Независимое военное обозрение | Александр Бабакин | 10.02.2006 |
Говоря о правительственной программе, эксперты «НВО» прежде всего обращают внимание на следующий момент: через девять лет доля гражданской продукции в общем объеме производства ОПК должна превысить 70%. И это не случайно. Как отметил в интервью «НВО» депутат Госдумы РФ генерал-майор Николай Безбородов, только отечественная оборонка в настоящее время способна выпускать конкурентоспособную промышленную продукцию и активно бороться за внешние рынки.
Вместе с тем в документе, основным разработчиком которого было Федеральное агентство по промышленности, говорится, что одним из стратегических направлений развития ОПК является создание крупных научно-производственных интегрированных структур. Причем сразу же возникает вопрос: это что, корректировка Федеральной целевой программы «Реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса (2002−2006 гг.)», утвержденной постановлением правительства РФ # 713 в октябре 2001 года? В ней ведь тоже намечалось создать в ОПК 70 интегрированных структур — концернов и холдингов, которые должны были обеспечить «задачи военного строительства». Тогда предполагалось, что данный перспективный проект поможет всего за 4 года окончательно преодолеть системный кризис в российской оборонке. Но эта ФЦП, не подкрепленная в должной мере законодательно и не обеспеченная финансами, явно забуксовала. К настоящему времени создано всего 6 оборонно-промышленных концернов. Следовательно, сформулированный выше вопрос вполне правомерен.
Источник «НВО» в Совете Федерации — эксперт по ОПК — сказал, что не обладает соответствующей информацией. И вместе с тем счел нужным отметить, что различные программы пишутся начиная с 1994 года, принимаются даже, в общем-то, неплохие федеральные законы, а ситуация в промышленности, особенно оборонной, лишь ухудшается.
В свою очередь, Николай Безбородов, являющийся членом комитета Госдумы РФ по обороне и вплотную занимающийся вопросами ОПК, заявил: «Это не только корректировка прежней программы реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, но и качественно новый и важнейший для национальной экономики документ, который призван, например, защитить и спасти российскую военно-авиационную промышленность». По мнению депутата, если бы «реформирование» ОПК продолжалось в нынешнем темпе, то до конца 2006 года авиапром РФ вполне мог окончательно погибнуть, а Россия — потерять статус авиационно-космической державы. В новой правительственной программе, считает Николай Безбородов, определена государственная политика поддержки российского оборонно-промышленный комплекса.
Документ действительно предписывает провести ускоренное техническое переоснащение научно-производственной базы ОПК, для того чтобы прежде всего обеспечить выполнение государственной программы вооружения, создание высококачественной испытательной базы, импортозамещающей, высокотехнологичной продукции. Правда, по мнению начальника вооружения ВС РФ в 1994—2000 годах генерал-полковника Анатолия Ситнова, при развитии технологий необходимо опираться на опыт советского ОПК, который получил признание во всем мире, и вести планирование на целый порядок вперед. «Тогда, — убежден Анатолий Ситнов, — у нас появятся возможности для производства всех самых передовых вооружений и военной техники».
Кроме того, есть опасность нестыковки важнейших для национальной обороноспособности документов. Ведь утвержденная государственная программа вооружений, по словам Анатолия Ситнова, обеспечивает не комплексное переоснащение Российской армии, а только создание ключевых элементов сложнейшей системы вооружения. Вдобавок, отметил генерал-полковник Ситнов, надо иметь в виду, что ныне прежде всего необходимо создавать единое информационное поле на земле, в воздухе, в космосе, на море, это позволит применять автоматизированные и роботизированные комплексы вооружений. В итоге убрать людей вообще из боевых машин. А ныне продолжает реализовываться программа вооружений, еще утвержденная в 1996 году, но урезанная до отдельных образцов. «У нас, — утверждает Анатолий Ситнов, — нет единого понимания, какое вооружение необходимо делать».
Вместе с тем, подчеркнул генерал, положительным аспектом в только что утвержденной программе является предложение развития базовых отраслей ОПК по промышленности боеприпасов и спецхимии, специальных материалов и электронных компонентов. Все это может создать условия для осуществления на базе российского ОПК перспективных международных проектов в области передовых вооружений и военной техники, как это делают ведущие страны мира.
К сожалению, по мнению Анатолия Ситнова, у российского руководства заметно стремление самостоятельно на базе отечественного ОПК создавать все образцы ВВТ — от пистолета до баллистической ракеты. Это вновь может завести в тупик нашу оборонку, которой не хватит средств и технологических возможностей. В области вооружений надо активнее использовать научно-промышленные потенциалы Индии, стран СНГ и других государств.
Но, судя по всему, эти аспекты создания ВВТ как раз и включены в новую стратегию развития ОПК до 2015 года. Предполагается в кооперации с ведущими иностранными фирмами реализовывать в ОПК РФ передовые проекты в области гражданского самолетостроения, создать истребитель пятого поколения для собственных ВВС и международных рынков, семейство военно-транспортных самолетов, отвечающих не только требованиям национальной обороны, но и коммерческой эксплуатации. Для этого в перспективе будет создана объединенная частно-государственная авиастроительная компания.
Уделяется внимание и развитию отечественной ракетно-космической промышленности — как в интересах укрепления воздушно-космической обороны, так и наращивания мирных космических исследований. В частности, для производства передовых, высокотехнологичных ракет, спутников, радиолокаторов, систем управления планируется в Федеральном космическом агентстве создать 10−11 концернов.
В общем, планы правительства РФ впечатляют. Теперь будем следить, как они будут реализовываться.