Как известно, основная цель российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК), к которому в настоящее время относятся более 1.500 предприятий и организаций, обеспечивающих работой свыше 2 млн. человек, — постоянное поддержание военно-экономического потенциала страны на уровне, обеспечивающем ее обороноспособность и безопасность в соответствии с национальными интересами. В последние годы в ОПК наблюдаются позитивные тенденции, растет государственный оборонный заказ, выплачиваются долги за уже выполненные работы, словом, государство повернулось к «оборонщикам» лицом, наконец-то обратив внимание на проблемы отрасли. Но, несмотря успехи последнего времени, состояние ОПК все же далеко от желаемого — пятнадцатилетний экономический кризис не прошел даром.
Хотели как лучше…
Как сообщил ИТАР-ТАСС руководитель департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго РФ Юрий Коптев, более 80 проц. основных фондов российских оборонных предприятий полностью амортизировано. По его словам, продукция производится на уровне технологий, которые созданы до 1993 года, а средний возраст работающих в ОПК приближается к 50 годам.
Основные средства в обновление фондов вкладывают сами предприятия. «Государственная составляющая в этой области ниже 15 процентов, а все в сумме дает менее 20 процентов от того, что надо», — подчеркнул Ю. Коптев. Сегодня общая загрузка предприятий «оборонки» составляет менее 30 проц., доля гособоронзаказа при этом составляет 25 — 30 проц. от общей загрузки.
Для решения этих проблем Правительство России приняло Федеральную целевую программу «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 — 2006 гг.)». Согласно ей должна быть создана эффективная структура ОПК, увеличена загрузка производственных мощностей, занятых в военном производстве, в среднем до 70 проц., улучшена структура экспорта, увеличена в нем инновационная составляющая, обеспечен выпуск дополнительной продукции на сумму около 80 млрд. рублей, а также обеспечено увеличение доли участия государства в капиталах головных компаний системообразующих интегрированных структур до контрольного пакета акций.
Эта ФЦП предусматривала выделение в 2005 году 8,4 млрд руб. предприятиям ОПК. Намечалось реконструировать 25 тыс. кв. м производственных площадей и обновить станочный парк на 38 объектах (около 4 проц. организаций ОПК). Однако в 2004 году финансирование по программе составило лишь чуть больше половины заявленных средств. Проблема с недофинансированием давала о себе знать и в году минувшем. Вот почему многие планы, что называется, просто повисли в воздухе.
Непростая ситуация складывается и со средствами для обеспечения гособоронзаказа. По словам заместителя председателя Правительства РФ — министра обороны Сергея Иванова, «на финансирование гособоронзаказа в 2006 г. планируется выделить 236 млрд. 694 млн. рублей, что почти на 53,5 млрд. больше, чем в 2005 году». Но, например, в 2005 году в результате различных перераспределений денег ГОЗ контракты на производство ВВТ заключались позднее запланированных сроков. Поэтому в первом квартале прошедшего года «оборонка» почти не финансировалась, да и позднее были задержки. Это привело к тому, что многие предприятия отрасли влезли в долги, общий объем их кредиторской задолженности на конец года был приблизительно равен 20 проц. всего объема госзаказа!
Именно поэтому, несмотря на увели чение гособоронзаказа по сравнению с 2004 годом почти на треть, руководители предприятий ОПК на своих региональных и всероссийских совещаниях жаловались на резкое падение уровня ГОЗ, отсутствие государственной программы технического перевооружения и соответственно финансирования обновления станочного парка. Серьезную озабоченность вызывают у «оборонщиков» и долгое оформление контрактов, несвоевременность и малая величина финансирования заказов, необходимость содержания за свой счет мобилизационных мощностей и др. Все это говорит об отсутствии четкого и эффективного руководства оборонной отраслью.
Под одним крылом
Из важных для ОПК событий в минувшем году можно выделить введение системы единого заказчика гособоронзаказа. В 2005 году управление ОПК подверглось административному усовершенствованию. В Министерстве обороны РФ с прошлого года действует система единого заказчика гособоронзаказа во главе с начальником вооружения Вооруженных Сил — заместителем министра обороны РФ генералом армии Алексеем Московским. Если раньше 52 армейских управления напрямую могли закупать вооружения и военную технику, год назад — 20 управлений, то сейчас только одно.
Одновременно указом Президента РФ была создана Федеральная служба по оборонному заказу (ФСОЗ) во главе с бывшим директором «Рособоронэкспорта» Андреем Бельяниновым.
Конечно, все эти меры оздоровляют ситуацию, но она пока остается тревожной. Об этом сигнализируют «оборонщики» регионов, где доля госзаказа для предприятий с каждым годом снижается. По словам губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, на уровне государства до сих пор нет долгосрочной оборонной стратегии, а между тем доля госзаказа для предприятий с каждым годом снижается: с 35 проц. в 2000 году до 13 проц. в 2005 году. Кроме того, по словам главы региона, чрезвычайно остро стоит проблема технического перевооружения оборонных заводов, и этим необходимо заняться прямо сейчас, иначе после вступления России в ВТО предприятия просто не выживут. Губернатор также считает, что государство, по сути, не занимается казенными заводами и не дает регионам полномочий решить их судьбу.
В советские годы на Среднем Урале насчитывалось более 400 оборонных предприятий, сейчас действуют 53. Все они работают благодаря региональной программе конверсии: предприятия перешли на выпуск гражданской продукции.
Если взглянуть на проблему в целом, то, по данным Минэкономразвития России, в 2006 году будет положительная динамика роста объемов промышленного производства в государственном секторе оборонно-промышленного комплекса, которая составит 108,5 процента. В прошлом году объем выпуска промышленного производства госсектора в ОПК снизился и составил 98,1 процента от уровня 2003 года, в том числе военной продукции — 88 процентов.
Общее снижение производства, отметили в Минэкономразвития, объяснялось существенным сокращением производства военной продукции в авиационной промышленности (67,8 проц.) и в промышленности вооружения (67,8 проц.) в связи с завершением поставок по контрактам в Индию и Китай. Как ожидается, рост общего объема промышленной продукции в госсекторе ОПК составит 105,5 проц., в том числе военной продукции — 101,5 проц., гражданской продукции — 111,1 проц.
Остается только надеяться, что эти планы развития реализуются на практике. Итоги же деятельности ОПК в 2005 году говорят о том, что реформу «оборонки» надо продолжать.
Кстати, 24 января Министерством юстиции РФ зарегистрирован приказ министра обороны РФ от 29.12.2005 г. N 550 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения». Определив порядок рассмотрения запросов федеральных органов исполнительной власти, российских и иностранных субъектов ВТС, а также иных участников внешнеторговой деятельности в этой сфере, тем самым заметно упрощена деятельность этих самых субъектов. Это значит, что многострадальный отечественный ОПК, который выживает в значительной мере за счет поставок на экспорт, получил ощутимую поддержку.
Планов громадье
Сегодня уже никто не сомневается в том, что правовое поле деятельности «оборонки» нуждается в серьезной доработке. В 2006 году в Минпромэнерго будет доработан ряд стратегических документов по развитию оборонно-промышленного комплекса и авиационной промышленности на период до 2015 года, судостроительной и электронной промышленности России на период до 2030 года. В скором времени на базе ведущих предприятий-разработчиков и производителей гражданской и военной авиационной техники начнет работать Объединенная авиастроительная корпорация.
В Правительство РФ также будут внесены проекты нормативных правовых актов по созданию интегрированных структур и казенных предприятий в ОПК, повышению роли головных организаций интегрированных структур и совершенствованию работы органов управления такими структурами. Из разряда злободневных и документы по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, созданию благоприятных для субъектов ОПК условий деятельности, включая внешнеторговую.
Планируется подготовить предложения по включению в федеральную адресную инвестиционную программу проектов, реализуемых в ОПК, в том числе по государственному оборонному заказу, а также по привлечению негосударственных, в том числе иностранных, инвестиций в ОПК.
Будет разработан и внесен на утверждение в правительство проект федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 — 2010 годы и на период до 2015 года».
В соответствии с федеральным бюджетом на 2006 год будут осуществлены мероприятия по государственной поддержке и сохранению уникальной стендовой, испытательной базы и полигонов организаций ОПК.
Предстоит реализовать комплекс приоритетных опытно-конструкторских работ, обеспечивающих создание перспективного авиационного комплекса, не уступающего по своим боевым возможностям лучшим мировым аналогам. Речь также идет о создании научно-технического задела для авиационной техники и вооружения нового поколения для начала их полномасштабной разработки после 2010 года.
Важнейшей задачей является обеспечение строительства боевых кораблей ХХI века, ремонта и модернизации стратегических ракетных атомных подводных лодок, выполнение договоров в сфере ВТС, в частности контракта с Индией по переоборудованию ТАКР «Адмирал Горшков».
Будут реализованы пять программ Союзного государства, включая разработку и реализацию двух проектов новых программ: «Разработка и освоение серий интегральных микросхем и полупроводниковых приборов для аппаратуры специального назначения и двойного применения»; «Разработка и создание нового поколения функциональных элементов и изделий СВЧ-электроники, оптоэлектроники и микросенсорики для радиоэлектронных систем аппаратуры специального и двойного назначения».
Словом, ОПК России и курирующим его государственным структурам в новом 2006 году предстоит очень много работы.
http://www.redstar.ru/2006/02/1102/401.html