировались две нравственные реальности: «аппарат государства», публично исповедующий все обязательные нормы цивилизованной жизни, и «жизнь Государства», где эти нормы практически не действуют… Нечто чрезвычайно важное было выброшено из системы управления огромными массами людей. При этом никто открыто не говорит о бесполезности для жизни общества таких нравственных ценностей, как совесть, правда, верность долгу, но очень многие своими повседневными действиями уничтожают их влияние.
Как справедливо провидел Иоанн Кронштадский: «Свобода совести ведет к жизни без совести». Видимо, прежде всего, все усилия государства и общества должны быть сосредоточены на возвращение людям духовности и веры, которые по силе воздействия на создание и поведение людей многократно превосходят репрессивную власть.
Духовный потенциал — это чисто русское понятие. Не умаляя нравственного и духовного потенциала других конфессий нужно сказать, что для жителей России это еще и православный потенциал.
На протяжении всей своей истории его выразитель — Русская православная церковь хранила и преумножала культуру Россиян, сохраняла, причем в период самых тяжелых испытаний, целостность народа, его стойкость и нравственные начала.
Православие было и остается неагрессивно, оно помогает русскому народу впитывать достижения других культур, высоко ценило и ценит любовь к ближнему, готовность помочь слабому по чисто нравственным принципам.
Соборность присущая православию, создает особое мировосприятие.
Стремление к материальному богатству не было самоцелью, а главным достоинством человека считалось выполнение христианских заповедей. Русская Православная церковь как раньше, так и сейчас ориентирована на поддержку сильного централизованного государства, а значит и сильного правопорядка.
Еще один насущный вопрос, который очень кстати выразил Верховный муфтий России Таглат Таджуддин: «Сейчас очень много говорится о свободе совести, но совесть не может быть свободной, к свободе совести может призывать человек, не видящий, куда это приведет. Свобода совести дана нам Всевышним и для этого не нужен закон о свободе совести».
Существующий закон о свободе совести, о религиозных организациях, к сожалению, за последние 10 лет привел к противостоянию во всех традиционных конфессиях. В немалой степени страдает от этого и Русская Православная Церковь, когда тысячи зарубежных проповедников ринулись в нашу страну.
Очень актуальный вопрос — это реабилитация (или ресоциализация) освободившихся из мест лишения свободы, которая на сегодняшний день, мягко сказано, носит зачаточный характер.
Эти и другие актуальные вопросы являются насущными и требуют живого, заинтересованного обсуждения, в результате которого и родится истина.
Богу нашему Слава!