Независимое военное обозрение | Виктор Мясников | 11.02.2006 |
Знаменательно, что буквально год назад из состава российского военно-морского флота был выведен авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», продан Индии и переименован. Эта сделка прозвучала окончательным приговором дальнему океанскому флоту России. Закладка нового «Горшкова», названного в честь главкома ВМФ СССР, который превратил страну в великую океанскую державу, имеет особый символический смысл — Россия намерена вернуться в Мировой океан.
В 2004 году Министерство обороны РФ разработало план развития Военно-морского флота на период до 2040−2050 годов. В нем прописывался отказ от защиты интересов России в океанах, флот предназначался для действий не далее 500-километровой прибрежной зоны, фактически только в территориальных водах России. «Мы уходим от кораблей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем», — заявлял тогдашний главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов. По его словам, в дальнейшем предполагалось строить фрегаты и корветы только для прибрежного плавания.
В марте 2005 года Минобороны собиралось объявить тендер на постройку фрегата проекта 11 356 для прибрежной морской зоны. Но в сентябре, когда адмирала Куроедова сменил новый главком МВФ Владимир Масорин, оказалось, что строиться будет корабль совершенно другого класса. В октябре был подписан контракт, а 1 февраля нынешнего года заложен новый «Адмирал Горшков».
На церемонии закладки адмирал Масорин заявил, что таких фрегатов требуется 20, а в перспективе будут построены и один-два авианосца. Это значит, что военно-морская доктрина России с «прибрежной» сменилась на «океанскую». В последний раз российский флот совершал боевые походы в Мировой океан еще под флагом СССР. В Персидском заливе он обеспечивал охрану советских судов в 1987—1988 годах, в 1990-м — в Индийском океане.
В нынешних условиях важность охраны морских коммуникаций и шельфовых месторождений углеводородов резко возросла. Россия, объявившая себя лидером в энергетической сфере, должна подкрепить эти обязательства силовым обеспечением. Охранять надо не только наземные трубопроводы, но и будущий газопровод на дне Балтийского моря, танкерные маршруты в Юго-Восточной Азии, морские буровые платформы в разных регионах мира, куда все активней проникают российские нефтегазовые компании.
Следует ожидать серьезного перераспределения военного бюджета. Фрегат проекта 22 350 стоит 400−420 млн. долларов. С учетом новейших вооружений, которые сейчас разрабатываются, его реальная цена может возрасти до 500 млн. долларов. 20 фрегатов обойдутся в 10 млрд. долларов, авианосец — не менее 2,5−3 млрд. долларов. При этом на каждый боевой корабль требуется хотя бы одно судно обеспечения и портовая инфраструктура, стоимостью равная самой боевой единице. Содержание корабля тоже влетает в копеечку.
Но это еще не все расходы. К моменту формирования океанских группировок кораблей должна быть создана глобальная система космической навигации, связи и разведки; усилена дальняя авиации, атомный подводный флот, подразделения морской пехоты и аэромобильные части. А Россию должен прикрывать мощный комплекс воздушно-космической обороны. Однако в Минобороны позиции «сухопутчиков» гораздо сильней, чем «моряков», так что морская доктрина еще не раз может быть откорректирована в сторону удешевления.